Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Контрольная работа >Экономика
1
Социально-экономическое развитие России за 2006-2008 гг.
Социально-экономическое развитие России в 2006 году
Наша страна занимает 5-е место по добыче золота, на нее приходится 6-7 % объема мировой добычи; так же обладает значительными запасами нефти и газа; по добыче алмазов второе место после ЮАР; земельные ресурсы составляют 1/8 часть суши; ведущее место по запасам руд цветных металлов; лесные запасы составляют 1/4 часть мировых ресурсов; по размеру населения занимает 7-е место в мире (с распадом СССР из страны выехало 3 357 тыс. чел. и на 1 января составляет 142,8 млн. чел.); топливно-энергетический комплекс обеспечивает около 1,4 производства ВВП, 1/3 промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, половину федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Наша страна полностью обеспечена топливно-энергетическими ресурсами.1
Большой недостаток предыдущего времени – с 1992 г. по 2005 г. сокращается численность экономически активного населения. Его доля уменьшилась на 15,1 млн. чел., численность занятого в экономике населения – на 31, 7 млн. чел.2
Нерациональное использование природных ресурсов, а также не равномерное размещение производительных сил. Такая ситуация связана с экономически и географически не выгодным состоянием отдельных регионов страны, для добычи сырья, переработки и размещения предприятий в целом, не говоря о развитии сферы услуг. Потому как оказывают влияние такие факторы, как – дефицит квалифицированной рабочей силы, суровый климат (районы вечной мерзлоты), отсутствие инвестиций, удаленность от потребителя, проблема транспортных путей и т. д.
Слабые стороны страны: высокий моральный и физический износ основных производственных фондов; низкая конкурентоспособность продукции конечных отраслей; высокая ресурсоемкость и затратность производства; неэффективная стратегия привлечения инвестиций; низкая капитализация отечественных компаний; низкий уровень инвестиций в человеческий капитал; неисполнение норм трудового права. А так же инфляция, бюрократизация и коррупция – опережают все экономические показатели.
Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Упомянутое исследование Всемирного банка зафиксировало серьезный водораздел в этом плане между развитыми и развивающимися странами. Если в целом по промышленно развитым странам государственные расходы на управление экономическими и социальными процессами достигают почти половины их ВВП, то в развивающихся странах – они на уровне одной четверти. И разница в уровне затрат на государственное управление между странами с «более рыночной» и «менее рыночной» экономикой становится еще более разительной, если учесть несоизмеримо большие количественные масштабы ВВП в высокоразвитых странах.
Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран. То же самое можно сказать о родственной нам («переходной») стране Казахстане и некоторых других странах, не входящих пока в круг высокоразвитых.
Таб. № 1.3 Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира (%)
Страна |
2000 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Россия |
26,8 |
31,6 |
29,9 |
27,5 |
Казахстан |
23,2 |
22,1 |
23 |
22,6 |
Чехия |
38,3 |
41,9 |
41,6 |
40 |
Аргентина |
- |
29,3 |
28,7 |
27,1 |
Великобритания |
39,2 |
41,1 |
42,5 |
42,9 |
Германия |
47,4 |
48 |
48,5 |
47,3 |
Дания |
54,3 |
55,9 |
56 |
56,1 |
Финляндия |
49,5 |
49,3 |
50,5 |
50,5 |
Франция |
50,6 |
52,5 |
53,1 |
52,9 |
США |
- |
34,6 |
35,2 |
34,9 |
Канада |
- |
38,9 |
38,4 |
37,5 |
Австралия |
34,4 |
35,7 |
35 |
35,1 |
ЮАР |
32,1 |
32 |
32,4 |
33,5 |
Япония |
- |
35,5 |
35 |
- |
Несмотря на то, что в конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет (в трехлетних программах социально-экономического развития, подготавливаемых Минэкономразвития и торговли РФ) продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Такое настроение в экономических штабах (даже в тех случаях, когда оно не приводило к предлагавшимся изменениям в бюджете) несомненно сказывалось разоружающим образом на действиях некоторых правительственных структур. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.
С другой стороны имеются сильные стороны: наличие значительных запасов природных ресурсов (как указывалось выше); в целом высокий производственный потенциал; значительный научно-технический потенциал; высокий потенциал освоения внутреннего рынка; развивается кредитно-финансовая система.
Общая картина на начало 2006 г. Начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном строительстве. Кроме того, привлечены значительные инвестиции в производство автомобильной и железнодорожной техники.
Удельный вес инвестиций в основной капитал имеет прирост в некоторых видах экономической деятельности относительно к предыдущему году (см. таблицу 2).
Таблица 2.4 Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в % к итогу)
2005 г. |
2006 г. |
|
Добыча топливно-энергетических ископаемых |
12,4 |
13,9 |
Металлургическое производство |
3,4 |
3,5 |
Химическое производство |
1,6 |
1,7 |
Машиностроение |
2,3 |
2,4 |
Как видно удельный вес инвестиций в основной капитал машиностроения и химического производства остается на низком уровне, а значительный прирост инвестиций в основном приходится на добычу топливно-энергетических ископаемых. В первую очередь это связано с устареванием и износом оборудования на предприятиях. Средний возраст оборудования в отраслях промышленности составляет более 23 лет, и это по бухгалтерской отчетности, в которой исходят из формальных норм и сроков амортизации.
Но по факту ресурс технологической базы российской экономики (машины и оборудование) выработан более чем на 45 % (в электроэнергетике и того выше 60 %) и достиг критического уровня. Удельный вес полностью изношенных основных фондов в секторе добычи полезных ископаемых составляет 21,9 %, в обрабатывающей промышленности – 17 %.5
Удельный вес убыточных организаций в российской промышленности продолжает сохраняться на уровне 2005 г. – 32,5 % от общего числа организаций.
Нефть и газ – основы нашего общественного строя. Два стратегических продукта, удерживающие нас на мировом рынке.
Россия занимает 54-е место по Внутреннему Валовому Продукту (ВВП) в мире и составляет 22 % от уровня ВВП США.
По итогам 2006 года накопленный внешний долг в России составил примерно 260 млрд. долл. Эта сумма связана с внешними займами в 2000 г. на стабилизацию экономики.
Имеют место недостатки в отраслевом государственном управлении. Доходы населения растут медленнее, чем их общий источник – ВВП. Проблема инфляции получила общественный резонанс в связи с ценовым всплеском в первые три месяца 2006 г. (на 5% суммарно по индексу потребительских цен). Между тем и происхождение, и преобладающий характер инфляции хорошо известны. Она имеет преимущественно природу импортируемой и неразрывно связана с ростом за счет сырьевого экспорта. Так как вывозится товарная масса (245 млрд. долл.), а в обмен преимущественно ввозится бестоварный монетарный капитал (формально 142,9 млрд. долл.), то в товарном выражении эквивалентности экспорта и импорта нет. Страна теряет реальное богатство, материализованное в предметных ресурсах, изделиях и благах, получая взамен фиктивное. Далее в известной пропорции увеличивается денежная масса, которой не противостоит товарная. Разрыв между той и другой означает инфляционную диспропорцию, влекущую рост цен.
Средние темпы инфляции в промышленно развитых странах являются низкими с начала 1990-х годов. На рисунке 1 можно сравнить эффективность антиифляционной политики России с другими странами СНГ.6
Рисунок 1.
Тем не менее, правительству впервые за весь период реформ, начиная с либерализации цен в начале 1992 г., удалось достичь «однозначной» величины инфляции на уровне 9%. Это, без сомнения, следует расценивать как успех, особенно если принять во внимание исключительно сложные условия реализации денежно-кредитной политики и целый комплекс порой противоречащих друг другу задач, которые приходится неотложно решать. В это же время темпы роста потребительских цен по-прежнему остаются высокими, и их дальнейшее снижение входит в число важнейших целей экономической политики. Ставятся задачи достижения ценовой стабильности.
Несмотря на ослабление американской валюты и укрепление евро, доллар остается доминирующей иностранной валютой в России.
Разнообразные частные монополии (общероссийского масштаба, региональные и местные) доминируют над системами антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей. Псевдо посредническая паутина густо облепила всю территорию страны. Предельно возросла зависимость экономики от объемов экспорта топливно-сырьевых товаров и поступления валютной выручки. Структурные преобразования осуществляются по инерции, продолжается старение основных фондов в отраслях промышленности и снижение роли сектора высоких технологий. Постепенно нарастает дефицит научных, инженерных и квалифицированных рабочих кадров при низкой производительности труда. Обостряется материальное и социальное неравенство по группам населения. Усиливается дифференциация в региональном разрезе: различия в качестве столичной и провинциальной жизни давно вышли за разумные пределы.
Похожие страницы:
Стратегия социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года
Научная работа >> Экономика... . Это ведет к рецессии ряда рынков в России и за рубежом. Есть основания полагать, что ... перспективу, утвержденные в составе программы социально-экономического развития РФ на 2006-2008 гг., нормативные правовые акты ведомств ...Экономические противоречия и их роль в социально-экономическом развитии
Курсовая работа >> Экономика... 2000 гг. и ... социально-экономического развития России за ... социально-экономического развития России. – М.: ЮНИТИ. – 2006. – 598 с. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с. Хубиев К. Противоречия экономического ...Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года экономический анали
Реферат >> Экономика2008-03-06 Сергей Глазьев Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический ... за 2011- 2015 гг. в 1,5 -1,6 раза за 2016-2020 гг. ... России // РЭЖ 7-8, 2006. [4] Концепция долгосрочного социально-экономического развития ...Социальное- экономическое развитие России во второй и третей половине XIX века
Курсовая работа >> История... 2008 г Введение -------------------------------------------------------------- 3 Глава 1 Социально-экономическое развитие Россия ... за 1890-е гг. ... России . 1999. А.П. Деревянк ,Н. А. Шабельникова. Истории Россия 2-е издание ООО « Издательство Проспект» 2006 ...Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежный опыт
Курсовая работа >> Экономика... показателей социально-экономического развития России Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 (прогноз ...