Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
В психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к вн...полностью>>
Психология->Реферат
Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское ...полностью>>
Психология->Лабораторная работа
Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с прояв...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курсовая работа

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ 18-20 ЛЕТ.

Оглавление

1. Вступление

2. Теоретическая часть.

2.1. Физиологическая основа внимания

2.2. Свойства внимания

2.3. Виды внимания

2.4. Внешнее и внутреннее внимание

3. Практическая часть.

3.1. Подробное описание использованных методик

3.2. Анализ и интерпретация групповых данных

3.3. Анализ и интерпретация индивидуальных данных

3.4. Рекомендуемые упражнения для развития внимания и наблюдательности.

4. Заключение

5. Список использованной литературы

6. Приложение.

1.Вступление.

Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э.Гуссерль (1859-1938), «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о…» чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на материальный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем-то), я хочу (чего-то)и т.д. В психологии избирательный, направленный характер психической активности связывается с особым свойством психики- вниманием.

Актуальность темы: работая над выбором темы, я очень хотела затронуть вопрос непосредственно касающийся меня и моих однокурсников. Современный век инновационных технологий заставляет работать нас с большим количеством информации, поступающей из различных источников: лекции наших преподавателей, общение с друзьями, печатные издания, интернет, СМИ. К сожалению, полученный материал усваивается далеко не в полном объеме. А так хочется помочь себе. Причин много ... и одна из них наше внимание.

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более обширного философского понятия апперцепции, разработка которого была начата Лейбницем и Кантом. Данное понятие выражает зависимость восприятия действительности и прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. В.Вундт, видевший в апперцепции универсальный объяснительный принцип, трактовал внимание как процесс, обеспечивающий четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта (так называемый «творческий синтез»). Т.Рибо связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов. Русский психолог конца XIX столетия Н.Н.Ланге соотносил внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». Значительный вклад в современное понимание природы внимания был внесен представителями когнитивной психологии.

Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) не имеет своего специфического содержания.

Предмет и объект исследования: предметом исследования является изучение избирательности, концентрации и переключения внимания; объектом исследования являются 10 девушек от 18 до 20 лет (мои сокурсницы).

Задачи работы:

1) раскрыть понятие внимание;

2) изучить основные характеристики внимания: избирательность, концентрация и переключение внимания и при помощи нижеизложенных методик провести исследования данных характеристик у девушек 18-20 лет;

3) на основе полученных данных подобрать упражнения для развития внимания.

Метод исследования: для диагностики внимания существует ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика В.Вундта, Д.Кеттела; для определения концентрации и устойчивости - корректурный тест Б.Бурдона; для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.

В своей работе я использовала: тесты Пьерона-Рузера, модифицированную цифровую таблицу Шульте.

2.Теоретическая часть.

2.1Физиологическая основа внимания.

Согласно данным психофизиологии, селективность/ направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как отвлекаемость и трудности сосредоточения возникают, как на фоне пассивного или диффузного бодрствования, так и на фоне чрезмерного бодрствования - эмоционального возбуждения, тревоги, беспокойства. Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от пассивного к активному бодрствованию и связанная с возбуждением ретикулярной формации, которая, в свою очередь, повышает тонус коры головного мозга.

В то же время, избирательность внимания находит объяснение в свете представления о ведущей роли коры больших полушарий и открытого И.П.Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в других. Так что в каждый момент времени в коре головного мозга может быть обнаружен определенный «очаг повышенной возбудимости», который И.П.Павлов сравнивал со «светлым пятном», окруженным более или менее значительной тенью. Психологический смысл закона индукции выражается, в частности, в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте или аспекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активности и игнорирования внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам субъекта. Экспериментально доказано наличие тормозящих влияний коры на ретикулярную формацию, обеспечивающих ее избирательную активацию.

Для прояснения физиологической природы внимания также имеет большое значение принцип доминанты, выдвинутый А.А.Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе все нервные импульсы, поступающие в это время в мозг, за счет чего усиливается его «господство». Основой возникновения такого очага является не только интенсивность действующего раздражителя, но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующим опытом, наличием определенной совокупности доминирующих возбуждений и торможений. Психологически доминанта проявляется в избирательном внимании к одним раздражителям при отвлечении от других.

Эксперименты с рассеченными полушариями мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела и подчиняются общим законам межполушарной функциональной асимметрии мозга. Иными словами, каждое из полушарий выполняет специфическую функцию в организации внимания. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, правое - поддержку общего уровня настороженности, а посредством их интеграции достигается целостность процесса.

2.2 Свойства внимания.

Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства: активность (степень включения сознания и воли субъекта в процесс внимания); концентрация (степень сосредоточения на объекте); устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени); переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой); объем и возможности распределения (на несколько объектов одновременно).

Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 – у младших школьников.

Внимание выполняет ряд специфических функций, среди которых:

Отбор значимых (релевантных или соответствующих

потребностям и целям деятельности) внешних раздражителей/объектов;

Игнорирование несущественных воздействий среды

и торможение побочной, отвлекающей активности;

Поддержание определенного уровня активации до

момента окончания деятельности;

Регуляция и контроль осуществляемой субъектом

деятельности.

В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программ их выполнения. Следуя такому представлению, П.Я. Гальперин усматривал в акте внимания свернутое автоматизированное умственное действие контроля.

2.3 Виды внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания:

1. непроизвольное или непреднамеренное внимание, генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается особенностями объекта - силой воздействия, новизной и пр.;

2. произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловленное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специфически человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом личности;

3. послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными целями и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; эта разновидность внимания связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятельности, и обеспечивает его высокую продуктивность.

При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

От непроизвольного внимания отличают произвольное. Самый термин одиозен. Он как будто создан для того, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности эти иные. Так называемое произвольное вниманием - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сама по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер. Это первая его черта.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности внимания детей подросткового возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... исследования: "Внимание подростков". Объектом нашего исследования является внимание как психический процесс. Предмет исследованияособенности внимания подростков. Цель исследования – выявить особенности внимания подростков. Гипотеза исследования ...
  2. Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением

    Курсовая работа >> Психология
    ... исследования выступают младшие подростки 11 – 14 лет с девиантным поведением в количестве 72 человека. Предмет: особенности ... поведения оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у них идеала – некоторого обобщенного представления об ...
  3. Особенности внимания младшего школьника

    Реферат >> Психология
    ... Кризис семи лет. ………………….8 1.3.Особенности внимания младших школьников……………..18 2. Диагностика внимания детей ... воспитанию внимания у школьников. Предмет исследования: предметом исследования в ... выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет. ...
  4. Гендерные особенности учебной мотивации подростков

    Курсовая работа >> Психология
    ... особенностей учебной мотивации у подростков. Объект исследования: учебная мотивация. Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков. Гипотеза исследования ... 13 лет), ... Недостаточное внимание школы ... 19, 18, 20, 24 ... некоторых ...
  5. Исследование самоактуализационных черт у девиантных подростков

    Реферат >> Психология
    ... особенности самоактуализации подростков………18 Выводы по главе I……………………………………………………………….23 Глава II. Исследование самоактуализационных черт у девиантных подростков ... Некоторые личностные особенности подростков, ... внимание ... [20, с. 167]. Подростки, ... 15 лет. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001816987991333