Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

География->Реферат
Впервые исследования важнейшей для Росси проблемы, связанной с градообразующими предприятиями и моногородами, были проведены в рамках проекта «Монопро...полностью>>
География->Курсовая работа
Это: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изде...полностью>>
География->Реферат
Россия (Российская Федерация) – самое крупное по площади государство на земном шаре (17,1 млн. км2). Располагается Россия в северной части материка Ев...полностью>>
География->Реферат
К рекреационным ресурсам относятся компоненты природной среды: климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, в том числе минеральные...полностью>>

Главная > Реферат >География

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Удельный вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах нефтедобычи уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток. Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр по переработке нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

Стратегия территориальной организации переработки нефти направлена на самообеспечение регионов моторным топливом и, по возможности, другими нефтепродуктами. Признается, в частности, целесообразным рассредоточение мощностей в европейской части путем строительства заводов вдоль магистральных нефтепроводов мощностью до 1 млн.тонн (без химический производств) и до 3 млн.тонн (с химическими производствами). Мощности нефтеперерабатывающей промышленности используются не полностью, что связано с уровнем внутреннего спроса на нефтепродукты. Главные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности за последние десятилетия – это укрепление и комбинирование мощностей по первичной переработке нефти, внедрение оборудования крупнотоннажных комплексов по намечаемому углублению процессов переработки нефти, что позволит сократить объем производства мазута и значительно увеличить производство светлого моторного топлива, нефтехимической продукции для органического синтеза и полимерной химии.16

    1. ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ.

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее добычи. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. В 2003 году компания «ЮКОС» поставила в Китай 1,5 млн.тонн сырой нефти по железной дороге, достигнуто соглашение об увеличении поставок до 18 млн.тонн в 2005 году и более чем 25 млн.тонн – в 2010 году17.

Из Урала нефть по железной дороге везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичнее других видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей страны используются мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

В 2002 году 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40% - через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом (таб.5 приложения стр37)18.

Порт Новороссийск на Черном море – крупнейший экспортный терминал России. В 2002 году через порт прошло 45 млн.тонн сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Хотя Новороссийск – незамерзающий порт, главная проблема здесь – частые сильные штормы. Кроме того, часты штормы и в Босфорском проливе, что задерживает транспортировку нефти из Новороссийска в средиземноморские порты.

Важны для экспорта нефти из России и порты на Балтийском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены в виду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод. Кроме того, в связи с приватизацией терминала в Ветспилсе возникли серьезные трения между латвийским правительством, «Транснефтью» и российскими компаниями – ведущими экспортерами, желающими получить 43-процентный пакет акций порта. Приморск – самый крупный балтийский терминал, находящийся на российской территории. В 2002 году в Приморске было обслужено 135 танкеров и отправлено приблизительно 12 млн.тонн сырой нефти.19 После завершения в 2003 году второй очереди строительства трубопровода его пропускная способность увеличилась до 18 млн.тонн. По мнению ряда экспертов, мощность Приморского терминала к концу этого десятилетия увеличится до 50-70 млн.тонн, по некоторым прогнозам – до 90 млн.тонн.

Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн.тонн нефтепродуктов прошли этот порт в 2002 году, его пропускная способность вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.

Строительство нефтяного терминала в Бухте Батарейной, расположенного западнее Санкт-Петербурга, было закончено в конце 2004 года. Запланированная пропускная способность – около 15 млн.тонн в год. Нефть транспортируется к терминалу по железной дороге. В ноябре 2000 года «ЛУКойл» открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2001 году компания построила еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн.тонн. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн.тонн нефти ежегодно.

На севере России есть 4 нефтяных порта – Варандей, Архангельск, Витино и Мурманск. Варандейский терминал с начальной пропускной способностью 1,5 млн.тонн был построен «ЛУКойлом» и вступил в строй в августе 2000 года. Компания будет загружать здесь собственные танкеры и отправлять их в Мурманск, где сырая нефть будет перегружаться на тяжелые суда, которые станут использоваться для экспорта нефти в северо-западную Европу и США. Порт Витино расположен на юго-западном побережье Калининградского залива на Белом море. Пропускная способность порта – 4 млн.тонн конденсата и мазута в год, не считая легких нефтепродуктов. Сырая нефть поступает в Витино по железной дороге, откуда отправляется небольшими танкерами в Мурманск, где перегружается на крупные танкеры и затем экспортируется в Европу или США. В 2002 году объему транспортировки увеличились с 0,1 млн.тонн до 2,8 млн.тонн.20 Мурманский порт будет иметь несколько преимуществ. Первое – огромная потенциальная пропускная способность во 60-120 млн.тонн. Второе – круглогодично свободное ото льда море в отличие от портов, расположенных на востоке Балтийского моря. Третье – защищенная гавань и уникальные глубины Кольского залива позволяет загружать танкеры водоизмещением 300 тыс.тонн, что примерно в три раза больше максимального размера танкера, обслуживаемого в российских портах на Балтийском море. Четвертое – самый экономичный транспортный маршрут.

Продвижение добычи нефти в восточные районы и на север европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

Трубопроводы наиболее эффективное средство транспортировки нефти. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля транспортировки продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Скорость движения нефти 10-12 км/ч, стандартный диаметр 1220 мм. Производительность в год 80-90 млн.тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировки.

На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которые обеспечивают поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя направлениями по значимости и условиям управления группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые – интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многочисленными заводами и экспортными терминалами нефтепроводы этой группы образуют технологически связанную сеть – единый объект экономического и режимного управления, которое получило название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск- Курган – Самара; Усть – Балык – Курган – Уфа – Альметьевск; Сургут – Полоцк; Холмогоры – Клин; Самара – Тихорецкая; система нефтепроводов «Дружба» и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам. В свое время создание нефтебазы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно – географическое положение, Волго – Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям: на восток – Туймазы – Омск – Ангарск; Уфа – Новосибирск, Уфа – Курган – Петропавловск; на запад – нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Самару – Брянск и далее через Белоруссию в Европу, а также с ответвлением: Самара – Пенза – Брянск; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва; на юг – Пермь – Альметьевск, Альметьевск – Саратов.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго – Уральский район теперь «повернут» целиком на запад.21

Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут:

  1. На запад – Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара; Самара – Лисиганск – Кременчуг – Херсон – Одесса (Украина) ; Сургут – Новополоцк (Беларуссия);

  2. На юг – Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск; Омск – Павлодар – Чимкент (Казахстан);

  3. На восток – Александровское – Анжеро – Судженск.

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются: Грозный – Армавир – Донбасс (нефтепродукты); Самара – Новороссийск; Гурьев – Орск; Мангышлак – Самара; Ухта – Ярославль; Оха – Комсомольск –на –Амуре.

По территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти Тенгизского месторождения в Новороссийск.

Также нефть экспортируется за границу при помощи нефтепроводов. Главный экспортный маршрут российской нефти на запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн.тонн. Трубопровод пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в ГерманиюЮжная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии.

Помимо западных маршрутов Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Восток. Exxon – Mobil – оператор проекта «Сахалин-1» - выступает за строительство 250- километрового подводного трубопровода через Татарский пролив до порта Де-Кристи на Российском материке, где производительность танкерного терминала может быть увеличена, что позволит наращивать экспорт нефти в азиатские страны.

Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако, есть проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья. Внутри страны действуют также трубопроводные системы, например Балтийская трубопроводная система (БТС) включающая в себя: 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса – Ухта, Ухта – Ярославль и Ярославль – Кириши, а также трубопровод Кириши- Приморск.

Пропускная способность увеличилась с 12 млн. до 18 млн.тонн. Последняя как ожидается будет расти до 42 млн.тонн в 2005 году, до 50-70 млн.тонн к концу этого десятилетия.22

Кроме этого предусмотрено создание региональных систем магистральных нефтепроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако сейчас трубопроводный транспорт переживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ценообразование в нефтяной промышленности

    Реферат >> Финансы
    ... революционные изменения: трансформировалась его структура, степень либерализации, принципы ценообразования ... экономики. Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением ... Точно так же, как понятие «ценовой диапазон», в зависимости ...
  2. Внешний государственный долг России понятия, состав, структура, динамика развития

    Курсовая работа >> Финансы
    ... Внешний государственный долг России: понятия, состав, структура, динамика развития Выполнил: ... оборудовании для химической и легкой промышленности, развитие которых рассматривалось как ... Это особенно проявилось после нефтяного кризиса 1972г. Многократное ...
  3. Нефтянной бизнес в России

    Курсовая работа >> Экономика
    ... внутреннем рынке, и к отраслям обрабатывающей промышленности понятия, как "нефтяная дипломатия", "нефтяные войны" и так далее. При ... эффективности производственной деятельности, а также реорганизация структуры Компании. Далее... ОАО "ЛУКОЙЛ" и ...
  4. Структура национальной экономики сферы, сектора комплексы, отрасли

    Курсовая работа >> Экономика
    ... экономическую сущность национальной экономики, ее понятие, элементы и структуру с помощью теоретических основ; 2) обосновать ... региона. Тем не менее перспективы нефтяной промышленности в специализации Калининградской области серьезно ограничены ...
  5. Структура рынков и эффективность

    Реферат >> Экономика
    ... рыночной структурой. Понятие рыночной структуры отражает ... промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкоинструментальное производство. Таким образом, под рыночной структурой ... И-50», «экстракт нефтяной», «гач нефтяной»; ОАО «Беларускабель» (г. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00094699859619141