Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Актуальність дослідження. Людина не може ставитися байдуже до оточуючого світу, а всяка людська активність побудована на процесі пізнання, тобто відоб...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Найвідоміші узагальнюючі огляди експериментальних досліджень емоційної сфери надані в роботах західних психологів Р. Вудвортса (1950), К. Ізарда (2 ),...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Психологическая безопасность - это защищённость психики, целостности личности, защита душевного здоровья и духовности. Человек нуждается в безопасност...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальність дослідження. Проблема суїцидальної поведінки є однією з важливих для сучасної України. Наша країна відноситься до держав із високим рівне...полностью>>

Главная > Лекция >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

- Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.).

- Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).

- Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д,).

- Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).

- Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).

- Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)

Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы,

можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?»).

- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).

- Просьба об информации («Что известно об этом?»).

- Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).

- Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?).

- Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).

-Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).

Расхождение наблюдается при анализе запроса. Например, явное содержание запроса - просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать». Следует отметить, что скрытое содержание - это не бессознательное вытеснение содержания, это лишь недоговоренное содержание. Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное (соответственно формулируя вопросы). Как правило, реакция клиентов в таком случае положительная.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назвать основные методы социально – психологической диагностики проблем молодой семьи.

  2. Назовите основные методы социально – психологической диагностики проблем семьи.

  3. Проведите сравнительный анализ простейших приемов консультирования.

  4. В чем специфика организации консультативной беседы?

  5. Дать характеристику организации и этапам индивидуального психологического консультирования

  6. Назвать стадии консультативного процесса

Список используемой литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.

  3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.

  4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.

  5. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  6. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

  7. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000.

8.4. Семейно-брачное консультирование

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т. д.). В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения и потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Сравнительная диагностика по отношению к понятию «здоровой семьи» - это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение 9.

Признаки здоровой семьи;

- наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;

- духовно-нравственное благополучие;

- медицинское благополучие

- отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в том числе и сексуальными;

- единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

- здоровый семейный образ жизни.

Признаки стабильной семьи:

- положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

- сплоченность семейного социума, единство целей и задач;

- четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу;

- постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу».

Отсутствие взаимопонимания в семье, нестабильность приводит к уходу детей их семей, формированию зависимого поведения (уходу в алкоголизм, наркозависимость, нарушение пищевого поведения, гэмблинг, деструктивные секты, появление сексуальной зависимости и т. д.).

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком – либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:

первая – позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей;

вторая – направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенцианального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

Первая группа тестов включает:

- методику оценки старшеклассником себя как будущего семьянина, что позволяет определить представление подростком семейной роли и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время;

- тест на превентивную удовлетворенность браком показывает, насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком;

- методику «Функционально – ролевая согласованность», которая помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально – ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная ( как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная как скорее всего сложится).

Вторую группу составляют:

- анкета – интервью «Вы вступаете в брак» (В.А. Сысенко) – позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью – хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т. д.;

- тест–карта оценки готовности к семейной жизни помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно–бытового режима и. т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений.

Особенности проведения консультирования по вопросам супружеских взаимоотношений отличаются конкретностью семейной ситуации и остаются сугубо конфиденциальной. В зависимости от ситуации и обстоятельств консультант может начать беседу с любого вопроса, который кажется ему наиболее уместным в данное время и в данной ситуации. Обязательные для соблюдения правила проведения беседы с клиентом:

- личная точка зрения консультанта, как и его личные чувства, должна проявляться как можно меньше и ни в коем случае не доминировать;

- личные убеждения не могут навязываться, они открыто не проявляются;

- властный, навязчивый, авторитарный тон крайне нежелателен;

- тот или иной вариант ответа на вопрос воспринимается бесстрастно;

- ответы клиента не вызываются и не санкционируются ни жестом, ни интонацией, ни мимикой;

- консультанта интересует именно личное мнение клиента.

Консультант должен хорошо владеть методикой использования блоков вопросов-индикаторов, умело руководит беседой, не допускать неловких пауз, контролировать собственное поведение, во время беседы проявлять максимум самодисциплины и самоконтроля. Конечно, желательно, чтобы предлагаемая методики пользовалась в полном объеме вплоть до построения диагностического профиля степени удовлетворения эмоцинально-психологических потребностей супругов. Основная цель - добиться искренности, открытости, доверительности клиента, а это зависит прежде всего от опытности, мастерства психолога (педагога-психолога, психотерапевта), его эмпатийных способностей, умения общаться с клиентами.

Блоки психодиагностических вопросов методики обеспечивают получение самой разнообразной информации о семейных отношениях и дают консультанту возможность составить достаточно полную картину состояния супружеских взаимоотношений. Так, на основании подобной информации можно: дать оценку супружеским отношениям; определить ориентацию каждого из супругов; найти «болевые точки» брака; наметить тактику и стратегию психологической помощи супругам.

Возможны несколько вариантов получения ответов на психодиагностические вопросы. Клиент может заполнять опросные листы самостоятельно, обращаясь за помощью к психологу по мере необходимости. При этом следует заранее в самых общих чертах объяснить ему основные цели психодиагностики, чтобы у него не возникло нежелательной тревожности и боязни.

Другой вариант заключается в том, что психолог заполняет предложенные опросные листы вместе с клиентом. В таком случае появляется возможность наблюдать за эмоциональными реакциями диагностируемого, слышать его комментарии и суждения, вопросы-индикаторы могут задать тему для беседы и помочь получить уникальную информацию, не предусмотренную в опроснике. Вполне понятно, что психолог (педагог-психолог, психотерапевт) не может обойтись без достаточно обширной информации о семье. Достоверная информация - основа основ консультативной помощи по психологическим проблемам, так как на ней основаны стратегия и тактика работы консультанта. Предложенные блоки вопросов-индикаторов Сысенко В.А.10 дают возможность получить обильную информацию для работы с семьей (или членами семьи). Главное, чтобы эта информация была систематизирована, достаточно компактна и всесторонне охватывала ту или иную тему.

Ю.Е. Алешина называет проблемы, являющиеся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:11



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Семейное консультирование (2)

    Реферат >> Психология
    ... Р Е Ф Е Р А Т по предмету Психологическое консультирование по теме " Семейное консультирование". Видное-2010 Содержание Введение ... воспитания, так и структуру семьи, семейные конфликты и т.д. В семейном консультировании выделяют много различных направлений: * ...
  2. Семейное консультирование (1)

    Контрольная работа >> Психология
    ... данной работы следует провести консультирование мужа и жены по ... следующие методики: «Семейный договор» и «Семейная конференция». Методика «Семейный договор» даст ... другого лица. Приемлемые методики «Семейная конференция», «Семейный совет». Задание 8 В семье ...
  3. Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи

    Реферат >> Психология
    ... Семейная психотерапия и семейное консультирование а) Цели и задачи семейного консультирования б) Отличие консультирования от психотерапии в) Практические приемы и методы психологического консультирования 3. Семейное консультирование ...
  4. Современные подходы к семейному консультированию

    Контрольная работа >> Психология
    ... 2. Современные подходы к семейному консультированию 3. Способы организации процесса семейного консультирования 4. Методы и приемы, используемые в семейном консультировании 5. Основные требования ...
  5. Психологическая коррекция тревожности детей 5-7 лет средствами семейного консультирования

    Реферат >> Психология
    ... по снижению уровня тревожности, средствами семейного консультирования. Методологической основой исследования являются концепция ... по снижению уровня тревожности, средствами семейного консультирования. Методологической основой исследования являются концепция ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014750957489014