Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Контрольная работа
Управление качеством – это вопрос не только определённой фирмы, занимающейся сбытом сырья, товаров или услуг, но и мировой экономики в целом, потому ч...полностью>>
Экономика->Лекция
Закон спроса можно объяснить как с точки зрения здравого смысла – чем ниже цена тем больше покупок совершается, так и с точки зрения теории предельной...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Термины «план», «прогноз», «программа», «стратегия», «концепция» и их различные производные вызывают острые дискуссии ввиду их активной роли в организ...полностью>>
Экономика->Дипломная работа
Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что эффективность работы предприятия электрических сетей определяется безотказной работой энер...полностью>>

Главная > Доклад >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сегодня все большее число специалистов приходят к мнению, что скорость деиндустриализации страны (или скорость распада неконкурентоспособных производств) слишком значительно превышает скорость нарождения производств в сфере малого и среднего бизнеса, что может привести к росту социальной напряженности в обществе и потере целых сегментов украинской промышленности.

В связи с этим, развитие малого и среднего бизнеса необходимо рассматривать в контексте общего развития промышленной политики в Украине. Иными словами, необходимо уравнять скорости ликвидации последствий гипертрофированной индустриализации и появления новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. Эта проблема требует определенного государственного регулирования. Важно подчеркнуть, что отрицание роли отечественной промышленности в развитии малого и среднего бизнеса в Украине - это удар по национальным интересам не меньшей силы, чем отрицание предпринимательства вообще.

Стоимость рабочей силы в Украине меньше, чем в странах Европы, США, Японии, Казахстана, России, Беларуси. Известно, например, что почасовая оплата рабочих в промышленности США выше, чем в России, в 15 раз, уровень занятости рабочего населения в малом и среднем бизнесе в США составляет 54 %, а в России - 17 %. Сопоставление этих цифр с аналогичными украинскими показателями свидетельствует об ограниченной емкости украинского рынка потребления продукции и услуг малого и среднего бизнеса.

Увеличение спроса на продукцию и услуги малого и среднего бизнеса в Украине должно обеспечиваться за счет расширения внутреннего рынка путем реконструкции промышленности с целью повышения ее технического уровня и эффективности работы, поддержания рациональных темпов роста оплаты труда, организации системы подготовки квалифицированной рабочей силы, адекватной требованиям современного постиндустриального развития и т. п.

Помимо увеличения спроса на продукцию и услуги малого и среднего бизнеса, в Украине существуют ещё две проблемы, суть которых преднамеренно или непреднамеренно преподносится обществу исключительно как административный пресс и чиновничьи преграды.

Во-первых, ограниченность спроса на продукцию и услуги малого и среднего бизнеса в Украине порождает конкуренцию, в том числе недобросовестную, между субъектами этой сферы деятельности. Здесь необходимо государственное регулирование, направленное на оптимизацию и качественную реализацию продукции. В тех сферах жизнедеятельности, где гарантом выступает государство (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, национальной безопасности), предпринимательская деятельность должна регулироваться разрешительной системой, опирающейся на прозрачные, закрепленные в законах прямого действия отношения между государством и предпринимательством. Речь идет о гарантии ответственности той или иной предпринимательской структуры за свои действия даже после выхода таковой из бизнеса. Эта проблема является актуальной для обследования и диагностирования объектов повышенной опасности, определенных видов правовых услуг, психотерапевтической помощи и т. п. Сюда же можно отнести разного рода экспертизы. Этот вид бизнеса в законодательно регулируемой сфере должен быть ограничен государственной или страховой ответственностью. Проблема ответственности предпринимательства в Украине не уравновешивается требованиями права. Особенно остро эта проблема проявляется на рынке услуг, предлагаемых зарубежными фирмами.

Во-вторых, существует мнение, что природа предпринимательства и, соответственно, его цели одинаковы для всех видов бизнеса. Тем не менее, Лига "Украинское качество" многократно подчеркивала, что в условиях Украины сфера малого и среднего бизнеса не является однородной по своим интересам и вытекающим из них формам взаимодействия з государством. По нашему мнению, субъекты малого и среднего бизнеса в Украине делятся на четыре группы:

1) отечественные производители продукции с использованием отечественных комплектующих;

2) отечественные производители продукции с использованием импортных комплектующих;

3) импортеры продукции, которая не может производиться в Украине;

4) импортеры продукции, которая производится или может производиться отечественными предприятиями.

Политика государства в отношении каждой из этих групп вытекает из ближайшей перспективы вступления Украины во Всемирную торговую организацию, то есть должна строиться на необходимости получения максимальной выгоды от преимуществ, предоставляемых членством в ВТО, и минимизации потерь от негативных последствий, также ожидающих Украину.

Проблему доступа на рынок Украины продукции и услуг необходимо решать в соответствии с внутренней политикой, определяющей конкурентоспособность отечественных производителей. Признание принципа селективной защиты внутреннего рынка естественным образом предопределяет селекцию коммерческих структур со стороны государства и ставит перед предпринимательством проблему выбора сферы бизнеса. Очевидно, что предпринимательство должно рассматриваться не только как реализация свободы на тот или иной вид деятельности, не противоречащей Закону, но и как обязанность считаться с интересами государства, которое может оценивать ряд товаров и услуг, импорт которых является крайне нежелательным, требующих достаточно жестких тарифных и нетарифных методов защиты. Коммерческим структурам, наконец, нужно считаться с необходимостью предотвращения наплыва иностранных товаров (легкой, пищевой, фармацевтической, машиностроительной промышленности) низкого качества.

ГАЛИЦЯ Ігор Олександрович Вчений секретар Відділення економіки НАН України

В последние годы многие средства массовой информации пропагандировали лозунг об усилении поддержки малого и среднего бизнеса, о том, что малый и средний бизнес, образно говоря, является основным стержнем рыночной экономики. Это верное утверждение, но верное лишь наполовину.

Любая развитая рыночная экономика сильна, прежде всего, своей полиструктурой, то есть структурой, в которой органически сочетаются и взаимодействуют предприятия малого, среднего и крупного бизнеса. Причем эта структура представляет собой не просто совокупность предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, которые полностью или относительно обособлены друг от друга. Она представляет собой структуру, в которой разные по объему предприятия не просто автономно сосуществуют, а тесно переплетены и взаимодействуют между собой.

Эффективность современной развитой рыночной экономики во многом объясняется тесным сотрудничеством крупного, среднего и малого капитала. И это вполне закономерно. Дело в том, что, с точки зрения эффективности производства, малый и крупный бизнес имеют достоинства, которые взаимно дополняют друг друга. Причем четко прослеживается принцип "зеркальности": то, что является достоинством малого бизнеса, с точки зрения эффективности производства является недостатком крупного, и наоборот.

Так, крупный бизнес способен обеспечить значительную экономию на масштабах производства, значительную концентрацию материальных, финансовых и трудовых ресурсов на одном или нескольких направлениях. Он может в очень короткие сроки наладить массовое производство новой продукции и осуществить масштабную экспансию на рынки. Крупный бизнес может осуществить масштабные научно-исследовательские программы, обеспечив при этом диверсификацию знаний, подходов и направлений.

Но в крупном бизнесе существуют, как правило, сложные административно-командные системы управления с многоуровневыми системами принятия управленческих решений. Это существенно снижает мобильность крупного бизнеса, его способность своевременно и адекватно реагировать на сигналы рынка. Кроме того, в крупных корпорациях с их многоуровневыми системами согласования и принятия управленческих решений всегда существует вероятность "удушения" творческой инициативы.

В то же время, малый бизнес очень мобилен, в нем отсутствуют сложные многоуровневые системы принятия управленческих решений. Он молниеносно и адекватно реагирует на сигналы рынка. В сфере малого бизнеса ничем не ограничен простор для творческой инициативы. Вместе с тем, малый бизнес лишен возможности обеспечить экономию на масштабах производства и концентрацию ресурсов. Он не может в предельно сжатые сроки обеспечить широкую экспансию на товарные рынки.

Особенно ярко эти закономерности проявляются в инновационной сфере. В США на малый инновационный бизнес приходится около 50 % всех промышленных нововведений, в том числе более 90 % радикальных изобретений.

В более далекой ретроспективе, из 58 крупнейших изобретений ХХ века, сделанных в Америке и Западной Европе, не менее 46 принадлежали изобретателям-одиночкам, мелким фирмам, лицам, не добившимся признания в крупных организациях, и, наконец, новаторам из ряда солидных фирм, отраслевая сфера деятельности которых никак не позволяла рассчитывать на создание такого нововведения. Малый бизнес дал такие радикальные инновации, как электронный калькулятор, ксерография, гибкие контактные линзы и т. д. Да и наиболее выдающееся изобретение ХХ века - персональный компьютер, которое, в конечном счете, меняет весь уклад жизни и среду обитания человека, сделано малой фирмой.

В то же время, судьбы большинства открытий, сделанных в сфере малого бизнеса, поразительно похожи. Открытие доводилось до массового производства лишь в том случае, если эта фирма путем концентрации смогла перерасти в крупную корпорацию. Если же этого не происходило, инициативу и открытие перехватывала крупная корпорация, а малая фирма сходила со сцены.

Таким образом, с точки зрения экономической эффективности нет оснований абсолютизировать ни крупный, ни малый бизнес. Каждый из них имеет существенные недостатки и достоинства. В развитых странах, наоборот, наметилась тенденция к созданию интегральных форм организации бизнеса, которые позволяли бы максимально объединить преимущества крупного и малого бизнеса с точки зрения эффективности, максимально избежав при этом их недостатков. Причем попытки создать интегральные формы предпринимаются как со стороны крупного бизнеса (внутренние венчуры), так и со стороны малого бизнеса (предпринимательские сети, индустриальные округи). В Украине разработана одна из интегральных форм организации бизнеса - инновационные концерны.

Не стоит отрываться от мирового опыта и идти по пути абсолютизации малого или крупного бизнеса. Лозунг о поддержке малого бизнеса должен быть дополнен лозунгом о поддержке национального капитала в целом, во всех его проявлениях.

Прошлым летом я ознакомилась с секретами успеха польских предприятий, которые, начав с нуля, уже вошли в разряд среднего бизнеса. Фирму, о которой я хотела бы рассказать, организовал молодой человек, 20 лет, не имевший никакого специального образования. Он увидел, что в Польше есть богатые люди, которые хотят покупать немецкую мебель и в состоянии за нее заплатить. Сначала он продавал немецкую мебель в Польше. Потом он решил, что может делать мебель не хуже, чем у немцев. Он купил необходимые принадлежности и начал сам делать мебель. Ему помогала его семья. Потом ему понадобилось взять кредит в банке. Недалеко от этого города есть высшая школа бизнеса, студенты которой помогли ему написать толковый бизнес-план. В банке тоже нашлись молодые люди, которые поняли, что он сможет работать, и они ему поверили. Через 5 лет у этого человека - уже 150 рабочих и большая фирма. Он ее разместил в трёх километрах от города, у дороги. Это дало ему преимущества, потому что фирма оказалась в деревне. А в польском законодательстве есть пункт: если ты даешь рабочие места в деревне, ты имеешь значительные льготы.

Второе, на чем он выиграл, когда у него рухнула торговля, ориентированная на Россию, Казахстан и Украину, когда в 1998 году рухнул рубль - он стал производить детскую мебель. Для производителей детской мебели также имеются большие льготы. И благодаря льготе на детскую мебель он построил свое предприятие.

Таким образом, можно создать законодательство, которое никому не мешает, а помогает производству, и на пустом месте расцветает малый бизнес. Я отнюдь не считаю, что в Украине нужно всех переводить в разряд малого бизнеса. Во-первых, в Польше безработица составляет 30 %. А в районе, о котором я говорю, - даже выше. Это полусельский район, который часто страдает от наводнений. К тому же, у нас, все же, совершенно иная инфраструктура, уровень высоких технологий, который был, и еще в какой-то мере остался.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Малий бізнес України в розвиткові національної економіки

    Реферат >> Экономика
    ... 22 АЗАРОВ ОЛЕКСАНДР ВІКТОРОВИЧ МАЛИЙ БІЗНЕС УКРАЇНИ В РОЗВИТКОВІ НАЦІОНАЛЬНО ... дослідженні особливостей розвитку малого бізнесу України – системно-структурний аналіз; ... – С.128-130. АНОТАЦІЯ Азаров О.В. Малий бізнес України в розвиткові національної економки. ...
  2. Малий бізнес в Україні в умовах реформування економіки

    Реферат >> Экономика
    ... ів інфраструктури підтримки малого та середнього підприємництва України належать бізнес-центри, бізнес-інкубатори, інновац ... держава. - 2010. - №3. - С. 60 - 62 Виговська В.В. Малий бізнес України: сучасний стан і тенденції розвитку // Актуальн ...
  3. Малий бізнес та проблеми його розвитку в Україні

    Реферат >> Экономика
    ... іальною спрямованістю. МОНІТОРИНГ МАЛОГО БІЗНЕСУ УКРАЇНИ Становлення малого бізнесу України проходило (і зараз проходить) в динам ... ї кризи. . ФІНАНСОВІ РЕСУРСИ МАЛОГО БІЗНЕСУ УКРАЇНИ Подальший динамічний розвиток малого бізнесу значно сприяє загальноеконом ...
  4. Напрямки розвитку малого бізнесу в Миколаївській області

    Дипломная работа >> Экономика
    ... і значення малого бізнесу, описується історія формування малого бізнесу в Україні, розглядається законодавство України, яке його ... ід і достатній професійний рівень. Становлення малого бізнесу України проходило (і зараз проходить) в динамічних ...
  5. Проблеми розвитку малого бізнесу в Україні

    Закон >> Экономическая теория
    ... розвитку малого бізнесу в Україні, але й через ряд новітніх реалій в економіці країни в цілому ... . – М.: Ось-89, 1997. – 336 с. Варналій З.С. Малий бізнес України: проблеми становлення та перспективи розвитку ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011401176452637