Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Контрольная работа
западе в период наиболее быстрого развития капитализма после промышленного переворота. Сисмонди являлся родоначальником этого направления не случайно....полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Она является сложным социально-экономичес...полностью>>
Экономическая теория->Задача
Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, мал...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Цен...полностью>>

Главная > Конспект >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. 1.7. Основные принципы диалектики

Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из яв­лений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие высту­пает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположнос­тей, как отрицание отрицания.

Разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно приме­нен в политической экономии К. Марксом.

В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и прин­цип единства исторического и логического (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Основные методы диалектической логики

Восхождение от абстрактного к конкретному. От конкретного, данного в представлении, ко все более тощим абстракциям и от них вновь к кон­кретному, но уже духовно конкретному, единст­ву многообразного — таков, по Марксу, путь по­знания вообще и политической экономии в частности.

Движение от конкретного к абстрактному характерно для пер­вых ступеней познания любого объекта, характерно оно и для эко­номической теории. Экономисты, начав изучение рыночного хозяй­ства с целого (населения, государства), пришли к простейшим, аб­страктным определениям производственных отношений (труд, раз­деление труда, потребность, меновая стоимость и т. п.).

Важно подчеркнуть и другое. В отличие от классиков политичес­кой экономии К. Маркс использует метод диалектического восхожде­ния от абстрактного к конкретному, т. е. прежде всего стремится рас­крыть внутренние противоречия объекта исследования и отразить закономерности их развития в системе категорий и законов.

Единство исторического и логического. При сравнении исторического и логического методов исследования прежде всего заметна непосредственная их идентичность.

Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим ло­гику развития предмета в форме конкретных исторических собы­тий), а логический метод — историческим, взятым в необходимос­ти (т. е. освобожденным от случайной исторической формы).

Историческое и логическое, включая предше­ствующие методы, точнее, черты единого диалектического метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической реализации это­го необходимо предварительно построить более конкретные эконо­мические модели и проверить их в ходе экономических экспери­ментов.

1.2.3. Экономические модели и эксперименты

Развитие системных методов исследования. Системный метод исследования — дети­ще XX в. Однако предпосылки его возник­новения складывались еще в XIX в. в про­цессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и Э. Шредер — первую систему математической логики.

В начале XX в. А. А. Богданов (1873—1928) попытался создать всеобщую организационную науку — тектологию, которая, по мыс­ли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного харак­тера элементов системы, изучая их с точки зрения организованнос­ти или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и био­логические процессы. В основе такого объединения лежит идея рав­новесия: статического и динамического. В соответствии с этим под­ходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и не­уравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделиро­вания стали теория и практика народнохозяйственного планиро­вания в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923—1925 гг., модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г. Л. В. Канторович создал метод линейного программирования. Раз­витие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятностей, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулиро­вания в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нерв­ной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики.

"Отцом" новой науки стал амери­канский исследователь Н. Винер. Кибернетика возникла как нау­ка об управлении сложными динамическими системами (незави­симо от того, является ли такая система механической конструк­цией или живым организмом). Применение кибернетических прин­ципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием эконо­мической кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский, С. Бир и др.).

Экономико-математическое рождение кибернетики моделирование. Распространение системных методов исследования сопровождались бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель — это формализованное описание эко­номического процесса или явления, структура которого опреде­ляется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Связь модели с объективной экономической дейст­вительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями (см. рис. 1.9).

Реальный мир Модель

Рис. 1.9. Соотношение модели и реального мира

Простейшим видом экономико-математического моделирова­ния является моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков.

Отрицательный наклон Положительный наклон

Рис. 1.10. Графическое изображение простейших

(линейных) зависимостей

Положительный наклон Y1

Отрицательный наклон Y1

Положительный наклон

Y

Отрицательный наклон

Y

Отрицательный наклон

Положительный наклон

Рис. 1.11. Определение наклона кривых

Рис. 1.12. Виды моделей

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Вели­кая депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы.

Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей эконо­мической теории, рассмотрению функционирования народного хо­зяйства как единого целого (макроэкономика).

Это достигается, во-первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбе­режения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними;

во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономико-математических методов их обработ­ки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следст­венные связи вытесняются функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики.

Экономические эксперименты. Изучение естественного хода явлений и процессов экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов.

Экономический экспериментэто искусственное воспро­изведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи­ческого изменения.

Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее (см. рис. 1.13).

Рис. 1.13. Виды экспериментов

11. Литература
  1. Базовый учебник

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 1.

  1. Основные учебники и учебные пособия

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. – М.: Прогресс,1965.

Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица и И. Н. Никулиной. - М.: Высшая школа. 1994.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб., 1992.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.: Республика, 1992.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. -М.: Прогресс, 1976. Т.2.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: экономика, 1992.

Самуэльсон П. Экономика.- М.: Прогресс, 1964.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993.

Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.: Финансы и статистика, 1992.

Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М. БЕК, 1997.

  1. Сборники задач и тестов

Зейдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело,1993.

Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. – М.: Владос, 1998.

Микро-, макроэкономика. Практикум. / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб.: «Литера плюс», 1994.

Морган М. Дж. Руководство к изучению учебника Фишера С., Дорнбуша Р., Шмалензи Р. «Экономика». – М.: Дело, 1997.

Сборник задач по экономике.: Учебное пособие / Отв. ред. Ю. Е. Власьевич. – М.: БЕК, 1996.

Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Киров, 1994.

Тесты и задачи по микроэкономике и макроэкономике / Под ред. А. В. Сидоровича и Ю. В. Таранухи. – М.: Изд-во МГУ, 1994.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по Экономической теории (2)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... отклоняться от экономической традиции. Темы рефератов по курсу «Макроэкономика» Темы рефератов по курсу «Введение в экономическую теорию» для ...
  2. Курс лекций по Экономической теории (4)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... лекций. / С. Г. Серяков – М. : Юрист, 2001.– 318 с. 12. Чепурин М. Н., Голиков А. Н., Ермилова С. В. Сборник задач по экономической теории ...
  3. Курс лекций по Экономической теории (5)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... в нем мысли с современными представлениями о предмете экономической теории. Экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути ... сама по себе экономика выйти из кризиса не сможет. Предметом экономической теории, согласно ...
  4. Курс лекций по Экономической теории (7)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... экономической теории в развитии общества [:] ПЛАН ЛЕКЦИИ: Предмет и место экономической теории в системе экономических наук Экономические законы и категории Основные экономические ... за тенге по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу. рынок ...
  5. Курс лекций по Экономической теории (1)

    Тезисы >> Экономическая теория
    ... ) и экономической роди государства. Кризис 1929-33гг. нанес сильный удар по неоклассической теории В 1936г ... возможность и результативность хозяйственной деятельности. В предыдущих лекциях рассматривались законы спроса и предложения безотносительно ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010590553283691