Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Конспект урока
Мета заняття. Ознайомити студентів із основами конституційного права України, загальними засадами конституційного ладу, народовладдям та формами його ...полностью>>
Право, юриспруденция->Конспект урока
Мета заняття. Ознайомити студентів із цивільним правом, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, суб’єктами та об’єктами цивільно-правових в...полностью>>
Право, юриспруденция->Конспект урока
Мета заняття. Ознайомити студентів із трудовим правом, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, колективним та трудовим договорами, робочим ...полностью>>
Право, юриспруденция->Конспект урока
Мета заняття. Ознайомити студентів із особливостями адміністративного права, адміністративними правопорушеннями та адміністративною відповідальністю. ...полностью>>

Главная > Курсовая >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2 Сущность правового государства

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть правового государства - в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. В свое время Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства.

Правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничение правом исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

2.1 Понятие правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им1.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

- государству присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

- государство представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

- располагает специальным государственным механизмом;

- обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

- существует благодаря налоговым и другим сборам;

- государство обладает суверенитетом.

Цель правового государства - обеспечить гарантию прав и свобод своих граждан во всех сферах, но достичь ее можно при условии, если и граждане в свою очередь проявляют уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, с тем чтобы они как можно меньше зависели от прихотей политиков.

2.2 Признаки правового государства

Основой формирования правового государства является ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение демократических ценностей.

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака: разделение властей, верховенство закона, строгое соблюдение прав и свобод человека, социальная и юридическая защищенность личности.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная1.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях прежде всего должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека - это прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права невозможно нарушить без разрешения судом. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Кроме перечисленных признаков правового государства выделяют также и другие, например, взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

К признакам правового государства также относят:

- сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

- наличие развитого гражданского общества;

- создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

- установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

- формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

- правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

- возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

- соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

- единство прав и обязанностей граждан.1

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

2.3 Взаимосвязь правового государства и гражданского общества в России

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, так как, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, проживаем в стране, которая является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать при создании правового государства. Приобщаясь в рамках политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства.

В последнее время в России возник особенный интерес к проблеме гражданского общества, Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.

С начала 1990-х годов в отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества. За это время в Российской Федерации сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества: в экономике это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса; в политике - разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, свобода слова; в духовной сфере - отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания. Вместе с тем в современном российском обществе многие структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием1.

Действующая Конституция Российской Федерации характеризует Российскую Федерацию как правовое государство и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Между тем уже давно стало общепризнанным представление о том, что правовое государство возможно лишь в союзе с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Из содержания главы 1 Конституции Российской Федерации очевидно, что Конституция закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики. Конституция является правообразующим источником гражданского общества2.

Гражданское общество - закономерный этап длительной социальной и культурной эволюции, продукт современной индустриальной цивилизации со всеми ее особенностями (развитая промышленность и сфера услуг, рыночная инфраструктура, демократическая форма правления и др.). В России предпосылки возникновения институтов гражданского общества появились на рубеже 60-х годов XIX века - начала XX века. Однако лишь в последнее десятилетие XX века Россия возобновила свой трудный путь к гражданскому обществу, причем становление институтов такого общества осложняется глубоким экономическим и социальным кризисом, являющимся мощнейшим фактором дестабилизации общественной жизни, низким уровнем гражданской культуры населения, бюрократизацией государственного аппарата, криминализацией основных сфер государственной и экономической деятельности.

Особое значение в формировании гражданского общества в Российской Федерации отводится конституционно-правовому регулированию местного самоуправления, охватывающему ряд значимых положений: государственную гарантированность, самостоятельность, организационно-правовое единство, ответственность, достаточность материальных и финансовых ресурсов, финансово-экономическую независимость, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, наличие собственных полномочий, многообразие форм организации местного самоуправления.

Становление гражданского общества - стратегическая цель реформ в России. Только оно станет подтверждением положительного итога коренных преобразований в России. Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним относятся: верховенство закона, равноправие граждан, разделение властей, независимая судебная система, развитое местное самоуправление, эффективная многопартийность, независимые свободные средства массовой информации, демократические и свободные выборы, гражданские инициативы, защита прав и свобод человека и гражданина.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблемы становления правового государства в современной России (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... политологии на тему: «Правовое государство. Проблемы становления правового государства в современной России» студентки 4 курса заочного ... о соблюдении прав человека и формировании правового государства в России дал оценку современному состоянию: «Ни о какой ...
  2. Правовое государство основные характеристики

    Реферат >> Государство и право
    ... разделение властей. III.Особенности формирования правового государства в современной России. В постперестроечный период расширены ... выглядит явным преувеличением. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются ...
  3. Проблемы и пути формирования правового государства в России

    Реферат >> Государство и право
    ... , свободной деятельности средств массовой информации. Правовое государство в современной России Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. В Конституции ...
  4. Демократия и проблема формирования правового государства на современном этапе развития общества

    Реферат >> Государство и право
    ... реформирования России на западные образцы формирования совре­менной правовой государственности научно необоснованна. Успеш­ное строительство у нас правового государства ...
  5. Понятия и основные признаки правового государства. Формирование правового государства современно

    Реферат >> Государство и право
    ... : «Понятия и основные признаки правового государства. Формирование правового государства современной России» Выполнил: Студент 2 курса Проверил ... к различным религиозным мировоззрениям. 3. Правовое государство в современной России В Конституции РФ нашли свое ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0032591819763184