Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Курсовая работа
Преступления этой категории обладают значительной общественной опасностью и высокой латентностью; борьба с ними представляет самостоятельную многоаспе...полностью>>
Право, юриспруденция->Курсовая работа
Так, результаты научных исследований, проведенных многими российскими учеными криминалистами, с достаточной убедительностью показывают, что если прест...полностью>>
Право, юриспруденция->Конспект
В дореволюционный период была психологическая теория права (Л. Петражицкий), социальная теория права (право – это совокупность правоотношений). Социал...полностью>>
Право, юриспруденция->Курсовая работа
В последние годы в нашей стране активно развивается нефтегазовая отрасль, по темпам развития опережая многие другие направления народного хозяйства. Н...полностью>>

Главная > Курсовая >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Томский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства и права

Тема

Формирование правового государства в современной России

Фамилия студента

Стельмаков

Имя студента

Павел

Отчество студента

Александрович

№ контракта

05500070101017

Содержание

Введение 3

1 Понятие государства и права 5

2 Сущность правового государства 9

2.1 Понятие правового государства 9

2.2 Признаки правового государства 10

2.3 Взаимосвязь правового государства и гражданского общества в России 13

3 Формирование правового государства в современной России 18

Заключение 23

Глоссарий 26

Список использованных источников 28

Приложение А. Признаки правового государства

Введение

Проблемы правового государства всегда вызывали повышенный интерес людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы о сущности правового государства, возникновении и развитии, о его цели и назначении практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений. Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правовые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство это другой, особый тип взаимоотношений права и государства.

В соответствии с действующей Конституцией, Российская Федерация является правовым государством.1 Но то, что пишется в основном законе, не совсем соответствует реальному положению дел в России. Для создания правового государства необходимо существование определенных условий, одним из которых является гражданское общество, то есть соответствующая степень зрелости общества страны. А в России общество находится в стадии созревания, оно еще неспособно самостоятельно обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие разнообразные потребности и интересы. Психология российских граждан опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Поэтому нельзя сказать, что российское гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в стране.

Целью данной работы является изучение сущности правового государства и становления его в России. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- изучение понятий государства и права;

- определение сущности правового государства;

- выявление признаков правового государства;

- выявление взаимосвязи правого государства и гражданского общества;

- рассмотрение правового государства в России.

Изучаемая тема актуальна в настоящее время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Российская государственность пережила сложные времена, ей необходима реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться России.

Основная часть

1 Понятие государства и права

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»1. В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти. В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Более точной является следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, которые характеризуются такими чертами, как отношение власти и подчинения, монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; наличие юридического порядка; относительное постоянство; институциональное измерение. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода. Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Активность государства по отношению к обществу, естественной и внешней среде классифицируют как функции государства. Функции подразделяют на внутренние и внешние.

Можно выделить следующие внутренние функции: хозяйственную; культурно-воспитательную (образование, наука, спорт); социальную (обеспечение безопасности, социальных программ, порядка, например, гарантии элементарного порядка, борьба с преступностью, содержание тюрем и аппарата принуждения, охрана общественного строя от дестабилизации.

К внешним функциям относятся: миротворческая, мироохранительная, оборонительная, поддержание связей с другими государствами и др. Внутренние и внешние функции государства в различные периоды играют разные роли. К примеру, внешняя выдвигается на первый план при военной угрозе. Значение хозяйственной и культурно-воспитательной функций зависит от степени вмешательства государства в эти отрасли. Свои функции государство реализует с помощью насилия, права, организационной деятельности, идеологического воздействия.

Сущность государства - смысл, главное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Определение понятия права имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, от его содержания и формы зависят направление научного анализа в правоведении и его результаты, во-вторых, оно жизненно важно при непосредственном применении юридических норм надлежащими органами и лицами, так как в соответствии с ним нередко решается основной вопрос практической юриспруденции - правомерность поведения субъектов.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно является способом установления объективной меры вещей, методом социальной регуляции. Право - многогранное социальное явление, и оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. Столь же многообразными могут быть определения понятия права. Каждое определение раскрывает какую-то сторону этого явления, но все они соответствуют одному понятию права. При этом практически невозможно в одном определении отразить всю сущность права. А.М. Васильев отмечал, что это доступно лишь теории права в целом1. Одно из определений понятия права принадлежит С.С. Алексееву: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения».1

В соответствии с этим определением признаки права таковы: общеобязательная нормативность, утверждающая в обществе единые и постоянные правила поведения, имеющие всеобщее действие; выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках, являющихся формой общеобязательной нормативности, что придает праву качество институционного образования, то есть явления объективированного в признаваемых государством документах. Тем самым нормы приобретают свойство формальной определенности, но не остаются вербальными идеями; действие через дозволения, через субъективные права. Этот признак подчеркивает, что стержнем права является категория свободы. Несмотря на то, что в содержание права включены запреты, предписания и т.п., все же основной критерий - дозволения, правомерное поведение, признаваемое обществом; государственная обеспеченность. Она ограничивает право от других социальных регуляторов (например, морали), не имеющих такой обеспеченности, и придает ему надежность авторитетом государственной власти, способной к принуждению, которой, тем не менее, не следует придавать всепоглощающего значения. Нормы права, не соответствующие критериям естественного права, при их реализации приводят нередко к применению антигуманных средств и связаны с нравственными и психологическими деформациями.2 В течение последних лет наука теории права значительно продвинулась на пути к раскрытию сущности права, которая все же остается до конца непознанной.

2 Сущность правового государства

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть правового государства - в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. В свое время Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства.

Правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничение правом исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

2.1 Понятие правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им1.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

- государству присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

- государство представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

- располагает специальным государственным механизмом;

- обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

- существует благодаря налоговым и другим сборам;

- государство обладает суверенитетом.

Цель правового государства - обеспечить гарантию прав и свобод своих граждан во всех сферах, но достичь ее можно при условии, если и граждане в свою очередь проявляют уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, с тем чтобы они как можно меньше зависели от прихотей политиков.

2.2 Признаки правового государства

Основой формирования правового государства является ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение демократических ценностей.

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака: разделение властей, верховенство закона, строгое соблюдение прав и свобод человека, социальная и юридическая защищенность личности.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная1.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях прежде всего должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека - это прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права невозможно нарушить без разрешения судом. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Кроме перечисленных признаков правового государства выделяют также и другие, например, взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

К признакам правового государства также относят:

- сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

- наличие развитого гражданского общества;

- создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

- установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

- формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

- правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

- возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

- соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

- единство прав и обязанностей граждан.1

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

2.3 Взаимосвязь правового государства и гражданского общества в России

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, так как, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, проживаем в стране, которая является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать при создании правового государства. Приобщаясь в рамках политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства.

В последнее время в России возник особенный интерес к проблеме гражданского общества, Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.

С начала 1990-х годов в отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества. За это время в Российской Федерации сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества: в экономике это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса; в политике - разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, свобода слова; в духовной сфере - отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания. Вместе с тем в современном российском обществе многие структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием1.

Действующая Конституция Российской Федерации характеризует Российскую Федерацию как правовое государство и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Между тем уже давно стало общепризнанным представление о том, что правовое государство возможно лишь в союзе с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Из содержания главы 1 Конституции Российской Федерации очевидно, что Конституция закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики. Конституция является правообразующим источником гражданского общества2.

Гражданское общество - закономерный этап длительной социальной и культурной эволюции, продукт современной индустриальной цивилизации со всеми ее особенностями (развитая промышленность и сфера услуг, рыночная инфраструктура, демократическая форма правления и др.). В России предпосылки возникновения институтов гражданского общества появились на рубеже 60-х годов XIX века - начала XX века. Однако лишь в последнее десятилетие XX века Россия возобновила свой трудный путь к гражданскому обществу, причем становление институтов такого общества осложняется глубоким экономическим и социальным кризисом, являющимся мощнейшим фактором дестабилизации общественной жизни, низким уровнем гражданской культуры населения, бюрократизацией государственного аппарата, криминализацией основных сфер государственной и экономической деятельности.

Особое значение в формировании гражданского общества в Российской Федерации отводится конституционно-правовому регулированию местного самоуправления, охватывающему ряд значимых положений: государственную гарантированность, самостоятельность, организационно-правовое единство, ответственность, достаточность материальных и финансовых ресурсов, финансово-экономическую независимость, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, наличие собственных полномочий, многообразие форм организации местного самоуправления.

Становление гражданского общества - стратегическая цель реформ в России. Только оно станет подтверждением положительного итога коренных преобразований в России. Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним относятся: верховенство закона, равноправие граждан, разделение властей, независимая судебная система, развитое местное самоуправление, эффективная многопартийность, независимые свободные средства массовой информации, демократические и свободные выборы, гражданские инициативы, защита прав и свобод человека и гражданина.

В России осуществляется формирование правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей. Этому способствуют рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений. Процесс этот возможен лишь на путях преодоления традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, стабилизации общества, на основе гражданского мира с соблюдением конституционных гарантий.

Наиболее существенными аспектами понимания взаимоотношений государства и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества - экологическим организациям, объединениям предпринимателей, обществам потребителей и т.п. - принадлежит ведущая роль в обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научно-технического прогресса и т.д.

Вовлечение общества в процесс укрепления законности и правопорядка осуществляется в различных формах, одной из важнейших среди которых является участие различных общественных структур в процессе создания законов, затрагивающих интересы широких слоев граждан, способствующих самоопределению и саморазвитию гражданского общества.1

Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего - народовластие, федерализм, суверенность Российской Федерации, ее целостность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, разделение при осуществлении единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечить целостность и стабильность системы исполнительной власти, правовые и организационные принципы ее функционирования и взаимодействия с гражданским обществом.

Для разумной взаимосвязи исполнительной власти и гражданского общества целесообразно создание следующих предпосылок:

- построение действительно демократического государства, в котором исполнительная власть и ее органы были бы тесно связаны с обществом и получали от него доверие и поддержку (принципиальны как система формирования органов исполнительной власти, так и политические механизмы);

- обеспечение системы исполнения решений в информационном аспекте, поскольку только достоверная, оперативная и общественно значимая информация способна служить основанием для знания правды о системе исполнительной власти и государственного управления в целом.

Таким образом, выявлена взаимосвязь правового государства и гражданского общества. В реальности нельзя представить правовое государство без гражданского общества, потому что гражданское общество есть, с одной стороны, - предпосылка, то есть то, на чём основывается правовое государство, с чего нужно начинать его развитие. А, с другой стороны, - фактор формирования. Это подразумевает наличие гражданского общества как обязательного элемента при становлении правового государства. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство, и формирование правового государства протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Поэтому для успешного достижения поставленной цели, в виде гражданского общества, необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.

3 Формирование правового государства в современной России

Идея правового государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового государства добились страны, в которых наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

В процессе многочисленных демократических преобразований, которые начались в начале 90-х, Россия все-таки вышла на путь развития гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993 году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. Она принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее отличиями стали: прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью. Процесс утверждения основных принципов Конституции протекает достаточно медленно и противоречиво. Связано это от части с тем, что в советский период не было создано предпосылок формирования правового государства. Система политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции во имя политической целесообразности и т.п. - все это выступало явным антиподом правовому обществу.

В Конституции Российской Федерации Россия констатируется как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.1

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни российского общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми представителями государственного аппарата   неотъемлемая черта демократического государства.

На территории бывшего СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие осложняется экономическими и социальными кризисами, происходящими в некоторых республиках, существенно отразившихся на уровне жизни людей.1

Конституционная модель российской правовой государственности находится в процессе формирования. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, так как процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере основные принципы правового государства.

Порой грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Во всех сферах общественного бытия происходят сложные и противоречивые процессы. Самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву.

Важным шагом в формировании правового государства является создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем.1

Правовое государство - это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекларированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства органов власти всех уровней. Однако, построение правового государства в России реально. Этот процесс займет много лет, при условии консолидации всех созидательных сил общества и при ответственной гражданской позиции каждого человека.

В России правовое государство будет формироваться с учетом отечественной специфики, сложившихся культурно-исторических традиций. Но в любом случае это будет развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно высоким уровнем жизни людей.

Заключение

Правовое государство и его формирование является сутью системы общественных отношений, формирующихся на основе общих гуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами внутригосударственного права.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правовое государство и его становление - это явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов, который способствует становлению правопорядка в государстве и сотрудничеству людей с ним, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Правовой механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Отмеченные качества правового государства позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного права в деле формирования правопорядка. Поэтому Россия должна в большей степени консолидировать свои усилия в деле построения и становления правового государства и справедливого правопорядка.

На вопрос: «Является ли современная Россия правовым государством?» можно дать неоднозначные ответы. Конституционалисты сошлются на первую статью Конституции Российской Федерации, согласно которой Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Действительно, идея правового государства непосредственным образом закреплена в действующей Конституции. Однако, при размышлении над изучаемой темой, возникают противоречия между понятием правового государства западных аналогов и реальным положением дел в Российской Федерации. В России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность - государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией Российской Федерации - становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны.

В понятие правового государства вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. Все усилия по поводу формирования правового государства направлены на поддержание высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено документально, реализовывается в жизни. В России есть практически все для реализации поставленных целей, но в силу глубоких противоречий в политическом равновесии они достигаются в замедленном темпе. Многое зависит от осознания гражданами России своей роли в обществе, ощущения себя каждым человеком частью этого общества. При выполнении данного условия возникнут зачатки формирующегося гражданского общества, являющегося ядром правового государства.

Важно понимание того, что правовое государство построить за пару десятков лет невозможно. В других странах этот процесс протекал долго, в течение столетий, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. В этом смысле необходимо уяснить несостоятельность правового нигилизма, который сформировался после продолжительного тоталитарного периода в менталитете русского человека. Необходимо бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права. Пассивность граждан в отстаивании своих прав, использовании их означает обречение себя на произвол тех, кто активно ими оперирует в жизни. Для России построение правового государства, в котором соблюдаются все законы, не ущемляются права и свободы граждан, побежден произвол и коррупция в органах власти, является пока призывом, лозунгом. Идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, и реализовывать их нужно поэтапно, и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Необходимо максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Демократия

Форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм.

2

Интеграция

Объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

3

Консолидация

Один из видов систематизации законодательства. Целью является устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков.

4

Легитимность

Политико-правовое понятие, означающее положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим в конкретном государстве институтам государственной власти, признание их правомерности.

5

Нигилизм

Одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права.

6

Плюрализм

Понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни.

7

Республика

Форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).

8

Суверен

Носитель верховной государственной власти.

9

Тоталитаризм

Один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.

10

Федерация

Форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2

Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

3

Емельянов С.А. Теория права.- М.: Юристъ, 2007, с.162.

4

Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права. Учебное пособие.– М: Юристъ, 2007, с. 275.

5

Морозова Л. А. Основы государства и права России. Учебное пособие.- М.: МИНИМП, 2007, с.239.

6

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму.- СПб.: Новый Юрист, 2006, с.320.

7

Общая теория государства и права. Учебник/Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юристъ, 2004, с.369.

8

Теория государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2005, с.184.

Приложения

А

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

1 Общая теория государства и права. Учебник/Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юристъ, 2004, с.369.

1 Емельянов С.А. Теория права.- М.: Юристъ, 2007, с.162.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

2 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму.- СПб.: Новый Юрист, 2006, с.320.

1 Теория государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2005, с.184.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

1 Морозова Л. А. Основы государства и права России. Учебное пособие.- М.: МИНИМП, 2007, с.239.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

1 Общая теория государства и права. Учебник/Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юристъ, 2004, с.369.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблемы становления правового государства в современной России (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... политологии на тему: «Правовое государство. Проблемы становления правового государства в современной России» студентки 4 курса заочного ... о соблюдении прав человека и формировании правового государства в России дал оценку современному состоянию: «Ни о какой ...
  2. Правовое государство основные характеристики

    Реферат >> Государство и право
    ... разделение властей. III.Особенности формирования правового государства в современной России. В постперестроечный период расширены ... выглядит явным преувеличением. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются ...
  3. Проблемы и пути формирования правового государства в России

    Реферат >> Государство и право
    ... , свободной деятельности средств массовой информации. Правовое государство в современной России Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. В Конституции ...
  4. Демократия и проблема формирования правового государства на современном этапе развития общества

    Реферат >> Государство и право
    ... реформирования России на западные образцы формирования совре­менной правовой государственности научно необоснованна. Успеш­ное строительство у нас правового государства ...
  5. Понятия и основные признаки правового государства. Формирование правового государства современно

    Реферат >> Государство и право
    ... : «Понятия и основные признаки правового государства. Формирование правового государства современной России» Выполнил: Студент 2 курса Проверил ... к различным религиозным мировоззрениям. 3. Правовое государство в современной России В Конституции РФ нашли свое ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0022468566894531