Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Контрольная работа
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный бесп...полностью>>
Педагогика->Реферат
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогич...полностью>>
Педагогика->Реферат
Разницу в определениях можно обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитате...полностью>>
Педагогика->Реферат
- Ребята, уже меньше месяца осталось до нашего самого любимого праздника, до Нового Года. К новому году почти в каждом доме наряжают елку и сам дом ук...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выбери новое искомое;

  • Сформулируй новую задачу;

  • Реши составленную задачу;

  • Сравни полученное число с той данной величиной прямой задачи, которая была выбрана в качестве искомой величины;

  • На основе этого сравнения составь соответствующее умозаключение о правильности решения прямой задачи.

    Роль индивидуальной работы школьников возрастает в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения.

    Доля самостоятельных (индивидуальных) работ в учебном процессе увеличивается от класса к классу, В начальных классах на нее отводится не менее 20%.

    Итак, изучив методическую литературу, мы пришли к следующим выводам:

    − на современном этапе обучение младших школьников решению текстовых задач остается одним из важнейших направлений учебной деятельности, поскольку именно текстовые задачи являются связующим звеном между теоретическим обучением и применением знаний на практике;

    − для всестороннего раскрытия понятия текстовой задачи и рассмотрения различных жизненных ситуаций в начальной школе предлагаются текстовые задачи, которые можно классифицировать по ряду оснований;

    − решение любой текстовой задачи происходит по плану, включающему в себя ряд последовательных этапов;

    − обучение решению задач проходит в двух направлениях: выработка общего умения решать текстовые задачи и выработка умений решать задачи определенного вида. Применительно к начальным классам чаще других реализуется первое из двух направлений. в соответствии с учебной программой, деятельность учителя и учащихся нацелена на выработку у младших школьников умений решать текстовые задачи;

    − умение как психолого-педагогическая категория означает готовность и возможность человека (в данном контексте, младшего школьника) успешно выполнять какую-либо деятельность (в данном случае, решать текстовые задачи). В зависимости от уровня сформированности умения решать задачи учащихся можно разделить на три группы, соответственно с высоким, средним и низким уровнями. Критерии этих уровней описаны в методической литературе;

    − для достижения поставленной дидактической цели в обучении младших школьников решению текстовых задач учителю необходимо варьировать и сочетать различные формы (индивидуальную, групповую, фронтальную) организации деятельности учащихся на уроках математики. Вспомогательные материалы, призванные оказать помощь учителю, содержатся в специально издаваемых методических пособиях, публикуются на страницах журналов и в сети Internet.

    Глава 3. Формирование умений младших школьников решать текстовые задачи

    3.1 Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать задачи

    Практическое исследование по теме работы было проведено в период преддипломной практики с 26 января по 5 марта 2010 года. Базой практики явилась МОУ СОШ №57 города Краснодара.

    В качестве экспериментального был выбран 3 «А» класс. Учитель –Каргаполова Татьяна Ивановна (стаж работы 18 лет). Обучение математике ведется по программе «Школа – 2100», учебник Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких. В классе всего 24 учащихся, из них 12 мальчиков, 12 девочек.

    Для обеспечения объективности эксперимента был выбран контрольный класс – 3 «Б». Учитель – Ильинская Елена Вячеславовна (стаж работы 14 лет). Обучение математике ведется по программе «Школа – 2100», учебник Т.Е.Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. В классе всего 21 учащихся, из них 7 мальчиков, 14 девочек.

    Педагогический эксперимент реализовывался в 3 этапа.

    На первом этапе проведено определение уровня сформированности у учащихся экспериментального и контрольного классов умения решать текстовые задачи.

    Цель: определить уровни сформированности умения младших школьников решать текстовые задачи.

    Для достижения поставленной цели были выбраны различные методы исследования.

    Одним из таких методов стала беседа с учителем с целью получения первичных представлений об уровне сформированности у учащихся класса умений решать текстовые задачи.

    В ходе беседы учителю были заданы следующие вопросы:

    1. Какое значение Вы придаете решению текстовых задач в начальной школе?

    2. Какие виды типовых задач уже изучены в соответствии с программой?

    3. Твердо ли знают учащиеся теоретические положения, на основе которых выбирают арифметические действия при решении задач?

    4. Какие правила и законы вызывают наибольшее затруднение у учащихся?

    5. С какими формами наглядного представления текстовых задач дети знакомы?

    6. Какие формы наглядного представления задачи чаще всего Вы использовали на уроке?

    7. Умеют ли школьники самостоятельно выбирать удобный способ наглядного представления задачи?

    8. Умение решать какие типовые задачи наиболее твердо сформировано у школьников?

    9. Успешно ли дети справляются с записью решения задачи в виде выражения?

    10. Решение каких видов задач вызывают затруднения у школьников?

    11. Какие виды типовых задач будут изучаться в ближайшее время?

    12. Используете ли Вы какие-то инновационные методики для обучения школьников?

    13. К помощи каких учащихся Вы рекомендуете прибегать при решении задачи на уроке?

    14. Считаете ли Вы необходимым разбирать в классе задачу, которая задается для домашнего выполнения?

    В ходе беседы выяснилось, что учитель считает решение задач важным связующим звеном между теоретическим и практическим обучением школьников. На момент начала преддипломной практики в программу включены практически все виды задач, предусмотренные начальным курсом математики. Теоретическими положениями, лежащими в основе выбора действий для решения задач, дети в основном владеют. В настоящий момент учащиеся чаще всего допускают ошибки при выборе формул для решения задач «на движение», поэтому учитель зачастую использует разнообразные приемы моделирования процессов (предметные картинки, составление схем, таблиц, диаграмм). Оформление решения задачи в виде выражения в некоторых частных случаях вызывает затруднения у учащихся, однако говорить о том, что это является закономерным, нельзя. Применительно к типовым задачам некоторых видов учащиеся обучены выбирать удобный способ решения, и они успешно справляются с этим видом деятельности. На уроках учитель часто применяет мультимедийные презентации. При разборе задачи в классе учитель рекомендует опираться на следующих учащихся: Багирову Эльвиру, Василенко Анастасию, Лысенко Кирилла, Гузова Антона и Трищук Анастасию. Если задача, предложенная в учебнике, не является стандартной, то учитель рекомендует работать над ней в классе, непосредственно на уроке. Для домашнего выполнения преимущественно предлагаются известные учащимся виды задач.

    На данном этапе исследования было проведено анкетирование родителей с целью получения представлений об уровне сформированности умений решать текстовые задачи.

    Вопросы анкеты приведены ниже.

    1. Считаете ли Вы важным научить ребенка решать задачи? (Да, нет).

    2. Осознает ли Ваш ребенок связь между реальной жизнью и решением задач на уроке? (Да; нет).

    3. Успешно ли справляется Ваш ребенок с решением задач в домашнем задании? (Всегда – да; почти всегда – да; чаще справляется, чем нуждается в помощи; чаще нуждается в помощи, чем справляется самостоятельно; почти никогда не справляется самостоятельно; никогда не может решить задачу самостоятельно).

    4. Уверенно ли Ваш ребенок выбирает арифметическое действие при решении задач? (Да; нет; однозначно ответить невозможно).

    5. Оказываете ли Вы помощь ребенку при решении задач дома? (Да; нет; иногда).

    6. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», то опишите, в чем выражается эта помощь?

    7. Как Вы считаете, чему необходимо уделить особое внимание при решении задач на уроке?

    В результате проведения исследования нами определено, что практически все родители считают важным научить ребенка решать задачи. При решении задач дома дети практически всегда справляются с решением задачи самостоятельно, родители лишь иногда оказывают им помощь, задавая наводящие вопросы.

    Кроме беседы и анкетирования был проведен тест для учащихся, цель которого состояла в определении частных умений младших школьников, связанных с решением текстовых задач.

    Задания, включенные в тест, предполагают проверку следующих знаний, умений, навыков младших школьников (см. таблицу №2):

    Таблица №2. Знания, умения и навыки младших школьников, связанные с решением текстовых задач

    Характеристики ЗУН

    Номер задания

    1.

    Умение выделять структурные элементы в текстовой задаче

    1, 2

    2.

    Умение выбирать арифметическое действие в процессе решения текстовой задачи

    2, 9

    3.

    Умение соотносить реальную ситуацию с ее

    математической моделью

    4, 5, 6, 7, 8

    4.

    Знания этапов решения текстовых задач и приемов их выполнения

    3, 9

    5.

    Умения решать задачи разными способами

    10

    Текст тестовых заданий приведен в приложении №3.

    Качество выполненной учащимися работы оценивалось в условных баллах, что позволило разделить школьников на три группы в зависимости от уровня сформированности умений решать текстовые задачи (см. таблицу №3 и приложение).

    К группе учащихся с высоким уровнем сформированности умений решать задачи отнесем учащихся с результатом 45 – 59 баллов (75 – 100% выполненных заданий); к среднему уровню отнесем учащихся с результатом 30 – 44 баллов (50 – 74% выполненных заданий), а к низкому уровню сформированности умений отнесем учащихся с результатом 0 – 43 баллов (0 – 49% выполненных заданий).

    Таким образом, тест позволил сделать вывод о том, что в экспериментальном классе высоким уровнем сформированности умений решать задачи обладают 14 человек (58,3%), средним – 8 человек (33,3%), а низким – 2 человека (8,4 %).

    Таблица №3. Оценочная таблица (в условных баллах)

    Номер задания

    Максимальное количество баллов

    1.

    1

    6

    2.

    2

    14

    3.

    3

    6

    4.

    4

    4

    5.

    5

    2

    6.

    6

    4

    7.

    7

    3

    8.

    8

    3

    9.

    9

    2

    10.

    10

    15

    ИТОГО:

    59

    Аналогичные исследования были проведены в контрольном 3 «Б» классе.

    Результаты исследований позволяют распределить учащихся этого класса по уровням сформированности умений решать задачи следующим образом:

    • высокий уровень – 11 человек (52,4%)

    • средний уровень – 8 человек (38%)



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Развитие самоконтроля на уроках математики в начальных классах

      Реферат >> Педагогика
      ... Бологова Е.И. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач// Нач. школа. – 2000 ... Курсовая работа по методике преподавания математики Формирование самоконтроля на уроках математики в начальных классах Выполнила: ...
    2. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников (2)

      Курсовая работа >> Педагогика
      ... реализуется на практике, и в частности, на уроках математики в начальной школе, я рассмотрю в следующем пункте моей курсовой работы. 2.3 ... собственной мысли учащихся. Упражнения в решении составных текстовых задач, в сравнении выражений, требующие ...
    3. Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах

      Дипломная работа >> Педагогика
      ... Кафедра алгебры и геометрии Дипломная работа По теме: «Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах» Студентки 5 курса д/о ... количество текстовых задач, большинство из которых задано в шутливой форме. Есть и логические задачи, решаемые ...
    4. Решение геометрических задач на нахождение максимумов и минимумов аналитическими методами

      Реферат >> Педагогика
      ... математики МАКСИМЕЙКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Решение геометрических задач на нахождение максимумов и минимумов аналитическими методами ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ...
    5. Метод моделирования развития психической деятельности при решении учебных и игровых задач

      Контрольная работа >> Психология
      ... текстовые задачи на уроках математики в начальных классах ... вопросительной форме ( ... задачах, которой они овладевают в процессе их решения в I—II классах ... задачи. Таким образом, планируя на уроке решение /составных задач, следует творчески использо­вать в работе ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.0070731639862061