Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуе...полностью>>
Педагогика->Реферат
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познаватель...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Актуальность исследования. Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д. Б. Эльконина – виднейшего советского психо...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения ...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский государственный университет

Кафедра педагогики.

Тема: Личность современного подростка.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Педагогика

Вариант 7

Студентка группы № 1865 заочной

формы обучения

юридического факультета.

Специальность: социальная работа

040101

№ зачетной книжки 358007

Егорова И.В.

Дата сдачи:

Курган 2006г.

План

  1. Вступление

  2. Особенности подросткового периода развития школьника.

  3. Физическое и умственное формирование подростка.

  4. Становление личности современного подростка.

  5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков в учебно воспитательной работе школы.

  6. Вывод

Вступление

Без знания ребенка, его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений,
способностей, задатков, наклонностей,

нет воспитания.

В.А. Сухомлинский

Немало прекрасных, образных характеристик дано писателями, поэтами, худож­никами возрастным периодам человека. Решение проблемы возраста имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение для разработки науч­ных принципов рационального построения системы общественного воспитания и обучения подрастающего поколения.

Прежде всего важно определить, от чего зависит переход ребенка от одного возрастного периода к другому. Что является показателем вступления человека на каждую новую ступень возрастной лестницы - число прожитых дней, меся­цев, лет или что-то другое? Календарный возраст, утверждают отечественные психологи (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), еще не основ­ной показатель нахождения человека на той или иной возрастной ступени. Он может и не совпадать с психическим. Где же тогда критерий членения жизненно­го пути на возрастные периоды? За счет каких сил происходит психическое раз­витие? Как следует его понимать?

Л. С. Выготский писал о возможности сравнения возрастных ступеней разви­тия с историческими ступенями, или эпохами, в развитии человечества, с эволю­ционными эпохами в развитии органической жизни или с геологическими эпохами в истории развития земли. Развитие ребенка - это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением лич­ности ребенка. «Таким образом, перед нами раскрывается совершенно законо­мерная, полная глубочайшего смысла и ясная картина. Критические возрасты пе­ремежают стабильные. Они являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая то, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эво­люционным, а революционным путем»1.

Эти кризисы и «революции» детского развития хорошо испытали на собст­венном опыте, вернее на своем опыте воспитания, как родители, так и воспитате­ли детских садов, школьные учителя. Спокойные и покладистые ранее дети вдруг начинают бунтовать. Чего же они хотят? В разные эпохи, в разные периоды дет­ства - разного. Но разница эта относительная, и все возрастные революции кое в чем похожи друг на друга.

Кризисы, из которых человек выходит то мирным, то немирным путем, сопро­вождают его всю жизнь.

Разнообразны противоречия, движущие психическое развитие человека. Это, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремления­ми и возможностями их удовлетворения старыми, ранее сложившимися способа­ми; противоречия между предъявляемыми общественной средой, окружающими взрослыми требованиями и фактическими возможностями ребенка; между сами­ми этими возможностями - духовными и физическими и т. д. Особо важное зна­чение в психическом развитии имеют противоречия, связанные с удовлетворени­ем социальных по содержанию и происхождению потребностей в общении и в но­вых впечатлениях.

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный специ­фический характер. Разрешение их приводит к определенным скачкам, к фор­мированию новообразований в психическом развитии. Они-то - новые качества психики - и создают основу для перехода ребенка к следующему возрастному этапу.

Движущие силы развития согласно диалектической концепции развиваются сами, приобретая на каждом этапе новое содержание и новые формы проявления. Понимание развития как самодвижения является крайне важным в педагогическом отношении, так как оно указывает и наиболее верные пути руководства этим процессом.

Особенности подросткового

периода развития школьника.

Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»2.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биолог­ический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка .

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

О.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками3. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА (11-14 лет)

  • - Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма

  • - Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений

  • -САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам родителей и учителей)

  • - ВЕДУЩАЯ деятельность - ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании

  • - Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА

  • - Возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения

  • - Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы

  • -Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной
    внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам

  • - Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями

  • - Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено

  • - Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость

  • - Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения

  • - Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего "Я", эгоидентичности

  • - Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей

  • - Центральное личностное новообразование - возникает «чувство

взрослости»

  • - второе психологическое рождение ребенка - «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они)

  • - Новообразования:

  • возникновение социального сознания и самосознания;

  • самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах

    Дипломная работа >> Психология
    ... социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами: А) нравственной зрелостью личности подростка; Б) воспитательными ... нравственной сферы современных подростков Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может ...
  2. Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения

    Дипломная работа >> Социология
    ... жизни накладываются на процесс становления личности современного подростка, что, в свою очередь, приводит к высокой ... переходные изменения, происходящие при становлении личности современного подростка, что, в свою очередь, приводит к высокой ...
  3. Духовно-нравственное воспитание современных школьников

    Реферат >> Педагогика
    ... социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами: А) нравственной зрелостью личности подростка; Б) воспитательными ... нравственной сферы современных подростков Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может ...
  4. Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками

    Дипломная работа >> Социология
    ... говорит о неблагополучии в формировании личности. Основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то обстоятельство ... он дает возможность многое понять в личности современного подростка. Детям в анкете был задан вопрос ...
  5. Социально–психологический портрет современного подростка как отражение социальных проблем

    Дипломная работа >> Социология
    ... – психологических особенностей современного подростка; Изучить социально – психологические особенности подростков в их связи ... основными направлениями психологического развития подростка являются: формирование личности подростка; интеллектуальное развитие в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019550323486328