Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место во все времена. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а та...полностью>>
Педагогика->Реферат
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-пер­вых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств под­дер­жа­ния у ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Мир кажется великим и бесконечным, а людям в нем все теснее. Судьба бабочки, живущей беззаботно лишь сутки, или льва, который думает лишь о еде и пото...полностью>>
Педагогика->Реферат
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пыта...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

низкий уровень – 2 человека (9,6%).

Соотношение между долями учащихся высокого, среднего и низкого уровней сформированности умений решать задачи отображено в ниже в таблице №4 и на диаграмме №1.

Таблица №4. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов в зависимости от уровня сформированности умений решать задачи

Уровень сформированности умения решать задачи

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

14

58,3

11

52,4

Средний

8

33,3

8

38,0

Низкий

2

8,4

2

9,6

Диаграмма №1. Соотношение уровней сформированности умений решать задачи на диагностическом этапе

По итогам исследования, проведенного на первом этапе педагогического эксперимента, можно заметить, что:

− как в экспериментальном, так и в контрольном классах, присутствуют три категории учащихся с соответственно высоким, средним и низким уровнями сформированности умений решать текстовые задачи;

− доля учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности умений решать задачи, в обоих классах превосходит по численности остальные категории;

− группа учащихся с низким уровнем сформированности умений решать текстовые задачи в обоих классах самые малочисленные, однако такие учащиеся присутствуют.

Итак, на первом этапе эксперимента мы изучили уровни сформированности умений решать текстовые задачи у учащихся экспериментального и контрольного классов. На втором этапе мы будем вести целенаправленную работу по повышению уровней развития названных умений младших школьников. В качестве средства достижения поставленной цели мы выбрали сочетание различных форм организации учебной деятельности младших школьников на уроках при решении задач.

    1. Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать задачи

На формирующем этапе исследования дети работали с задачами, которые приведены в учебнике Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких «Математика» 3 класс, 2 часть, уроки №№ 60 – 72.

Рассмотрим, как реализовывался данный этап на примерах конкретных задач.

Урок 60, задача №8 в)

Цель: закреплять умение прямого и косвенного сравнения чисел.

Оборудование: учебник, мультимедийная аппаратура, слайды.

Тотошка и его друг Гектор решили сосчитать всех птиц в хозяйстве Джона и Анны. Оказалось, что на птичьем дворе живут 40 уток. Это на 70 птиц меньше, чем кур и на 12 больше, чем индеек. Сколько уток, кур и индеек живут на птичьем дворе Джона и Анны?

Учащиеся читают задачу про себя, затем вслух.

Учитель предлагает рассмотреть чертеж к задаче и дополнить его в соответствии с условием задачи (см. рисунок №10):

12

Рис. №10. Предлагаемая модель к задаче

― Какие птицы изображены самым коротким отрезком? (мнения учащихся разделяются).

― Верно ли, что уток меньше, чем кур? На экране появляется вспомогательная запись . (верно)

― Верно ли, что уток меньше, чем кур и меньше, чем индеек? На экране появляется вспомогательная запись . (нет, уток больше, чем идеек)

― Значит, (слайд). Поэтому можно догадаться, что самым коротким должен быть отрезок, обозначающий количество индеек, а самым большим отрезком обозначаются куры. Дополним чертеж. Названия отрезков и численные данные учащиеся расставляют на отрезках (см. рисунок №10):

Рис. №11 Схема к задаче

― Как обозначить вопрос задачи? (мнения учащихся разделяются: часть детей считает, что фигурная скобка нужна, другие дети считают, что фигурная скобка не нужна). Учитель обращает внимание, что вопрос можно понять по-разному. Однако поскольку узнавать количество каждого вида птиц не имеет смысла (количество уток известно по условию, то нечетко сформулированный вопрос следует понимать так: «Сколько ВСЕГО уток, кур и индеек живут на птичьем дворе Джона и Анны?» После этого учащиеся обозначают вопрос задачи фигурной скобкой (см. рисунок №12):

40

12


Рис. №12. Схема к задаче

― Каким действием узнать, сколько было кур? (сложением, потому что уток на 70 меньше, чем кур, а, значит, кур на 70 больше, чем уток).

― Каким действием узнать, сколько было индеек? (вычитанием, потому то их на 12 меньше, чем уток).

― Каким действием узнаем, сколько всего птиц было на ферме? (сложением).

Задача (урок 61, № 6, а)

Цель: учить устанавливать связи между данными и искомыми, отрабатывать умение решать задачи разными способами.

Оборудование: учебник, мультимедийная аппаратура, слайды.

Лика разложила 96 своих книг поровну на 8 полок книжного шкафа. Сколько книг было у Вити, если на каждую из восьми полок этого же шкафа он поставил на 2 книги меньше, чем Лика?

Дети читают приведенную задачу сначала про себя, затем один ученик зачитывает ее вслух.

Учитель задает детям вопросы:

  • О чем говорится в задаче? (о книгах)

  • Что делали с этими книгами? (раскладывали на полки)

  • Что из задачи мы уже знаем? (Лика разложила 96 книг поровну на 8 полок, а Витя – на каждую полку поставил на 2 книги меньше)

  • Что требуется узнать? (сколько книг было у Вити)

  • Что мы можем узнать в первую очередь? (сколько книг на каждую полку поставила Лика).

  • Для чего нам нужно это знать? (чтобы узнать, сколько книг положил Витя на каждую полку).

  • Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы это узнать? (вычесть).

  • Почему надо вычитать? (в задаче сказано «на 2 меньше»).

  • Ответили ли мы вторым действием на вопрос задачи? (нет, так как требуется узнать, сколько всего у Вити книг).

  • Каким действием мы будем узнавать, сколько всего книг у Вити? (умножением).

Далее учитель еще раз вместе с детьми проговаривает план решения и предлагает учащимся записать решение к себе в тетрадь. Самопроверка – сравнение с образцом решения (слайд).

После выполнения самопроверки по образцу учитель включает следующий слайд, на котором написаны выражения:

.

Учитель говорит, что два выражения на слайде тоже являются решением этой задачи. Но оформлено это решение не полностью. Учащимся требуется объяснить, на какие вопросы отвечают записанные выражения (Первым действием узнаем, на сколько книг меньше поставит Витя на полки шкафа, вторым действием узнаем, сколько книг у Вити).

Учитель просит учащихся сравнить два способа решения (ответ получен один и тот же, но второй способ на одно действие короче, чем первый).

Урок 61, задача №6 в)

Витя решил узнать, сколько времени он потратил за неделю на выполнение домашних заданий. Сколько минут он занимался в понедельник, если во вторник он затратил на выполнение домашнего задания 120 минут, в среду – 60 минут, в четверг – 80 минут, в пятницу – 40 минут, а всего в течение пяти дней он затратил на выполнение домашних заданий 500 минут?

Цель: повторить связи между компонентами и результатами арифметических действий, учить решать задачу разными способами

Оборудование: учебник, чертежи на доске.

Учащиеся читают задачу сначала про себя, а затем вслух. Выполняется разбор условия задачи:

− О чем говорится в задаче? (о времени, затраченном на выполнение домашних заданий)

− Как удобно изобразить все затраченное время? (отрезком). Один учащийся выполняет чертеж на доске, остальные работают в тетрадях.

− Сколько дней выполнял Витя домашние задания? (всего 5 дней, с понедельника по пятницу)

− Где надо показать рабочие дни? (это части отрезка)

− Отметьте эти части.

− Что означают числа 120, 60, 80 и 40? (время, затраченное на выполнение домашних заданий соответственно во вторник, среду, четверг и пятницу). Отметьте эти числа на чертеже.

− Что обозначает число 500? (все время, затраченное на выполнение домашних заданий за неделю). Покажите это на чертеже.

В итоге на доске и в тетрадях появляется чертеж (см. рисунок №13):

500


Рис. №13. Чертеж к задаче

− По чертежу перескажите задачу (учащиеся пересказывают условие, но в формулировке вопроса испытывают затруднение, поскольку общее затраченное время известно по условию – 500 минут).

− Надо ли выполнять какие-либо действия, чтобы ответить на поставленный вопрос? (нет)

− Можно ли что-нибудь изменить в задаче, чтобы она приобрела смысл? (да, следует поменять вопрос)

− Измените вопрос (сколько времени потратил Витя на выполнение домашних заданий в понедельник?)

− Отметьте вопрос на чертеже.

− Умеете ли вы решить такие задачи? (да)

− Какие действия надо выбрать для решения? (Первый способ – сначала сложение – «сколько времени затрачено на выполнение домашних заданий со вторника по пятницу», затем – вычитание. Второй способ – последовательно вычитать из общего времени, затраченного на выполнение домашних заданий, время, затраченное в отдельные дни).

− Можно ли решить эту задачу уравнением? (да. Неизвестным х обозначим время, затраченное на выполнение домашних заданий в понедельник. Сложим продолжительности занятий в каждый из пяти дней, приравняем к общей затрате времени за неделю. Затем решим уравнение)

− Решите задачу по вариантам. Первый ряд – через сложение, второй – используя только вычитание. Решение оформите в виде числовых выражений. Третий ряд решит эту задачу уравнением.

Проверка проводится с помощью интерактивной доски.

− Рассмотрите «цепочку», предложенную в учебнике (см. рисунок №14):

Рис №14 Арифметическая «цепочка»

− Что обозначают круги? (сумму времени, затраченного на выполнение домашних заданий в разные дни)

− Догадайтесь, зачем круги расположили в линию? (узнать первое в цепочке число можно, «вернувшись назад», то есть, выполнив обратные действия)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие самоконтроля на уроках математики в начальных классах

    Реферат >> Педагогика
    ... Бологова Е.И. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач// Нач. школа. – 2000 ... Курсовая работа по методике преподавания математики Формирование самоконтроля на уроках математики в начальных классах Выполнила: ...
  2. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников (2)

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... реализуется на практике, и в частности, на уроках математики в начальной школе, я рассмотрю в следующем пункте моей курсовой работы. 2.3 ... собственной мысли учащихся. Упражнения в решении составных текстовых задач, в сравнении выражений, требующие ...
  3. Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... Кафедра алгебры и геометрии Дипломная работа По теме: «Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах» Студентки 5 курса д/о ... количество текстовых задач, большинство из которых задано в шутливой форме. Есть и логические задачи, решаемые ...
  4. Решение геометрических задач на нахождение максимумов и минимумов аналитическими методами

    Реферат >> Педагогика
    ... математики МАКСИМЕЙКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Решение геометрических задач на нахождение максимумов и минимумов аналитическими методами ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ...
  5. Метод моделирования развития психической деятельности при решении учебных и игровых задач

    Контрольная работа >> Психология
    ... текстовые задачи на уроках математики в начальных классах ... вопросительной форме ( ... задачах, которой они овладевают в процессе их решения в I—II классах ... задачи. Таким образом, планируя на уроке решение /составных задач, следует творчески использо­вать в работе ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.006417989730835