Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Актуальність дослідження. Людина не може ставитися байдуже до оточуючого світу, а всяка людська активність побудована на процесі пізнання, тобто відоб...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Найвідоміші узагальнюючі огляди експериментальних досліджень емоційної сфери надані в роботах західних психологів Р. Вудвортса (1950), К. Ізарда (2 ),...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Психологическая безопасность - это защищённость психики, целостности личности, защита душевного здоровья и духовности. Человек нуждается в безопасност...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальність дослідження. Проблема суїцидальної поведінки є однією з важливих для сучасної України. Наша країна відноситься до держав із високим рівне...полностью>>

Главная > Лекция >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной. По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Типы консультирования существуют в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии - технических, а также более близких к ней естественно-научных и гуманитарных. Например, врачебное консультирование, юридическое, управленческое и т. д.

Классификационные критерии семейного и психологического консультировании подразделяются по возрасту клиента, классификации процесса, виду, основной сфере приложения.

1. По возрасту - согласно возрастной периодизации, принятой в России:

- младенчество (от рождения до 1 года).

- преддошкольное детство (1-3 года).

- дошкольное детство (3-6 лет).

- младший школьный возраст (6-10 лет).

- подростковый возраст (10-15 лет).

- юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет); второй период (17-21 год).

- зрелый возраст: первый период (21-35 лет); второй период (35-60 лет).

- пожилой возраст (60—75 лет).

- старческий возраст (75—90 лет).

- долгожители (90 лет и старше).

По данным исследований Норильского отдела защиты детства наиболее часты обращения за консультативной помощью возрастной категории людей от 26 до 35 лет. Ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода. Консультирование ребенка до 15-летнего возраста бессмысленно, т.к. он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью, личность не сформирована и детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. Применительно к людям пожилого и особенно старческого возраста консультирование также с каждым прожитым годом все более утрачивает свои позиции, как и потребности, соответствующие возрасту и сама личность меняются таким образом, что человек вновь все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

2. По классификации консультативного процесса - пространство, пространственная организация консультации, с этой точки зрения можно выделить два вида консультирования:

- контактное (очное), когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу;

- дистантное консультирование (заочное), которое подразделяется на телефонное и письменное;

3. Индивидуальное или групповое консультирование (с двумя и более клиентами)

4. По основной сфере приложения – могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, ориентированное на конкретные проблемы личности и т. д.

Типы проблемных ситуаций и основные проблемные ситуации, наиболее часто разрешаемые на консультации: детско-родительские взаимоотношения; супружеские и семейные отношения; школьные проблемы; проблемы на работе; взаимоотношения с друзьями; духовные проблемы; выбор жизненного пути; проблемы общения; одиночество; финансово-бытовые проблемы; сексуальные проблемы; соматическое здоровье; психические заболевания; эмоциональные расстройства; наркотическая зависимость. Опыт работы службы Телефонов Доверия гг. Москвы, С.-Петербурга, Одессы, Норильска, Перми свидетельствует о том, что проблемы отечественных клиентов отличаются разнообразием. Американской психологической ассоциацией выделен длинный список проблем консультирования в США: консультирование детей, юношества и студентов колледжей; развитие (жизнь) взрослых и пожилых; смерть и умирание; злоупотребление различными веществами; пищевые расстройства; проблемы сексуальных меньшинств, СПИД; аутизм; расстройства слуха и зрения, бесплодие; фобии; расстройства личности, профессиональное консультирование, юридические, религиозные проблемы и многое другое.

Типы клиентов и их ориентации выделены В.В. Столиным2:

- деловая ориентация, которая существует в двух основных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете»);

б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...»).

- рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) «обаятельный рантье» - клиент считает, что его откровенность, его страдания, его обаяние и доверие к консультанту — это тот капитал, на который он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете — и скажете мне, что делать дальше»);

б) «требовательный рантье» — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации («Ну вот, теперь вы все знаете и теперь это ваша забота - вам за это деньги платят»).

- игровая ориентация – клиент обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии ...как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию («Посмотрим, такой ли вы специалист...»).

Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы». В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Если консультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: «Разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?» Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же предложит: «Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас»3. Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Устойчивость (крайняя ригидность, жестокость) рентных и игровых ориентаций является показателем того, что клиент нуждается не в консультировании, а в психотерапии.

Классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними консультанта выявлены Н.Н. Обозовым4: по характеру запроса на психологическую помощь; по особенностям восприятия психических явлений; по способу работы со своими проблемами; в зависимости от пола клиента.

По характеру запроса на психологическую помощь выделяются следующие типы клиентов: не уверенный и наоборот - уверенный в себе клиент, клиент все знающий и доверяющий только себе, клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину».

1.Не уверенный в себе клиент - много размышляет над си­туацией, много взвешивает, но никак не может принять реше­ние, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу - снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе.

2.Уверенный в себе клиент - обращается для подтвержде­ния правильности своего уже готового понимания затрудни­тельного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зре­ния. Обращение к психологу и характер за­проса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведо­мого, который только подсказками, предположениями помо­гает разобраться в ситуации.

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте; неглуп, но проблема в ха­рактере, склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка най­ти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доб­рожелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благо­приятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера.

4. Клиенты с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину» - часто это люди с не­легкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдаю­щие вследствие своей доброты. Советы по отношению к та­ким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Пере­ходить к оказанию этой помощи можно только в случае спе­циального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подоб­ного типа - любовь, принятие, сочувствие. Но главное – слушание, это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойствен­ную естественному разговору и психологу-консультанту хочется «вставить свое слово», поделиться и сво­им мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя, но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консульти­ровании на телефоне доверия в эту группу попадают многочис­ленные инвалиды - люди, которые подчас годами не могут по­кинуть свою комнату. Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевиде­ния, чего большинство людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консуль­танта отслеживать для него необходимую информацию.

По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:

1.Рационалистичный, реалистичный, прагматически ори­ентированный клиент стремится к точному знанию информа­ции о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремле­ния является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно подда­ется объективации, рациональному анализу. Эти стороны дей­ствительности как бы дезорганизуют сложившийся склад лич­ности такого человека, поэтому относиться необходимо к ним скептически, как бы не замечать их, защи­щаться от них. Такого клиента интересуют количественные ха­рактеристики личности, факты, полученные в результате стро­гих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (таких, как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Рай­монда Кэттелла). Его интересует не то, что говорит в данный мо­мент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избе­жать негативного отношения к консультированию.

2. Интуитивно ориентированный, эмоционально-утончен­ный, эстетизированный клиент считает личность уникаль­ным, таинственным образованием. Его привлекают качествен­ные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной лично­стной ориентации на интуитивное познание является непри­ятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, малополезным и малоинтересным. Склонен дове­рять информации, полученной с помощью методик, более ори­ентированных на качественный анализ - тест Германа Роршаха, восьмицветный тест Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутренне­му голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет.

По способу поведения можно выделить следующие типы клиентов:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Семейное консультирование (2)

    Реферат >> Психология
    ... Р Е Ф Е Р А Т по предмету Психологическое консультирование по теме " Семейное консультирование". Видное-2010 Содержание Введение ... воспитания, так и структуру семьи, семейные конфликты и т.д. В семейном консультировании выделяют много различных направлений: * ...
  2. Семейное консультирование (1)

    Контрольная работа >> Психология
    ... данной работы следует провести консультирование мужа и жены по ... следующие методики: «Семейный договор» и «Семейная конференция». Методика «Семейный договор» даст ... другого лица. Приемлемые методики «Семейная конференция», «Семейный совет». Задание 8 В семье ...
  3. Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи

    Реферат >> Психология
    ... Семейная психотерапия и семейное консультирование а) Цели и задачи семейного консультирования б) Отличие консультирования от психотерапии в) Практические приемы и методы психологического консультирования 3. Семейное консультирование ...
  4. Современные подходы к семейному консультированию

    Контрольная работа >> Психология
    ... 2. Современные подходы к семейному консультированию 3. Способы организации процесса семейного консультирования 4. Методы и приемы, используемые в семейном консультировании 5. Основные требования ...
  5. Психологическая коррекция тревожности детей 5-7 лет средствами семейного консультирования

    Реферат >> Психология
    ... по снижению уровня тревожности, средствами семейного консультирования. Методологической основой исследования являются концепция ... по снижению уровня тревожности, средствами семейного консультирования. Методологической основой исследования являются концепция ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015110969543457