Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось ...полностью>>
Социология->Реферат
Такие противоречия вызывают не только размышления, завершающиеся оценками, но и определенные эмоции, такие как обида, гнев, презрение, негодование, ст...полностью>>
Социология->Реферат
Фундаментальный вопрос, изучаемый современной социологией можно сформулировать так: "что такое общество и как оно возможно?" Попытка осмысли...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Тема феминизма будет актуальна всегда, пока не наступит равенство полов или матриархат Поскольку женщина и мужчина это основа общества, и сколько буде...полностью>>

Главная > Монография >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

При расчетах ИРЧП за 2001 г. значение индекса уровня обра­зования в Португалии оценивалось выше, чем в России, тогда как 7% жителей этой страны в возрасте 15 лет и старше были негра­мотными, а удельный вес студентов, получающих образование третьей степени в общей численности лиц соответствующего возраста, составил 50%. В Венгрии и Италии, как и в России, не­грамотных было меньше 5% и индекс уровня образования был та­ким, как и в России. При этом в Италии доля лиц, получающих об­разование третьей степени, составила 50% (2000/2001 учебный год), в Венгрии — 40% (2000/2001 гг.). Для Бельгии, Дании и Ни­дерландов значения индекса уровня образования при расчетах ИРЧП за 2001 г. были наивысшими (0,99), а в третьей ступени об­разования обучалось соответственно 58. 59 и 55% населения со­ответствующего возраста.

Сопоставление приведенных показателей показывает необ­ходимость совершенствования методики определения индекса образования при оценках ИРЧП, который должен принимать во внимание фактор получения образования за рубежом, а возмож­но, и его качество. Так, по расчетам специалистов Программы развития ООН для Болгарии, Узбекистана, Киргизии индекс об­разования составляет 0,91, а для Люксембурга, как и для Таджи­кистана, — 0,90, хотя очевидно, что доступ к услугам образова­ния у населения в перечисленных странах неодинаков.

Зависимости уровня образования и материального благосо­стояния довольно ярко выражены: чем выше уровень образова­ния, тем выше доходы. Так, результаты государственных статис­тических обследований бюджетов домашних хозяйств свиде­тельствуют о том, что в 20% наиболее состоятельных домохозяйств России более половины членов имеет высшее професси­ональное образование. В столицах (Москва и Санкт-Петербург) доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, почти в два раза больше, чем в других городских поселениях страны во всех доходных группах обследованных домашних хо­зяйств. В числе руководителей органов власти и управления, уч­реждений, организаций, предприятий, а также их структурных подразделений лица, имеющие высшее профессиональное об­разование, составляют 62%, в Москве и Санкт-Петербурге — 76%. Среди работодателей 35% имеют высшее профессиональ­ное образование, и эта доля выше, чем у наемных работников, самостоятельно занятых и членов производственных кооперати­вов, а в столицах удельный вес работодателей с высшим образо­ванием в общем их числе достигает 55%.

Члены домохозяйств с высокими доходами в большей степе­ни ориентированы на получении высшего образования: на долю 20% наименее обеспеченных домохозяйств, имеющих в своем составе студентов, приходится 11,4% от всей численности студентов высших учебных заведений, а на долю высшей и четвер­той квинтили — по 26—27%. Но это неравенство гораздо менее выражено по сравнению с неравенством по доходам, когда на долю 20% самого бедного населения приходится 6,3% доходов общества, а на долю 20% самых богатых — 43,6% доходов. Сре­ди членов беднейших домохозяйств, в составе которых есть лица в возрасте 17-21 года, доля студентов вузов составляет 32%, тог­да как в наиболее состоятельных домохозяйствах этот показа­тель значительно выше — 86%.

Российское общество ощущает потребность в получении образования, осознает связь уровня образования и положения человека в обществе, его статуса в занятости. Это подтвержда­ется результатами обследований потребительских ожиданий населения, которые органы государственной статистики Рос­сии проводят с конца 1998 г., ежеквартально опрашивая по 5 тыс. человек.

Таблица 2

Уровень образования

населения

млн. человек

2002 г., в % 1989г.

на 1000 человек

1979 г.

1989 г.

2002г.г.

1979 г.

1989 г

2002 г.

Все население в возрасте 15 лет и более

107,7

113,0

121,3

107,3

1000

1000

1000

В том числе имеют;

Профессиональное образование

Высшее (включая послевузовское образование

8,3

12,7

19,4

152,1

77

113

160

Неполное высшее

1,8

1,9

3,7

194.3

17

17

31

Среднее

13,6

21,7

32,9

151,7

127

192

272

Начальное

14,7

15,4

104,6

130

127

Общее образование

Среднее (полное)

22,0

20,3

21,3

105,0

204

179

175

Основное

29.3

19,8

16,7

84,3

272

175

137

Начальное

19,9

14,6

9,3

64,1

185

129

77

Таблица 3

Грамотность населения в

возрасте 9—49 лет

Год

Доля грамотных, в %

1897

29,6

1926

60,9

1939

89,7

1959

98,5

1970

99,7

1979

99,8

1989

99,8

20021

99,8

1 Население в возрасте 1049 лет.


3.3. Отношение общества к знанию. Значение получения образования для россиян.

В последние годы в России произошли серьезные изменения в сферах образования, науки, высококвалифицированных занятий и наукоемких отраслей эконо­мики. Эти изменения еще не заверши­лись, них долгосрочные последствия по­ка до конца не ясны. Помимо институ­циональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и прак­тического применения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отно­шения к знанию, выражающегося в ре­альных действиях. Без этого ресурса раз­витие, базирующееся на знаниях, стано­вится проблематичным. Настоящая гла­ва посвящена анализу этого ресурса.

Интеллектуальный капитал общества воспроизводится главным образом в сфере образования. Существенные изменения в этой сфере за последние 15 лет происходят на фоне устойчивых тенденций в отношении россиян к об­разованию как таковому. С середины 1990-х гг., после недолгого падения ин­тереса к получению образования в пе­риод радикальных рыночных реформ, интерес к образованию в обществе ус­тойчиво растет. Об этом свидетельству­ет развитие таких элементов инфраст­руктуры образования, как платные до­полнительные занятия в школе, сеть репетиторства, подготовительные от­деления вузов и т. п. Конкурсы в вузы и ссузы растут; увеличивается прием сту­дентов на бюджетные и платные места. Иметь хорошее образование сегодня, в общем и целом, стало престижно.

Особенно важна в этом плане яв­но выраженная тяга к образованию у тех, кто сегодня вступает в жизнь, В 1990-е гг. ориентация на высшее об­разование стала одной из наиболее характерных черт этой возрастной когорты: молодежь с полным сред­ним образованием отчетливо нацелена на поступление в вузы. В наиболь­шей мере эта установка свойственна городским школьникам, достигая максимума у детей руководителей, высококвалифицированных специа­листов и состоятельных родителей: в этих группах желают получить выс­шее образование от 75 до 90% детей.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экстремизм в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего ... подростковых групп, М., 2000. 2. Боряз В.Н. Молодёжь – Л., 1973 3. Дюркгейм Э. Метод социологии. ... В. Левее истины М.,1970. 9. Молодёжь большого города. Материалы студенческой конференции ...
  2. Субкультуры современной России (1)

    Реферат >> Социология
    ... взрослости как основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому ... сект, асоциальных группировок. Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших ...
  3. Субкультуры современной России (2)

    Реферат >> Социология
    ... основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ... Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном ... М.1990. с. 5 Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54 4. Морозов В.В., ...
  4. Состояние семейной политики в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Состояние семейной политики в современной России Тула 2010 Введение Тема ... Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, ... «Инфра», 2004. Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы ( ...
  5. Социализация молодежи в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... . Тема курсовой работы: «Социализации молодежи в современной России». Целью работы является рассмотрение процесса ... и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020201206207275