Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Медицина, здоровье->Доклад
Половой сезон-период, в течении которого проявляется или более напряженно протекает половая жизнь. Он обычно бывает связан с временем года, видовыми о...полностью>>
Медицина, здоровье->Доклад
Половой сезон-период, в теч. Которого проявляется или более напряженно протекает половая жизнь. Он обычно бывает связан с временем года, видовыми особ...полностью>>
Медицина, здоровье->Доклад
1)сперма, в которой происходит и дыхание и гликолиз. В ней много фруктозы, , мало сыворотки относительно мало солей pH 6, 7-6, 9. При гликолизе в спер...полностью>>
Медицина, здоровье->Доклад
1)температура. при т-ре 36-40° спермии проявляют большую активность. ; 2)влияние осматич давления-внутри спермиев и в плазме уравновешенная-изотония. ...полностью>>

Главная > Реферат >Медицина, здоровье

Сохрани ссылку в одной из сетей:

22

Содержание

Введение 3

  1. Понятие и содержание биоэтики 5

  2. Возникновение биоэтики 7

  3. Новые репродуктивные технологии в биоэтике 11

Заключение 20

Список использованных источников 22

Введение

Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине – это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих регулирования [1].

Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом.

Биоэтика включает в себя этические регулятивы отношения к животным и тот круг проблем, который ранее относился к экологической этике. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапий или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований. В этом состоит актуальность и практическая значимость работы [8].

Целью работы является изучение понятия и содержания биоэтики, рассмотрение возникновения биоэтики и исследование новых репродуктивных технологии в биоэтике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие и содержания биоэтики;

  • рассмотреть возникновение биоэтики;

  • исследовать новые репродуктивные технологии в биоэтике.

Наблюдающаяся популяризация новых репродуктивных технологий оставляет за кадром вопрос о последствиях данного вмешательства в сферу здоровья человека, а они влекут за собой большие риски. Стремление любой ценой добиться желаемой цели – родить ребенка, отодвигает на второй план вопрос о здоровье и качестве этого здоровья (включая проведение и последствия процедур) самих женщин. В частности, чем больше количество попыток совершает женщина с сильными гормональными стимуляциями, тем выше для нее риск онкологических заболеваний в будущем.

В условиях дефицита информации о разных аспектах и рисках использования новых репродуктивных технологий говорить о свободе выбора и свободе принятия решений не приходится [4].

1. Понятие и содержание биоэтики

Биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам. Само слово «этика» определяется как ответственность человека перед окружающими; таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека.

Понятие «биоэтика» возникло недавно, несколько десятилетий назад, однако, за это время биоэтика сделала быстрые шаги вперед. В ряде стран имеются центры по биоэтике; в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике. Комитет с аналогичным названием открыт при Академии наук России [1].

Биоэтика рассматривает этичность поведения человека по отношению к животным; это направление некоторые зарубежные авторы называют «биологическая» биоэтика». Другое направление биоэтики – этика отношения к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской этикой – деонтологией. Медицинская биоэтика касается вопросов биотехнологии, генной инженерии, отношения к пациентам; в первую очередь, к беспомощным, к детям, когда люди становятся материалом для наблюдений, экспериментов.

Биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения [8].

Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, не нанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других [10].

2. Возникновение биоэтики

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики [1].

По мнению американского философа А. Джонсена (A.Jonsen) рождение биоэтики можно датировать 1961 годом – началом публичных дискуссий вокруг деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в городе Сиетл, который занимался отбором первых пациентов для искусственного гемодиализа. Комитет был прозван в прессе – «божественный», поскольку доступ к только что появившимся (и поэтому бывшим в ограниченном количестве) аппаратам искусственной почки означал для пациентов шанс выжить, тогда как те, кому комитетом было отказано в лечении, были фактически обречены на скорую смерть.

Создатели первого этического комитета, по сути, совершили фундаментальное «открытие». Традиционно врачи решали вопросы жизни, и смерти у постели больного, считая себя единственно компетентными в этом деле. В Сиетле возникло понимание, что распределение дефицитного ресурса (доступа к аппарату искусственной почки) – это не только медицинская, но и моральная проблема (в данном случае – проблема справедливости). Для ее корректного разрешения недостаточно только врачебных знаний и опыта. Однако в современном обществе, где люди поклоняются разным богам, отдают предпочтение разным, постоянно спорящим друг с другом философским системам, нет общепризнанных «экспертов» по разрешению моральных проблем [6].

В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом [2].

Первой исследовательской организацией, начавшей систематическое междисциплинарное обсуждение моральных проблем современной медицины, стал созданный в 1969 году врачем-психиатром Виллардом Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences). В 1971 году был создан Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть Джорджтаунского университета), который создал первые образовательные курсы для врачей, философов и представителей других специальностей [6].

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

В публичных дебатах вокруг проблемы «дефиниции смерти» и моральных проблем трансплантологии формируется социально признанная граница конца собственно человеческого существования – того момента, переходя который человек теряет основной объем прав субъекта морального сообщества. С этого момента он признается обществом в качестве «трупа», от которого, к примеру, при определенных условиях можно забрать еще бьющееся сердце или иной орган для пересадки другому человеку. В центре дискуссии опять же оказывается вопрос о социальном признании или непризнании в качестве человека существа с погибшим мозгом, но еще бьющимся сердцем [7].

3 декабря 1967 года южноафриканский хирург Кристиан Барнард первым в мире пересадил сердце от одного человека другому. Он спас жизнь неизлечимому больному, изъяв бьющееся сердце от женщины, мозг которой был необратимо поврежден в результате автомобильной катастрофы. Общественная реакция на это революционное событие оказалась полярной. Одни превозносили Барнарда как изобретателя метода спасения сотен тысяч неизлечимых больных. Другие обвинили его в убийстве. Ведь он изъял еще бьющееся сердце. Прервал одну жизнь, чтобы спасти другую. Имел ли он на это право? Было ли это убийством, или человек, у которого погиб мозг, фактически уже мертв, несмотря на то – бьется или не бьется его сердце?

С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего морального выбора на границе между жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий [6].

В биоэтических дискуссиях границы человеческого существования постоянно подвергаются критическому пересмотру, что делает их нестабильными. Одновременно возникает набирающая силу тенденция различения «человеческого сообщества» и «морального сообщества». Многочисленные группы и движения сторонников прав животных настойчиво добиваются пересмотра «антропоцентричной» морали и признания в качестве основополагающей – «патоцентрической» модели (включающей всех живых существ, способных переносить боль) или даже биоцентрической модели, объемлющей всю живую природу. Особо активно это обсуждается в связи с проектами создания трансгенных животных для ксенотрансплантаций (пересадки органов от животных человеку) [2].

Во многих странах мира биоэтика стала академической дисциплиной. Ее преподают главным образом на философских и медицинских факультетах университетов. В России биоэтика включена в программу обязательного медицинского образования с 2000 года. Курсы биоэтики читаются на философских факультетах. В настоящее время издаются десятки специализированных журналов, регулярно публикующих материалы по биоэтике. В России статьи по проблемам биоэтики регулярно публикует журнал «Человек» и «Медицинское право и этика» [4].

  1. Новые репродуктивные технологии в биоэтике

Репродуктивная сфера человеческой жизни является эмоционально-детерминированным пространством действий человека, она функционирует не только благодаря внутренним механизмам, но и подвержена управлению извне, со стороны общества. C древних времен способность мужчин и женщин к производству потомства была овеяна тайнами, была областью сакрального, а потому порождала соответствующие объяснения на уровне обыденного сознания. Как правило, ни сводились к действию сверхъестественных сил, благодаря которым становилась возможной реализация репродуктивной функции [3].

Медикализация репродуктивной способности человека (под медикализацией репродукции в данном случае имеется в виду вхождение репродуктивной способности человека в поле зрения медицины и осуществление контроля над ней), развитие технологии репродукции (техники зачатия и родов, режим жизни беременной и т.д.), рост знаний в этой области стали причиной десакрализации репродуктивных способностей человека.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Биоэтика предмет и содержание

    Реферат >> Философия
    ... Содержание Предмет биоэтики стр.2 Содержание биоэтики стр. 9 Список литературы стр. 18 Предмет биоэтики ... быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого ... конгрессы. Направления биоэтики В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь ...
  2. Понятие биоэтики

    Реферат >> Естествознание
    ... , составляющих основное содержание биоэтики. К первой группе можно отнести основные понятия, которыми оперирует биоэтика. Это ... христианской совести. Глава 2 Направления биоэтики В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических ...
  3. Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем

    Реферат >> Философия
    ... – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны ... такие отрасли знания, как социобиология и биоэтика, сформировалась биополитика. Социобиология (М. Рьюз ... в природно-естественные процессы. Биоэтика, академически оформившаяся еще в ...
  4. Критерии и принципы Научности. ПроБлема происхождения и эволюции вселенной. Биоэтика

    Закон >> Биология
    ... , 2010 Содержание Введение Критерии и принципы научности. Проблема происхождения и эволюции Вселенной Биоэтика. Заключение ... ; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия. Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению ...
  5. Биоэтика и медицинская этика

    Реферат >> Медицина, здоровье
    СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение 2 1. Понятие биоэтики и медицинской этики 3 2. Исторические модели моральной медицины 8 3. Взаимосвязь биоэтики ... медицинской науки. 1. Понятие биоэтики и медицинской этики БИОЭТИКА как исследовательское направление ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0033650398254395