Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
1. Соціологія як наука про суспільство. Соціологія – наука, що вивчає суспільство. Деякі науковці вважають, що поняття суспільства формується зі здатн...полностью>>
Социология->Реферат
Проект науки об обществе Огюста Конта (1798-1857). · Поставил вопрос о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать ...полностью>>
Социология->Реферат
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин...полностью>>
Социология->Курсовая работа
В современном мире очень важно исследовать структуру общества. Эта информация может быть полезна для власть придержащих, дабы правильно и в соответсви...полностью>>

Главная > Монография >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Структура молодого поколения может быть рассмотрена под углом зрения последовательной смены определенных фаз развития и роста, в основе которых лежат биологические, психологические, культурные и социальные изменения.

Если условно рассматривать период молодости как переход от детства к «взрослости, характеризующийся определенным типом взаимоотношений между индивидом и социальным окружением, то можно выделить четыре типа социального взросления молодежи, которые охватывают в целом воз­раст от 11-12 лет до 29-30 лет.

Эти этапы характеризуют процесс становления молодежи как субъекта общественной жизни. Каждому этапу присущ ведущий характер деятельно­сти, особый социальный статус, своя специфика освоения социального опыта.

Первый этапподростковый (от 11 до 14 лет). В социальном плане он характеризуется тем, что все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на попечении родителей или государства. До 14 лет социаль­ный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объек­том защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться й получать за свой труд вознаграждение (региональное законодательство в ком вопросе не всегда соответствует федеральному, например, в Законе о молодежи Республики Татарстан в соответствии со ст. 23 предусмотрена возможность использование труда несовершеннолетних при достижении ими возраста 13 лет).

Второй этап юность (от 14 до 18 лет) — характеризуется завершением этапа первичной социализации, при этом социальный статус неодноро­ден, а спектр социальных ролей значительно расширяется. Статусная группа мчащихся по-прежнему является преобладающей, но с 16 лет молодой чело­век получает основные трудовые и гражданские права. С этого же возраста молодые люди имеют право вступить в брачно-семейные отношения, а завершение этапа знаменуется наступлением правовой зрелости — человек получает и политические права. С 16-17 лет в юношеской среде все активнее развиваются стратификационные процессы, связанные с решением главной задачи этого периода — выбором профессии. Выбор профессии — первое серьезное жизненное испытание для большинства юношей и девушек. В по­следние годы с развитием сети высших учебных заведений (прежде всего коммерческих) у молодежи появилось больше потенциальных возможностей и путей профессионального самоопределения, но одновременно увеличился разрыв "стартовых возможностей" между различными группами молодежи, выделяемых по социально-материальным признакам. Выбор профессии и типа учебного заведения приводит к дифференциации жизненных путей юношей и девушек, и это зачастую связано не только с дифференциацией умственных способностей и интересов, но и с дифференциацией материаль­ных возможностей семей, т.к. высшее (в ряде случаев и среднее профессио­нальное) образование становится платным и оказывается не "по карману" для значительной части общества. На этом этапе в социально-профессиональной структуре общества выделяется значительный слой рабо­тающей молодежи 16-18 лет. Применительно к современным российским условиям этот слой молодежи наиболее полно представлен в сфере коммер­ческой деятельности. В 18 лет большинство юношей сталкиваются со вто­рым серьезным жизненным испытанием — обязанностью службы в армии. Значительное число молодых людей, по данным статистики, оказываются физически и морально не готовыми "испытать тяготы и лишения воинской службы". Как показывают социологические исследования, психологически не готовыми к этому оказываются и многие семьи, в которых распространи­лось мнение, что "в армии служат только неудачники". Этому способствует и нездоровая обстановка, складывающаяся в вооруженных силах России: сред­ства массовой информации постоянно сообщают о случаях дезертирства мо­лодых солдат из-за унижения их человеческого достоинства. В результате к середине 90-х годов уклонение от службы в армии приобрело массовый ха­рактер, в 1996 г. более 500 призывников заявили о своем конституционном праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наи­более криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие стано­вится одной из причин девиантного поведения юношества.

Таким образом, второй этап — этап юности является исключительно важным и сложным в формировании социальной зрелости подрастающего поколения.

Третий этап — 18-23 года — период ранней молодости. В эти годы мо­лодой человек становится физически зрелым. "Физическая зрелость — это такая степень развития отдельных органов и организма человека в целом, которая достаточна для реализации основных биологических функций и мо­жет послужить предпосылкой для выполнения им основных ролей".

Значительная часть молодежи в этот возрастной период достигает соци­альной зрелости. Для нее ведущей сферой деятельности становится труд, мо­лодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной не­зависимости от родителей, вступают в брачно-семейные отношения. В то же время для не менее значительной части молодежи, прежде всего студенче­ской, это время освоения высокой квалификации и различных сфер деятельности, т.е. их образовательный статус не является полным. Неполнота социального статуса обусловлена и тем обстоятельством, что большинство молодых людей в возрасте 18-23 лет не имеют собственного жилья и реальных перспектив на его получение.

В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интел­лектуальной зрелости.

Четвертый, завершающий этап — этап молодости — 23-29 лет. Этот период характеризуется становлением духовной зрелости. "Духовно-мировозренческая зрелость происходит, как правило, в возрасте 27-28 лет, когда сформированы смысло-жизненные цели и система ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции, прошел период профессионально­го самоопределения и становления молодого человека". К 28 годам по данным статистики, более двух третей молодых людей находятся в браке и имеют детей.

Таким образом, социальные возрастные фазы молодости можно опреде­лить от 14 лет (начало уголовной ответственности) и до 29 лет (время пред­полагаемого достижения интеллектуальной и нравственно-мировозренческой зрелости).

Ответ на вопрос «Следует ли изучать молодежь как социальную общность в виде относительно целостной системы?» должен быть недвусмысленным. Доминирующим моментом в изучении молодежи является поколенческая общность, ценность молодежи как социального ресурса развития и обновления российского общества Посткоммунистическое поколение в России обозначилось. Другого поколения нет. Но окажется ли способным это поколение молодых спустя некоторое время взять на свои плечи весь груз ответственности за преобразование и возрождение страны?

Постепенно, в ходе дискуссий, сформировался взгляд на молодежь как на
социально-демографическую группу, важнейшими группообразующими признаками которой признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные ими социально-психологические свойства.

Одной из первых попыток определения молодежи в общественном содержании было определение, данное В.Т.Лисовским: «...поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей».

Впоследствии были даны определения, характеризующие молодежь с двух основных позиций. Во-первых, как социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных характеристик, во-вторых, как группу, отличающуюся специфическим положением и ролью в обществе, а также социально-психологическими свойствами, интересами, потребностями, ценностными ориентациями и т.д. Положение, роль в обществе и характеристики молодежи зависят от исторического периода, характера общественных отношений и культурных особенностей региона.

Таким образом, в 70-е годы сложилось понимание переходного периода как характерной черты молодежи, отражающей сущность ее основного противоречия: перехода от объекта к субъекту.

Это понимание молодежи как субъекта социального развития и обновления общества стало возможно благодаря изменению общей парадигмы в теории человека, в которой личность стала рассматриваться не как продукт общественных отношений, а как субъект деятельности (деятельностный подход в теории личности).

С этой точки зрения наиболее полным представляется определение В.Н.Боряза, данное с точки зрения сущностного становления молодежи:

- молодежь представляет собой поколение, специфическую часть совокупности людей любого общества, застающую определенный уровень развития производительных сил и соответствующую структуру производственных отношений и совершающую процесс своего общественного становления от объекта наличных материальных условий общественного бытия через первое проявление в качестве элемента производительных сил и носителя производственных отношений до состояния полного выражения этих общественных качеств в своем лице. Вторым существенным признаком, позволяющим выявить специфическое содержание понятия «молодежь», выступает возраст, который дает возможность вычленить объем молодежи из общества.

Низшей границей молодости является физиологическая зрелость. В последнее время границы физиологической зрелости снизилась до рубежа 13-ти лет.

Поскольку признак, определяющий верхнюю границу группы, должен иметь социальный характер, то этим рубежом следует считать окончание процесса жизненного самоопределения и приобретение устойчивого положения в системе общественных отношений. В восьмидесятые годы возрастная граница социальной зрелости составляла уже 30-35 лет. Столь значительное удлинение сроков адаптации молодежи в обществе связывается специалистами с двумя основными причинами: с увеличением периода обучения и образования и с невозможностью для значительной части молодежи взять на себя ответственность за материальное обеспечение себя и своей собственной семьи без помощи родителей. Таким образом, при выделении молодежи в соответствии с ее сущностными признаками границы молодежного возраста оказываются растянутыми, а молодежь как объект изучения - достаточно разнородной.

Так, по нашему мнению, сегодняшнюю молодежь необходимо рассматривать в двух срезах:

  • Первая группа (нынешние 25-30 летние) формировалась в советское время и в первые годы перестройки, с участием традиционных для тех лет институтов социализации - пионерской организацией, комсомолом и т.д. Формирование молодежи базировалось на принципах советского общества: заданности ценностей, правил общежития, определенности будущего, гарантий на труд, учебу, и в определенном смысле продвижения по иерархической лестнице. В то же время практически отсутствовало право на выбор мировоззрения и свободу мысли.

  • Формирование и становление второй группы молодежи (приблизительно до 25 лет) совпало с ходом перестройки и дальнейших рыночных преобразований. Данный этап в истории нашей страны характеризуется закономерной в переходный период общей нестабильностью, противоречивыми общественно-политическими и экономическими условиями.

По мнению Г. Гегеля, молодость - это возраст когда, у людей происхо­дит "духовное рождение, делание их самостоятельными лицами".



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экстремизм в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего ... подростковых групп, М., 2000. 2. Боряз В.Н. Молодёжь – Л., 1973 3. Дюркгейм Э. Метод социологии. ... В. Левее истины М.,1970. 9. Молодёжь большого города. Материалы студенческой конференции ...
  2. Субкультуры современной России (1)

    Реферат >> Социология
    ... взрослости как основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому ... сект, асоциальных группировок. Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших ...
  3. Субкультуры современной России (2)

    Реферат >> Социология
    ... основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ... Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном ... М.1990. с. 5 Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54 4. Морозов В.В., ...
  4. Состояние семейной политики в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Состояние семейной политики в современной России Тула 2010 Введение Тема ... Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, ... «Инфра», 2004. Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы ( ...
  5. Социализация молодежи в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... . Тема курсовой работы: «Социализации молодежи в современной России». Целью работы является рассмотрение процесса ... и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019221305847168