Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу,...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействи...полностью>>
Психология->Реферат
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или а...полностью>>
Психология->Реферат
В настоящее время считается доказанным тот факт, что черты характера во многом предопределяют психическое здоровье человека и, представляя собой динам...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План

Введение

Когнитивное развитие человека

Когнитивный подход в психологии

Когнитивный подход Джорджа Келли

Заключение

Список литературы

Введение

Психология, как и любая из наук, продолжает развиваться. Начиная с 60-х годов можно наблюдать развитие в психологии когнитивного направления. Этой тематикой занимались такие известные психологи с мировым именем как Брунер (его концепция 1966г.), Ж. Пиаже, А.Бек и Д.Келли. Сторонники этого подхода утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, а напротив, разуму человека доступно гораздо большее, например: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать различные проблемы, которые встают перед ним каждую минуту. Из этого следует, что когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и как следствие поведение. Когнитивная психология является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился, считая присущую ему форму понимания происходящего единственно возможной и «верной». Также следует сказать, что когнитивная психология влияет на все разделы психологии, причем достаточно особое внимание уделяется обучению. И забегая вперед, можно сказать, что по Дж. Брунеру когнитивная психология показывает, что обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. Также, изучая данную тему, возникает вполне актуальный вопрос об изменении самосознания: возможно или нет?

Как же происходит развитие когнитивных способностей человека, которые позволяют нам познавать мир, анализировать информацию, а также находить разумные решения в различных ситуациях и проблемах? Попробуем в этом разобраться.

Когнитивное развитие человека

В когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Как же происходит развитие мыслительных процессов от детства до зрелого возраста? Попробуем разобраться в этом более подробно, ссылаясь на концепции Брунера, Пиаже и Валлона.

Согласно концепции Брунера (1966г.) наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер. Это значит, что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала наши чувства, особенно через двигательную активность. Поэтому можно сказать, что сенсомоторное отображение действительности имеет решающее значение в детские годы. К этому отображению мира быстро добавляется еще один способ – иконическое отображение (когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов). В течение подросткового и юношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место понятиям – символическим отображениям предметов. Стимулов такого перехода служит в основном речь. Брюнер обращает особое внимание на то, что язык представляет собой важнейшую ступень в развитии когнитивных процессов. Так как язык это не только средство передачи культурного наследия, но и является регулятором поведения, т.к. слово может вызывать или подавлять то или иное действие.

Концепция Пиаже (1966г.) говорит о том, что развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Т.к. внешние воздействия засталяют наш организм либо видоизменять структуры активности (если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации), либо, если это понадобится вырабатывать новые структуры. Здесь имеется ввиду, что приспособление осуществляется при помощи двух механизмов. А именно:

1. ассимиляция (при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям).

2. аккомодация (при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации)

Швейцарский психолог Жан Пиаже поставил перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир. Он выделяет 3 главные стадии развития познавательных процессов:

1. Сенсомоторная стадия (становления и развития чувствительных и двигательных структур – первые два года жизни ребенка)

2. Стадия конкретных действий (слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются - от 2 до 11лет. Так развивается мышление. Вначале это мышление носи субъективный характер, на этой стадии оно эгоцентрично, но, несмотря на это оно позволяет ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать и осуществлять над ними конкретные операции. А к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность. Эта способность больше повышается в следующей стадии).

3. Стадия формальных операций (развивается абстрактное мышление, также понятийное мышление. Согласно Пиаже эта стадия достигает полного развития к 14-16 годам. Хотя во многих исследованиях было показано, что лишь часть людей примерно 25-50% действительно может мыслить абстрактно).

Также Пиаже благодаря своим исследованиям выделяет в каждой стадии свои подстадии, или выражаясь по другому – фазы.

Итак, сенсомоторная стадия включает в себя 6 постадий:

а) врожденные рефлексы (1 месяц жизни ребенка) – это рефлексы сосания, мигания, хватания вызываются внешними стимулами;

б) моторные навыки ( с 1до 4 месяцев) – здесь уже формируются условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка и окружающей среды, например, схватывание бутылочки с соской и т.д.;

в) циркулярные реакции (с 4 – 8 месяцев) – развитие координации между перцептивными системами и моторными движениями, например, хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь;

г) координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) – действия ребенка все более преднамеренны, направлены на достижение своей цели;

д) случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) – потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предметы;

е) изобретение новых средств (с 18-24 месяцев) – поиск новых решений для достижения целей, доставание желаемых предметов, решение 2-3-фазных задач;

Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-образного мышления.

Далее, стадия конкретных операций включает в себя 3 подстадии:

а) предоперационный уровень (с 2 до 5 лет) – для этого уровня характерно развитие образного символического мышления, которые позволяют ребенку представлять себе объекты при помощи мыслительных образов и обозначать их словами или символами. Мышление ребенка достаточно существенно отличается от мышления взрослого и по форме и по содержанию. Особенностями мышления ребенка являются: эгоцентризм и синкретичность. Эгоцентризм проявляется в том, что ребенок воспринимает мир как свое продолжение, который имеет смысл только в для удовлетворения его потребностей, он не способен взглянуть с чужой точки зрения и уловить связь между предметами. Синкретичность мышления проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но тем не менее не может их связать между собой и целым, можно сказать что все перепутано без разбору, а также путает причины и следствия. Пиаже говорит о том, что склад мышления ребенка характеризуются «детским реализмом» (например, рисует не то, что видит, а то, что знает), анимизмом (проецирует своя «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака), артифициализмом (ребенок убежден, что все сущее создано по воле человека и предназначено для служения ему).

б) первый уровень конкретных операций ( с 5-6 до 7-8 лет) – ребенок приобретает способность к расположению объектов по уменьшению размеров, к их классификации, также у него формируется представление о сохранении материала.

в) второй уровень конкретных операций (с 8 до 11 лет) формируется представление о сохранении массы и объемы, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона.

Стадия формальных операций (с 11-12 до 15 лет) – формируются понятийное и абстрактное мышление, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции.

Таким образом, изучив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей в свою очередь подготавливает предыдущую.

Валлон же считает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием. Он считает, что именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением. А этапы психической эволюции рассматривают как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций в определенные моменты. И именно поэтому считают необходимым изучать конфликты, и противоречия в ходе развития ребенка.

Хотя Валлон не признает единого ритма развития всех детей, он все же выделяет периоды со своими признаками и особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми. Итак, рассмотрим последовательные стадии детства по Валлону:

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) – стадия рефлексов, которые автоматически развиваются в ответ на раздражения, а затем уже появление условных рефлексов;

2. Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) – здесь уже идет накопление эмоций, таких как: страх, гнев, отвращение, радость и другие. А эмоции тесно связаны с движением, что у маленького ребенка свидетельствует о психической жизни. Ребенок еще не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей.

3. Начало практического мышления (с 10 до 14 месяцев) – ребенок начинает узнавать звуки, жесты, слова, выражать свои желания словами и жестами.

4. Проективная стадия ( с 14 месяцев до 3 лет) – благодаря овладению речью и ходьбой у ребенка происходит развитие независимости. Он уже способен исследовать и воздействовать на объекты названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Здесь уже происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Показывается связь социума и психики ребенка посредством действия подражания по образу действия других людей и также действия по социальной модели. Реакции ребенка должны быть дополнены и поняты взрослым человеком.

5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет). Эта стадия включает в себя 3 периода:

а) период противопоставления, который происходи в 3 года. У ребенка появляется потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит его ко многим конфликтам, так как ребенок противопоставляет себя другим и самоутверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, проявляет непослушание. Этот кризис необходим в развитии ребенка, так как ребенок с этого момента начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновременно с этим ребенок приобретает способность различать предметы по форме, цвету, размерам;

б) период нарциссизма ( в 4 года) – проявление усиленного интереса к самому себе. Ребенок стремится показать себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности, упорствует в достижении своих желаний и целей. А восприятие его становится более абстрактным, он способен различать лини, графические обозначения;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Когнитивные процессы в психологии

    Реферат >> Психология
    ... проявления процесса познания (область когнитивной психологии). Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания исходя из ...
  2. Психология личности. Курс лекций

    Конспект >> Психология
    ... своего жизненного пути. Феноменалистический подход. Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или ... схемой апперцепции является важной предпосылкой когнитивной психологии и когнитивной терапии. Творческая энергия личности. ...
  3. Психология личности (4)

    Учебное пособие >> Психология
    ... уровнем самоубийств. 3.3Социально-когнитивная психология (Альберт Бандура) Социально-когнитивная психология предполагает, что психическое функционирование ... и бихевиоризму. Маслоу назвал такой подход психологией третьей силы. Основой гуманистической теории ...
  4. Когнитивное направление психокоррекции

    Лекция >> Психология
    ... и мире. В когнитивном подходе можно выделить два направления: 1. Когнитивно-аналитическое. 2. Когнитивно-поведенческое. Когнитивно-аналитическое направление ... и неадаптивные эмо­ции. Позиция психолога. Позиция психолога достаточно ди­рективная, он — ...
  5. Когнитивная психология (2)

    Реферат >> Психология
    ... познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на ... предметной области исследований когнитивной психологии обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014519691467285