Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Книга
I. Конституция о местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации, десятилетний юбилей которой состоялся в 2003 году, закрепила ряд принципиал...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Нормативные акты, регулирующие деятельность по снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: частные и общие (общесистемные) акты....полностью>>
Право, юриспруденция->Курсовая работа
Актуальность темы. Правовое правительство в собственной деятельности стремиться к тому, чтоб расширять и стабилизировать круг правомерных публичных от...полностью>>
Право, юриспруденция->Курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена праву интеллектуальной собственности. Она является очень важной и актуальной, так как одним из главных показателей ци...полностью>>

Главная > Курсовая >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В России осуществляется формирование правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей. Этому способствуют рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений. Процесс этот возможен лишь на путях преодоления традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, стабилизации общества, на основе гражданского мира с соблюдением конституционных гарантий.

Наиболее существенными аспектами понимания взаимоотношений государства и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества - экологическим организациям, объединениям предпринимателей, обществам потребителей и т.п. - принадлежит ведущая роль в обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научно-технического прогресса и т.д.

Вовлечение общества в процесс укрепления законности и правопорядка осуществляется в различных формах, одной из важнейших среди которых является участие различных общественных структур в процессе создания законов, затрагивающих интересы широких слоев граждан, способствующих самоопределению и саморазвитию гражданского общества.1

Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего - народовластие, федерализм, суверенность Российской Федерации, ее целостность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, разделение при осуществлении единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечить целостность и стабильность системы исполнительной власти, правовые и организационные принципы ее функционирования и взаимодействия с гражданским обществом.

Для разумной взаимосвязи исполнительной власти и гражданского общества целесообразно создание следующих предпосылок:

- построение действительно демократического государства, в котором исполнительная власть и ее органы были бы тесно связаны с обществом и получали от него доверие и поддержку (принципиальны как система формирования органов исполнительной власти, так и политические механизмы);

- обеспечение системы исполнения решений в информационном аспекте, поскольку только достоверная, оперативная и общественно значимая информация способна служить основанием для знания правды о системе исполнительной власти и государственного управления в целом.

Таким образом, выявлена взаимосвязь правового государства и гражданского общества. В реальности нельзя представить правовое государство без гражданского общества, потому что гражданское общество есть, с одной стороны, - предпосылка, то есть то, на чём основывается правовое государство, с чего нужно начинать его развитие. А, с другой стороны, - фактор формирования. Это подразумевает наличие гражданского общества как обязательного элемента при становлении правового государства. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство, и формирование правового государства протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Поэтому для успешного достижения поставленной цели, в виде гражданского общества, необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.

3 Формирование правового государства в современной России

Идея правового государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового государства добились страны, в которых наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

В процессе многочисленных демократических преобразований, которые начались в начале 90-х, Россия все-таки вышла на путь развития гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993 году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. Она принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее отличиями стали: прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью. Процесс утверждения основных принципов Конституции протекает достаточно медленно и противоречиво. Связано это от части с тем, что в советский период не было создано предпосылок формирования правового государства. Система политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции во имя политической целесообразности и т.п. - все это выступало явным антиподом правовому обществу.

В Конституции Российской Федерации Россия констатируется как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.1

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни российского общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми представителями государственного аппарата   неотъемлемая черта демократического государства.

На территории бывшего СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие осложняется экономическими и социальными кризисами, происходящими в некоторых республиках, существенно отразившихся на уровне жизни людей.1

Конституционная модель российской правовой государственности находится в процессе формирования. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, так как процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере основные принципы правового государства.

Порой грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Во всех сферах общественного бытия происходят сложные и противоречивые процессы. Самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву.

Важным шагом в формировании правового государства является создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем.1

Правовое государство - это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекларированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства органов власти всех уровней. Однако, построение правового государства в России реально. Этот процесс займет много лет, при условии консолидации всех созидательных сил общества и при ответственной гражданской позиции каждого человека.

В России правовое государство будет формироваться с учетом отечественной специфики, сложившихся культурно-исторических традиций. Но в любом случае это будет развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно высоким уровнем жизни людей.

Заключение

Правовое государство и его формирование является сутью системы общественных отношений, формирующихся на основе общих гуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами внутригосударственного права.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правовое государство и его становление - это явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов, который способствует становлению правопорядка в государстве и сотрудничеству людей с ним, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Правовой механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Отмеченные качества правового государства позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного права в деле формирования правопорядка. Поэтому Россия должна в большей степени консолидировать свои усилия в деле построения и становления правового государства и справедливого правопорядка.

На вопрос: «Является ли современная Россия правовым государством?» можно дать неоднозначные ответы. Конституционалисты сошлются на первую статью Конституции Российской Федерации, согласно которой Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Действительно, идея правового государства непосредственным образом закреплена в действующей Конституции. Однако, при размышлении над изучаемой темой, возникают противоречия между понятием правового государства западных аналогов и реальным положением дел в Российской Федерации. В России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность - государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией Российской Федерации - становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны.

В понятие правового государства вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. Все усилия по поводу формирования правового государства направлены на поддержание высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено документально, реализовывается в жизни. В России есть практически все для реализации поставленных целей, но в силу глубоких противоречий в политическом равновесии они достигаются в замедленном темпе. Многое зависит от осознания гражданами России своей роли в обществе, ощущения себя каждым человеком частью этого общества. При выполнении данного условия возникнут зачатки формирующегося гражданского общества, являющегося ядром правового государства.

Важно понимание того, что правовое государство построить за пару десятков лет невозможно. В других странах этот процесс протекал долго, в течение столетий, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. В этом смысле необходимо уяснить несостоятельность правового нигилизма, который сформировался после продолжительного тоталитарного периода в менталитете русского человека. Необходимо бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права. Пассивность граждан в отстаивании своих прав, использовании их означает обречение себя на произвол тех, кто активно ими оперирует в жизни. Для России построение правового государства, в котором соблюдаются все законы, не ущемляются права и свободы граждан, побежден произвол и коррупция в органах власти, является пока призывом, лозунгом. Идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, и реализовывать их нужно поэтапно, и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Необходимо максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Демократия

Форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм.

2

Интеграция

Объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

3

Консолидация

Один из видов систематизации законодательства. Целью является устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков.

4

Легитимность

Политико-правовое понятие, означающее положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим в конкретном государстве институтам государственной власти, признание их правомерности.

5

Нигилизм

Одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права.

6

Плюрализм

Понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни.

7

Республика

Форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).

8

Суверен

Носитель верховной государственной власти.

9

Тоталитаризм

Один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.

10

Федерация

Форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2

Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

3

Емельянов С.А. Теория права.- М.: Юристъ, 2007, с.162.

4

Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права. Учебное пособие.– М: Юристъ, 2007, с. 275.

5

Морозова Л. А. Основы государства и права России. Учебное пособие.- М.: МИНИМП, 2007, с.239.

6

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму.- СПб.: Новый Юрист, 2006, с.320.

7

Общая теория государства и права. Учебник/Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юристъ, 2004, с.369.

8

Теория государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2005, с.184.

Приложения

А

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

1 Общая теория государства и права. Учебник/Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юристъ, 2004, с.369.

1 Емельянов С.А. Теория права.- М.: Юристъ, 2007, с.162.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

2 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму.- СПб.: Новый Юрист, 2006, с.320.

1 Теория государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2005, с.184.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

1 Морозова Л. А. Основы государства и права России. Учебное пособие.- М.: МИНИМП, 2007, с.239.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

1 Общая теория государства и права. Учебник/Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юристъ, 2004, с.369.

1 Алексеев С.С. Государство и право.- М.: Караван, 2009, с.256.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблемы становления правового государства в современной России (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... политологии на тему: «Правовое государство. Проблемы становления правового государства в современной России» студентки 4 курса заочного ... о соблюдении прав человека и формировании правового государства в России дал оценку современному состоянию: «Ни о какой ...
  2. Правовое государство основные характеристики

    Реферат >> Государство и право
    ... разделение властей. III.Особенности формирования правового государства в современной России. В постперестроечный период расширены ... выглядит явным преувеличением. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются ...
  3. Проблемы и пути формирования правового государства в России

    Реферат >> Государство и право
    ... , свободной деятельности средств массовой информации. Правовое государство в современной России Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. В Конституции ...
  4. Демократия и проблема формирования правового государства на современном этапе развития общества

    Реферат >> Государство и право
    ... реформирования России на западные образцы формирования совре­менной правовой государственности научно необоснованна. Успеш­ное строительство у нас правового государства ...
  5. Понятия и основные признаки правового государства. Формирование правового государства современно

    Реферат >> Государство и право
    ... : «Понятия и основные признаки правового государства. Формирование правового государства современной России» Выполнил: Студент 2 курса Проверил ... к различным религиозным мировоззрениям. 3. Правовое государство в современной России В Конституции РФ нашли свое ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020968914031982