Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
1. Соціологія як наука про суспільство. Соціологія – наука, що вивчає суспільство. Деякі науковці вважають, що поняття суспільства формується зі здатн...полностью>>
Социология->Реферат
Проект науки об обществе Огюста Конта (1798-1857). · Поставил вопрос о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать ...полностью>>
Социология->Реферат
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин...полностью>>
Социология->Курсовая работа
В современном мире очень важно исследовать структуру общества. Эта информация может быть полезна для власть придержащих, дабы правильно и в соответсви...полностью>>

Главная > Монография >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сокращение усилий на учебу от­крывает студенту возможность поис­кать себе подходящую работу. Практи­ка совмещения учебы с работой полу­чила широкое распространение. Такая ситуация негативно влияет на качество подготовки студентов, но гармонично вписывается в их общую систему цен­ностных ориентации: учеба лишена смысла, если мешает выгодному трудо­устройству и карьере.

Иерархия ценностей студентов тя­готеет к следующей формуле: диплом важнее знаний, а выгодная работа важ­нее диплома. Это никак не способству­ет нормальному воспроизводству ин­теллектуального капитала в обществе.

Примечательно, что студентов на­учные и преподавательские карьеры не привлекают. Хотя 27% студентов ориентированы на обучение в аспи­рантуре, из них только 22% собирают­ся заниматься наукой (6% от общего числа студентов) и только 14% — пре­подаванием (4% от числа студентов). Иначе говоря, лишь треть потенци­альных аспирантов нацелена на карьеры, предполагаемые учебой в аспи­рантуре. Сферы науки и образова­ния, имеющие ключевое значение для общества б XXI в., испытывают ост­рый дефицит высококвалифициро­ванных кадров.

3.4. Система образования и рынок труда. Политическое участие молодежи

Развитие, основанное на знании, не­возможно без того, чтобы система об­разования готовила достаточное число специалистов высокой квалификации для стратегически важных секторов экономики и чтобы эти специалисты имели возможность реализовать свой профессиональный потенциал на рын­ке труда. В 1990-е гг. в российском об­ществе возникли серьезные диспро­порции в спросе на разные профессии, и процессы, происходящие в системе образования и на рынке труда, воспро­изводят эти диспропорции.

Уменьшение финансовой поддерж­ки со стороны государства и давление рынка вызвали существенные измене­ния в системе образования, прежде все­го высшего. Высокий спрос на вузов­ские дипломы и отсрочку от службы в армии привел к увеличению числа ву­зов. За 1992-2001 гг. оно возросло почти вдвое — с 535 до 1006, в основном за счет увеличения числа негосударст­венных вузов. Так же стремительно с середины 1990-х гг. росло число фи­лиалов вузов. Численность студентов соответственно выросла: с 2638 тыс. в 1992 г. до 5426,9 тыс. в 2001 г. Если в 1992 г. на один вуз приходилось в среднем 2466 студентов всех форм обучения, то в 2001 г. — уже 3356. Мате­риальная заинтересованность вузов в студентах, оплачивающих учебу, под­держивала низкий процент их выбытия без завершения полного цикла обуче­ния. Привлечение студентов в старые вузы обеспечивалось в немалой степе­ни за счет их перепрофилирования, от­крытия новых (пользующихся спро­сом) специальностей и увеличения приема по этим специальностям. Но­вые негосударственные вузы также предлагали в основном подготовку по «престижным» специальностям: доля этих вузов в подготовке специалистов по экономике составила 50,9%, по юриспруденции — 43,9%, по менеджменту— 49,1%, по психологии, инфор­матике и бухучету — 7,5%, по мар­кетингу — 10,5%. Инерционность профориентаций молодежи и чуткость системы образования к рыночным за­просам обеспечили перепроизводство этих категорий специалистов и продол­жают его усугублять. Другой стороной этой ситуации явилось недопроизвод­ство «непрестижных» категорий специ­алистов.

Для нынешней ситуации характер­но также снижение спроса на молодых специалистов, только что окончивших вуз: предпочтение при приеме на рабо­ту отдается претендентам, имеющим профессиональный опыт. В первую очередь это касается названных выше «престижных» специальностей.

Что касается нехватки специалис­тов естественнонаучного, технического и инженерного профиля, ученых, пре­подавателей, учителей, врачей и т. д., то она обусловлена не только их недопро­изводством, но и такими факторами, как снизившееся качество их подготов­ки и нежелание молодых людей рабо­тать по полученной специальности. По некоторым оценкам до половины выпускников учебных заведений рабо­тают не по той специальности, которую они получили. Так, около 50% выпуск­ников педагогических и медицинских вузов не работают учителями и врача­ми. Это соответствует системе ориента­ции, преобладающих при выборе рабо­ты. Хорошая работа, в представлении россиян, — это прежде всего «денежная работа». Высокая оплата труда (58%) преобладает над всеми другими крите­риями «хорошей» работы: соответстви­ем личным наклонностям и способнос­тям (36%), возможностями профессио­нального и карьерного роста (11%), до­брожелательными отношениями с со­трудниками и начальством (10%), усло­виями труда (4%) и т. д. Работа в большинстве секторов, обеспечиваю­щих производство товаров и услуг и, соответственно, уровень и качество жизни общества, не привлекает образо­ванную молодежь. Многие, выбрав ра­боту в этих секторах, не удовлетворены своим выбором. Довольно часто подоб­ный выбор не подкреплен серьезными позитивными мотивами, определяясь отсутствием шансов на что-то «лучшее» и низкими требованиями к претенден­там на непрестижные вакансии.

Положение осложняется отсталос­тью рынка труда: молодой специалист может хотеть работать по специальнос­ти, но не найти соответствующей рабо­ты, тогда как работодатель, располагая вакансией, не может найти специалис­та. В условиях ограниченной террито­риальной мобильности часто случается так, что в одном регионе есть опреде­ленного рода вакансии, которые некем заполнить, а в другом — специалисты, лишенные доступа к этим вакансиям.

Такая организация рынка труда обеспечивает расточительную растрату создаваемого вузами интеллектуально­го капитала. В отсутствие иных спосо­бов трудоустройства на первый план выходит использование семейных и дружеских связей. Этот способ поиска работы, к которому в конце 1990-х гг. прибегали около половины новоиспе­ченных специалистов, часто не пред­полагает соответствия рабочего места полученной специальности.

Эта ситуация обусловливает почти полную дезориентацию школьников, которые не имеют ясного представле­ния о спросе на рынке профессий, строят планы на основе смутных пред­ставлений о престижности и, ошибоч­но выбрав специальность, нередко ра­зочаровываются, пополняют ряды не­востребованных специалистов и ищут работу опять же не по полученной спе­циальности.

  • основными задачами в управлении политическим поведением
    молодежи сегодня являются: повышение эффективности
    государственной молодежной политики; активизация участия в
    политической социализации молодежи институтов образования,
    воспитания, а также политических партий, профессиональных союзов,
    общественных объединений; создание условий для самоорганизации
    молодежи;

  • в управлении политическим поведением молодёжи необходимо
    учитывать стремительное развитие социально-информационных
    технологий. Развитие Интернета как современного средства
    коммуникации способно сыграть огромную роль в решении таких
    задач, как: повышение доступности образования; повышении
    политической грамотности молодежи, в том числе с развитием
    политического консультирования; в развитии молодёжного
    самоуправления.

Приведенные данные являются также и показателем социальной и политической активности молодежи. А, следовательно, включенность молодых людей в рыночные отношения - еще не свидетельство их (молодежи) развития, а лишь предпосылка. О развитии можно судить по уровню цивилизованности этих отношений в молодежной среде, закрепленных в потребностях, интересах и ценностях молодых людей. И поэтому, критериями социального развития могут служить этические нормы отношений, условия осуществления личной свободы и проявление собственной индивидуальности. К таким условиям современной цивилизации относится и абсолютный характер общечеловеческих норм, способных ограничить тотальные притязания государства или отдельных групп, и плюрализм, обеспечивающий свободу выбора людьми способов и средств реализации своих интересов.

Таким образом, констатируемое положение современного российского общества является свидетельством наличия кризиса социализации личности в обществе и в политике, в частности. Можно сказать, что существующая ныне государственная система не в состоянии осуществлять полноценную политическую социализацию своих членов.

Можно также поставить под сомнение такую характеристику политической социализации, как, ее исторический характер. В доказательство этому могут быть приведены следующие доводы:

во-первых, исторический характер политической социализации предполагает, что каждая система имеет свои культурные особенности, свой набор важнейших целей и ценностей, которыми она снабжает своих политических «новобранцев». На современном этапе мы наблюдаем не только отсутствие как таковых общегосударственных ценностных ориентации, но и путей их передачи. Конечно, нельзя утверждать, что культурное наследие России «ушло в прошлое» и не представляет никакого значения для нынешних поколений, но произошедшие перемены резко отразились на общественном и личностном сознании. Эти изменения сегодня продолжаются и в связи с этим их трудно оценить «по новым
меркам». Наше общество в настоящее время не имеет идеала человека с набором присущих ему мировоззренческих ценностей, а значит не имеет цели в воспитании своих новых граждан;

во-вторых, не только политическая система, но и режим,
экономический строй, особенности государственно-правового контекста определяют то, как граждане будут воспринимать власть, каков будет психологический климат в политике. Российскую политическую систему вряд ли сейчас можно назвать стабильной, прогнозируемой, она лишь начала свое становление, развитие и поэтому неспособна оказывать
должное влияние на людей. Осложняет эту ситуацию, уже констатированное ранее утверждение об отсутствии авторитета власти и веры в нее (см. табл.)

Верите ли Вы, что проводимые руководством России реформы соответствуют интересам большинства граждан страны?

(в % к числу опрошенных)

а) да, конечно 2.5

б) сомневаюсь в этом 55

в) не считаю 32.5

г) затрудняюсь ответить 10

Кто, по Вашему мнению, несет наибольшую ответственность

за нынешние беды России?

% к числу опрошенных)

а) президент страны и его окружение

б) так называемые демократы, пришедшие к власти в 1991 году

в) «новые русские»

г) прежняя коммунистическая партия и Советская власть

д) нынешние оппозиционные силы во главе с КПРФ

е) силы международной реакции, включая сионизм

ж) затрудняюсь ответить

58

12

4

8

2

1

21

в-третьих, каждому типу политического устройства соответствует определенный идеал «политического человека», гражданина, однако образа такового в России еще не существует. Демократия, плюрализм, пришедшие в нашу страну, открыли многочисленные пути и возможности для человека в обществе и в политике, в частности. Однако, не имея суммы необходимых политических знаний, не обладая способами взаимодействия человек не способен результативно «работать» в социально-политической сфере. И эти возможности уже не доставляют удовлетворения, ощущения своей значимости, скорее наоборот, усиливается чувство бессилия, а соответственно и потеря уважения к власти.

То, каким будет политическое сознание и поведение, вовлеченность и степень активности, идентификация с теми или иными политическими партиями и группами представителей молодого поколения, во многом зависит именно от этого эталона, транслируемого институтами и агентами политической социализации.

Таблица

Можно ли в

настоящее время говорить о политической пассивности

молодежи?

(в % к числу опрошенных)

-Да

-45

- Нет

-28

- Затрудняюсь

ответить

-27

Таким образом, демократизация и проведение курса рыночных реформ, с одной стороны, позволило каждому человеку стать социально и политически активным, выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране, с другой - повлекло за собой разрушение прежних стереотипов мышления и поведения, системы сложившихся ценностей. Сейчас на первое место выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии. При этом первое является главенствующим. В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и в то же время быстро приспосабливается к новым условиям жизни. На современном этапе из основных целей жизнедеятельности молодого поколения являются получение престижного образования и высокого уровня материального достатка, независимо от способов их достижения. Политические процессы и другие события не привлекают внимания молодежи, если непосредственным образом не затрагивают ее собственные интересы.

Все это является еще одним доказательством политической пассивности молодежи и определения роли молодого поколения как объекта политики.

Однако, происходящие изменения в различных сферах жизнедеятельности российского общества требуют противоположной социальной позиции человека, характеризующейся активной и сознательной деятельностью. Это значит, что необходимо систематическое и полное изучение процесса политической социализации с целью выявления актуальных проблем и эффективных путей их преодоления.

Среди основных причин политической пассивности опрошенная молодежь называет:

- политическую неграмотность - 30%

  • неверие в свои силы в сфере политики . - 19%

  • наличие у молодежи безответственного отношения

к себе и к будущему - 15%

  • состояние общей пассивности населения страны - 13%

  • недостаток объективной политической информации - 12%

Очевидно, что эти показатели напрямую связаны с состоянием нашего общества и его последствиями. Государство дало людям различные права, свободы, способствующие расширению границ социализации личности, однако «не научило» ими пользоваться.

Активное участие личности в политической жизни общества предполагает наличие определенных предпосылок (материально-бытовых, социально-культурных и политико-правовых).

Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в продуктах питания, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня образовательной подготовки, общей и политической культуры. Именно комплекс этих гарантий предоставляет человеку возможность занять активную общественную позицию.

Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.

Естественно, что «успех» или «неудача» политической социализации зависит также и от методов и средств, применяемых для ее осуществления. Это требует разработки программы политической социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без создания образа человека будущего поколения, с его правами и предъявляемыми к нему требованиями.

1 Ильинский И.М. “О молодежной политике российского политического центризма. - М: Институт молодежи , 1999, с. 18.” Там же., с. 7.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экстремизм в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего ... подростковых групп, М., 2000. 2. Боряз В.Н. Молодёжь – Л., 1973 3. Дюркгейм Э. Метод социологии. ... В. Левее истины М.,1970. 9. Молодёжь большого города. Материалы студенческой конференции ...
  2. Субкультуры современной России (1)

    Реферат >> Социология
    ... взрослости как основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому ... сект, асоциальных группировок. Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших ...
  3. Субкультуры современной России (2)

    Реферат >> Социология
    ... основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ... Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном ... М.1990. с. 5 Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54 4. Морозов В.В., ...
  4. Состояние семейной политики в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Состояние семейной политики в современной России Тула 2010 Введение Тема ... Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, ... «Инфра», 2004. Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы ( ...
  5. Социализация молодежи в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... . Тема курсовой работы: «Социализации молодежи в современной России». Целью работы является рассмотрение процесса ... и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019159317016602