Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые ре­лигиозные эталоны ...полностью>>
Социология->Реферат
То, что институт семьи (прежде всего это касается белого человека) находится в состоянии глубокого и жестокого кризиса, давно не вызывает сомнений не ...полностью>>
Социология->Реферат
Понятие семьи различно у разных народов и значительно изменялось в разные периоды человеческой истории. Охрана семейных отношений регулируется различн...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют...полностью>>

Главная > Монография >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

-тренинги общения;

-праздники, конкурсы.

4. Нравственность.

Основные понятия направления «Нравственность»: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравствен­ное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, са­моактуализация и самореализация, жизненные ценности и прави­ла, знание этических учений, нравственный опыт.

Формы работы в направлении «Нравственность»:

-тренинги нравственного самосовершенствования

-экскурсии, знакомство с историческими и памятными мес­тами страны, города.

-поисковая работа, создание музеев.

-шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах.

-изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.

5. Досуг

Формы работы в направлении «Досуг»:

-празднование памятных дат в жизни студентов;

-празднование памятных дат календаря;

-посещение театров, музеев, выставок;

-театрализованные представления;

-фестивали, презентации;

- конкурсы талантов, марафоны.

6. Гражданин.

Основными понятиями в направлении «Гражданин» является формирование у студентов соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения чело­века в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и от­ветственности за него.

3.2. Доступность высшего образования и его качество. Общее и профессиональное образование.

Значительная роль в формирования мировоззрения студентов принадлежит истории России. Но она становится ближе и понятнее им, если ее преподавание идет с использованием материалов по истории родного края.

Краеведение было и остается прекрасным средством развития интереса к истории отечества, его прошлому и настоящему.

Студенты ВУЗов составляют наиболее образованную часть молодежи и должны быть информированы о целях государственной молодежной политики, о деятельности правительства, направленной на поддержку и развитие подрастающего поколения.

Годы реформ показали, что высшее образование, современная профессия не дают гарантии жизненного успеха, но помогают легче приспособиться к переменам, позволяют увереннее смотреть в будущее. Большая часть студенчества рекрутируется сегодня из материально благополучных семей. Естественно, что они более других групп склонны одобрить происходящие в стране преобразования.

В значительной мере высокий уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений обусловлен структурным несоответствием профиля выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не специалистов с образованием вообще, а тех профессий, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда, для чего необходим реальный прогноз востребованности квалифицированных кадров на несколько лет.

Отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей - отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Время требует соответствующего уровня квалификации, куда входят обязательными элементами компьютерная грамотность, знание иностранных языков, умение постоянно обновлять свои знания, стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Сама система обучения практически не способна это сформировать, что в первую очередь связано с катастрофически низким финансированием.

Изучение ситуации на рынке труда показывает, что у специалистов с высшим образованием возникают проблемы с трудоустройством (невостребованными оказываются каждый десятый выпускник технического университета и каждый двадцатый - педагогического). Постоянно возрастает средняя продолжительность безработицы выпускников вузов (за 1999-2000 г.г. - с 4 до 8 месяцев). В значительном числе случаев трудоустройство оказывается не связанным с профилем полученной специальности. Беспрецедентно низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим образованием общеизвестен. В связи с такими предложениями на рынке труда логично ожидать снижения спроса молодежи на услуги высшей школы (именно в соответствии с рыночными стандартами поведения). Однако предложение на рынке труда падает, а спрос на высшее образование неуклонно растет. Конкурсы в вузы увеличиваются из года в год - в среднем конкурс в 2000 году составил 2 человека. Особым спросом пользуются следующие специальности: финансы и кредит (конкурс - 2,3 человека), информационные системы - 2,1, история, дошкольная педагогика и психология, социальная педагогика, музыковедение, бухучет и аудит - 2 человека.

В российской системе высшего образования сформировались две подсистемы: одна — элитного образования, характеризую­щегося высоким качеством предоставляемых услуг, и другаямассового высшего образования невысокого качества. Высшее образование низкого качества можно с некоторыми допущения­ми назвать относительно доступным. Возможности же получения образования, обеспечивающего высокое качество профессио­нальной подготовки будущих специалистов, по-видимому, сокра­тились для большей части населения. Разные граждане и разные социальные группы имеют неодинаковые возможности получе­ния высшего образования.

Дифференциация в доступности высшего образования опре­деляется различиями между людьми по целому ряду характерис­тик, к числу которых относятся:

  • уровень способностей;

  • качество полученного общего образования;

  • объем и качество полученных дополнительных образова­тельных услуг (дополнительные предметы в школах, кур­сы для подготовки в вуз, услуги репетиторов и т.п.);

  • уровень информированности о возможностях обучения по различным специальностям в различных вузах;

  • физические возможности (например, наличие инвалид­ности, не влияющей на способность к усвоению знаний, но ограничивающей возможность участия в учебном про­цессе);

  • состав семьи, уровень образования и социальный капи­тал ее членов;

  • экономическое благосостояние семьи (уровень доходов и др.);

  • место жительства;

  • другие факторы.

Факторы социально-экономической дифференциации весь­ма существенно ограничивают для широких слоев населения до­ступность вузов, особенно учреждений, предоставляющих обра­зовательные услуги высокого качества. При этом наибольшие ог­раничения возникают в связи с различиями в:

  • уровне доходов домохозяйств: наихудшими возможностя­ми поступления в вузы обладают члены малообеспеченных семей;

  • месте проживания: в самом худшем положении оказыва­ются жители сельской местности и малых городов, а также жите­ли депрессивных регионов; на доступность высшего образования оказывает влияние и дифференциация регионов по обеспеченно­сти вузами;

  • уровне полученного общего среднего образования: наблю­дается дифференциация школ по качеству обучения, при этом
    снижение уровня подготовки в одних сочетается с наличием ограниченного числа «элитных» школ, качество подготовки выпускников которых растет.

Уровень семейных доходов оказывает влияние на доступ­ность высшего образования как прямо, определяя возможности оплаты собственно обучения, так и косвенно. Косвенное влия­ние связано, во-первых, с возможностями осуществления, по­мимо собственно затрат на обучение, расходов на проезд к ме­сту обучения для иногородних, издержек на обеспечение жизне­деятельности студента во время обучения — затрат на жилье, питание и т.п. Во-вторых, это влияние выражается в зависимо­сти между уровнем благосостояния семьи и социальным и чело­веческим капиталами, которые передаются по наследству и вы­ступают факторами дифференциации доступа к высшему обра­зованию.

К числу социально ущемленных в возможностях получения высшего образования можно предположительно отнести следую­щие категории лиц:

  • выпускники сельских школ;

  • выпускники «слабых» школ в разных населенных пунктах;

  • жители отдаленных населенных пунктов и регионов;

  • жители регионов со слабой образовательной инфраст­руктурой;

  • жители депрессивных регионов;

  • члены бедных семей;

  • члены неполных семей;

  • члены социально неблагополучных семей;

  • беспризорные дети;

  • выпускники детских домов.

  • инвалиды;

  • мигранты;

• представители национальных и религиозных мень­шинств.

Девальвация высшего образования как средства получения профессиональных знаний, необходимых для жизненного успеха, начала проявляться еще в советское время. Некоторые совре­менные тенденции развития отечественной системы высшего об­разования (такие, как быстрое развитие заочного обучения, а так­же рост числа филиалов и платных отделений вузов, предостав­ляющих образовательные услуги по низким ценам) и отмечаемый в социологических исследованиях рост потребности в более чем одном высшем образовании могут рассматриваться как свиде­тельства расширения масштабов предоставления услуг высшего образования, имеющих невысокое качество.

Развитие системы низкокачественного образования не будет в перспективе способствовать ослаблению препятствий для со­циальной мобильности и смягчению социальной дифференциа­ции в обществе. Ценность такого «статусного высшего образова­ния» будет девальвироваться одновременно с его «массовизацией», поскольку выявится, что полученный статус «человека с дип­ломом» не подкреплен соответствующими социальными и про­фессиональными знаниями и навыками. Ожидания потребителей в результате окажутся несостоятельными, что вызовет нараста­ние социального недовольства и претензий к системе высшего образования.

Степень развития и качество национальной системы образова­ния являются одним из главных критериев уровня экономичес­кого развития страны. Отношение общества к этой сфере дея­тельности может быть выражено через долю государственных расходов на нее в валовом внутреннем продукте. Эта пропорция в России ниже, чем в развитых странах, и составляет 3,6 %, тог­да как в США — 4,8 %, во Франции — 5,8, в Италии —4,6, в Гер­мании — 4,5, в Канаде — 5,4%. К расходам государства на со­держание учреждений образования следует добавить средства, которые направляет на эти цели непосредственно население.

Высокая ориентированность россиян на получение образо­вания сохранилась, несмотря на ухудшение экономической ситу­ации и условий жизни в стране и не допустила развала системы образования, а те кризисные явления, которые наблюдались в первой половине 1990-х годов, уже к концу XX в. были в основ­ном преодолены. С 1996-1997 гг. численность студентов неуклон­но повышается: в 2003 г. в средние специальные учебные заведе­ния было принято 0,9 млн человек, а в высшие учебные заведе­ния — 1,6 млн человек. Это самые высокие показатели за всю историю России. Услуги в области образования за последние 10 лет стали довольно выгодным бизнесом, в который вовлечены большие ресурсы. Увеличилось число негосударственных выс­ших учебных заведений, доля которых в численности студентов достигла 14 %, и на 100 государственных вузов сегодня прихо­дится 60 негосударственных.

Средние специальные и высшие учебные заведения за по­следние 10 лет существенно изменили отраслевую специализа­цию выпуска специалистов и расширили набор образовательных услуг. К 1995 г. довольно резко сократился выпуск специалистов по инженерно-техническим и сельскохозяйственным професси­ям, увеличился выпуск экономистов и специалистов в области управления, гуманитариев.

В России на протяжении многих лет численность желаю­щих учиться в вузах, техникумах, колледжах намного больше имеющихся возможностей удовлетворить эту потребность. Так, конкурс в средних специальных и высших учебных заведе­ниях в 1995-2003 гг. составлял 1,5 и 1,8-1,9 человека на место соответственно. В средних специальных учебных заведениях самый низкий конкурс в 2002/2003 гг. наблюдался по естест­веннонаучным специальностям и по специальностям в облас­ти сельского и рыбного хозяйства (1,2—1,3 человека на мес­то), а самый высокий конкурс — по специальностям информа­тика и вычислительная техника, разработка полезных ископа­емых (1,7—1,8 человека на место). В высших учебных заведе­ниях минимальный конкурс (1,7 человека на место) зафикси­рован по следующим специальностям; образование, экономи­ка и управление, эксплуатация транспорта, авиационная и ра­кетно-космическая техника, морская техника, междисципли­нарные специальности; а самый высокий по специальностям; геодезия и картография (2,9 человека на место), химическая технология (2,5).

В последнее время у российских студентов появились более широкие возможности по обучению в других странах по програм­мам университетского или эквивалентного ему образования. Так, в 1995 г. за рубежом обучалось 10,1 тыс. россиян (студентов из Греции за границей обучалось 36,6 тыс. человек, из Республики Кореи —61,4 тыс., из Японии —56,7 тыс., из Мексики — 12,1 тыс. человек). Большинство студентов из России обучалось в США (4,8 тыс. человек) и Германии (2,7 тыс. человек).

Россия продолжает оставаться страной, привлекательной для обучения иностранцев, в основном из стран СНГ, Азии и Аф­рики. В 2002 г, в государственных высших учебных заведениях обучались свыше 60 тыс. иностранных студентов из стран Балтии и дальнего зарубежья, в том числе из стран Азии — 33,4 тыс. че­ловек, из Европы — 5,5 тыс., из Балтии — 4,2 тыс., из США и Ка­нады — 2,5 тыс. человек. Численность студентов из стран СНГ, обучающихся в государственных вузах России, составила 32,9 тыс.человек, в том числе на дневных отделениях 23,8 тыс. Около половины всех студентов из стран СНГ составляют жители Казах­стана, каждый седьмой — из Украины, каждый двенадцатый — из Белоруссии.

Начиная с 1990 г., ООН ежегодно публикует результаты расче­тов индекса развития человеческого потенциала или индекса че­ловеческого развития — ИРЧП (human development index). Рас­смотрим более детально влияние уровня образования на величи­ну этого индекса. При расчетах ИРЧП долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образование — комби­нацией показателей грамотности взрослых и удельного веса уча­щихся лиц в общем числе лиц, которые по возрасту должны учить­ся, а уровень жизни — через ВВП в расчете на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности национальной валюты по отношению к доллару США. Поданным за 2001 г. ИРЧП в России был одним из самых низких в Европе (за исключением Румынии, Боснии и Герцеговины, Албании, Молдавии и Украины) из-за крайне короткой продолжительности жизни и низкого уров­ня ВВП в расчете на душу, при довольно высоком индексе образо­вания населения. Уровень образования сегодня в странах опреде­ляется в соответствии с Международной стандартной классифика­цией образования (МСКО 1997), где начальная ступень обеспечи­вает получение обязательного начального образования, средняя — среднего общего и профессионально-технического, третья — полу­чение высшего профессионального и послевузовского образова­ния. По оценкам ЮНЕСКО, в 2001 г Россия относилась к категории стран мира, в которых доля неграмотных среди взрослых была ни­же 5%, тогда как в Турции она составляла 15%, Китае — 14, ЮАР — 14, Чили — 15, Мексике —9, Бразилии — 13, а в Индии —42%. Ес­ли сравнивать с США, где индекс образованности при расчетах ИРЧП выше, чем в России, то отношение учащихся и студентов к численности населения соответствующего возраста на начальной ступени образования выше в России (109% против 101%), а полу­чающих образование на средней и третьей (высшей) ступенях — ниже (83% и 64 % в России против 95% и 73% в США).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экстремизм в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего ... подростковых групп, М., 2000. 2. Боряз В.Н. Молодёжь – Л., 1973 3. Дюркгейм Э. Метод социологии. ... В. Левее истины М.,1970. 9. Молодёжь большого города. Материалы студенческой конференции ...
  2. Субкультуры современной России (1)

    Реферат >> Социология
    ... взрослости как основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому ... сект, асоциальных группировок. Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших ...
  3. Субкультуры современной России (2)

    Реферат >> Социология
    ... основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ... Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном ... М.1990. с. 5 Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54 4. Морозов В.В., ...
  4. Состояние семейной политики в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Состояние семейной политики в современной России Тула 2010 Введение Тема ... Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, ... «Инфра», 2004. Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы ( ...
  5. Социализация молодежи в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... . Тема курсовой работы: «Социализации молодежи в современной России». Целью работы является рассмотрение процесса ... и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013508796691895