Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Задача
Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «Овнесении изменений в бюджетный кодекс РФ" в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соот...полностью>>
Финансы->Закон
Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) является функцией управления производительными силами и производственными отношениям...полностью>>
Финансы->Реферат
тенсивные переговоры президента Н.Назарбаева в США, Великобританию, Испанию, Францию только в течение первых месяцев 1994 года. Везде лидер республики...полностью>>
Финансы->Реферат
Банковская деятельность является специфической областью бизнеса, основу которой в значительной мере составляет привлечение денежных средств и размещен...полностью>>

Главная > Диссертация >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

д) выдача инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;

е) снижение Центральным банком России нормы обязательного резервирования банкам, входящим в группы;

ж) признание участников ФПГ - производителей товаров (услуг) консолидированной группой налогоплательщиков (в соответствии с проектом Налогового кодекса РФ подобная практика в перспективе реальна для холдинговых структур с глубокой степенью взаимоучастия в капитале);

з) предоставление участникам межгосударственных ФПГ таможенных льгот. В практике это практически отсутствует,

Указом Президента РФ № 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" от 1 апреля 1996 г. предусмотрена также следующая мера поддержки: предоставление государственным унитарным предприятиям права вносить недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, в уставной капитал центральных компаний, сдавать это имущество в аренду последним, а также отдавать в залог (это право Правительство РФ должно предоставлять "при необходимости").

Внимание со стороны государства прослеживается и в других нормативных актах. Так, Письмом Высшего арбитражного суда РФ "О некоторых положениях федерального закона "О финансово-промышленных группах" определяется статус центральной компании ФПГ как юридического лица и устанавливается солидарная ответственность.

Государство не принимает целенаправленных регулирующих мер ни через систему госзаказов, ни с помощью программ развития перспективных производств, ни через ограничения импорта. О ФПГ нет ни слова в бюджете 1997 и 1998 г., ничего не сказано в Среднесрочной программе правительства РФ на 1997-2000 г., в проекте Налогового кодекса. Законом оставлено ограничение на участие банков и предприятий только в одной ФПГ. Не решена проблема собственности в ФПГ. Передача в рамках группы пакетов акций промышленных предприятий, временно принадлежащих государству, в коммерческое или доверительное управление банком ставили банки в зависимость от государства. Законом также предусматривается государственная поддержка только тех групп, которые зарегистрированы как ФПГ и включены в государственный реестр.

Государственные гарантии ФПГ часто остаются нереализованными. Государство имеет ограниченные возможности финансовой поддержки ФПГ. И такая поддержка является не правилом, а исключением. В частности, только две ФПГ (РУСХИМ и Носта-Газ-Трубы) с большими трудностями получили в доверительное управление центральными компаниями пакеты акций, временно закрепленные в государственной собственности. Только одна ФПГ "Союзагропром" была включена в государственный заказ на формирование федерального продовольственного фонда для государственных нужд, что немного изменило в лучшую сторону баланс между зарубежными и отечественными производителя продовольствия.

Действие закона способствует созданию неэффективных ФПГ, возникают условия для появления неофициальных ФПГ (их участники не имеют серьезной заинтересованности в получении господдержки).

Сегодня в Государственной Думе находится проект закона об изменениях, которым предусматривается разрешение участия банков более чем в одной ФПГ и другие. Таким образом, необходимо совершенствование нормативной базы регулирования деятельности ФПГ.

Опыт функционирования отечественных ФПГ позволяет разработать их классификацию. Сегодня существуют различные варианты. Так, в частности, В. Гренберг выделяет следующие:

1. ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных, транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансовые компании становятся ядром ФПГ. ФПГ этого вида отличаются и широким разнообразием входящих в нее предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, которая повышает его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В сегодняшних условиях российского рынка образование ФПГ такого типа довольно сомнительно. Банки избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно крупные. Даже высокий - в перспективе - инвестиционный потенциал предприятия не может переориентировать банки, если сегодня гораздо более доходной и безопасной являются сфера краткосрочного коммерческого кредита и валютные операции. Поэтому, три основные причины служат препятствием для естественного образования ФПГ этого вида: инфляция, нестабильность хозяйственно-политической обстановки, налоговая система.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть из необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в создании определенной продукции и в освоении новых технологий. В этом виде ФПГ "зачинщиками" выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в привлечении в свое общество инвестиционных ресурсов, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.

3. Этот вид ФПГ создается Правительством для формирования государств венного сектора в экономике (итальянский тип, магистральные отрасли). Зародышами таких ФПГ являются холдинговые компании и Российские государственные акционерные общества. Для превращения их в ФПГ достаточно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение и перерегистрировать.

4. Создание ФПГ такого вида предлагается создавать на основе межправительственных соглашений. Однако в данной ситуации вопросы реорганизации предприятия или вхождения его в другие структуры решают акционеры, а не Правительство30.

Более привязанной к жизни нам видится классификация, сделанная Т. Поповой (см. прил.З). Представленная классификация отражает реальную ситуацию, существующую в России. Действие Закона, как говорилось выше, само выявило ФПГ – искателей льгот, государственные ФПГ, конгломеративные, банковские. Мы придерживается такой классификации, так как она определяет основные черты имеющихся ФПГ.

Первый опыт функционирования отечественных ФПГ (первая из них -"Уральские заводы" - была зарегистрирована в 1994 году) дает наглядное представление о роли и месте, которое они занимают в российской экономике.

Если по состоянию на 1-е полугодие 1996 года официальный статус получили 35 ФПГ, в том числе 3 - статус транснациональных, с количеством участников 583 (что в среднем определяет состав группы в 16-17 юридических лиц31, то к началу 1997 года число их, внесенных в государственный реестр, достигло 60. Они объединили свыше 500 предприятий, более 90 финансово-кредитных учреждений. Из 18 млн. человек, работающих в промышленности, 3 млн. - или каждый шестой - заняты в ФПГ32 - Суммарный консолидированный капитал ФПГ составляет «250 трлн.руб. Динамика отдельных показателей деятельности ФПГ приведена в таблице (см. прил.4).

Сопоставляемый анализ деятельности 15 ФПГ за 1994 - 1996 гг., проведенный Межведомственным аналитическим центром, прежде всего показал рост объемов промышленного производства (в целом по 51%). Например, ФПГ Нижегородские автомобили" обеспечила увеличение выпуска полуторатонных автомобилей с 13,3 тыс. штук до 75 тыс. Совместные усилия АО ТАЗ" и АО Заволжский моторный завод" позволили увеличить выпуск современных бензиновых двигателей с 40 штук в 1994 до 75 тыс. штук в 1996 году. Отметим рост объемов реализации промышленной продукции - на 30,9%, одной из причин которого является активизация сбытовой деятельности. Развитие такого направления объясняется включением в состав групп торгово-коммерческих структур, которые составляют примерно 10%. Произошло и увеличение общей прибыли предприятий-участников (рост на 48,3%) по сравнению с темпами увеличения объемов реализации промышленной продукции. Это связано: а) с относительным замедлением роста себестоимости продукции по сравнению с ростом объемов продаж; б) с активизацией использования внереализационных факторов увеличения общей прибыли (прежде всего, за счет операций с ценными бумагами).

Выделим значительные объемы инвестиций ФПГ в промышленные проекты (в 1995 году в 2,6 раза по сравнению с 1994 годом),

Проводя анализ отдельных показателей деятельности ФПГ (см. табл. в прил.5) специалисты Центра выделяют 2 группы ФПГ:

А - в которую вошли корпорации, обеспечивающие существенный прирост объемов производства и реализации продукции;

Б - у которых отмечается снижение уровня основных объемных показателей или их стабилизация.

По результатам анализа можно сделать два главных вывода.

Первый. Относительно высокие темпы экономического роста в рассматриваемый период были присущи тем группам, которые:

а) имели устойчивые экспортные позиции, надежные связи с поставщиками сырья и достаточно крупные размеры (четко просматривается успех в деятельности ФПГ металлургического профиля, а также в области автомобилестроения; основным типом интеграции в таких корпорациях является вертикальный; общие размеры и величина консолидированного капитала во много раз превышают соответствующие показатели по совокупности корпораций группы Б);

б) обеспечивали активное участие в федеральных и региональных программах, используя при этом эффективные способы экономической интеграции и добиваясь управляемости в группе (так, один из лидеров - ФПГ "Приморье" - обеспечивает головную роль по реализации федеральной целевой программы защиты от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае; группа, кроме того, является участников ряда региональных программ);

в) получили в той или иной форме реальную государственную поддержку деятельности,

Второй. Наибольшие трудности в начальный период деятельности испытывали ФПГ машиностроительного профиля, а также группы с высокой многопрофильностью или с относительной экономической разобщенностью.

Данные таблиц требуют серьезного экономического осмысления, так как в них нивелируются факторы, обусловленные развитием экономики и отраслей, которые развиваются неодинаково.

Распределение состава участников ФПГ по типам и организационно-правовым формам смотри в прил. 6. Данные, представленные Межведомственным статистическим центром, показывают на значительную долю в составе ФПГ ОАО - (65,49%), и примерно одинаковые доли представляют госпредприятия (10,45%). ООО и другие (10,62%). Среди госпредприятий по типам преобладают производственные (40%) и сельскохозяйственные. В структурном плане значительная часть участников ФПГ (47,6%) представлена производственными предприятиями. Научные организации составляют 7% от общего числа. Грустно, что на будущее, на перспективу работает только 7%. Примерно такой же показатель по банкам. Однако радует факт, что 8,4% состава участников способны оказывать определенное финансовое воздействие на 571 участника группы.

Отметим еще одну отличительную черту деятельности отечественных ФПГ. Это участие государства через акционерные предприятия с долей госсобственности. Как показывает табл. 1, диапазон их удельного веса колеблется от 15,0% (объединенная промышленно-строительная компания) до 81,0% (Эксохим). Обращаясь к отраслевой характеристике функционирования ФПГ, подчеркнем факт участия государства в деятельности крупных корпораций в ведущих отраслях экономики (газовая, химическая, металлургическая). Гораздо меньший удельный вес в менее привлекательных с точки зрения стратегического значения и прибыльности ФПГ (строительная, речной). Одновременно осуществляя политику "пряника и кнута", государство практически не способствует стимулированию деятельности ФПГ.

Таблица 1

Участие акционерных предприятий с долей госсобственности в 15-ти зарегистрированных финансово-промышленных группах33

Наименование ФПГ

Удельный вес приватизированных предприятий с долей госсобственности в общем числе участников, %

Средняя доля госсобственности участников ФПГ, имеющих госпакеты акций, %

"Драгоценности Урала"

50,0

29,5

"Русхим"

35,0

21,0

"Объединенная горнометаллур-гическая компания"

50,0

31,0

"Скоростной флот"

35,3

25,0

"Интеррос"

45,8

28,0

"Объединенная промышленно-строительная компания"

15,0

28,0

"НОСТА-ТРУБЫ-ГАЗ"

40,0

16,0

"Восточно-Сибирская группа"

33,3

25,2

"Нижегородские автомобили"

46,7

28.2

"Приморье"

60,0

26,0

"Магнитогорская сталь"

44,0

15,3

"Эксохим"

81,0

17,4

"АтомРудМет"

50,0

34,3

"Жилище"

58,3

14,8

"Единство"

18,0

40,7



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Финансово промышленные группы проблемы становления и развития

    Дипломная работа >> Экономика
    ... ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра финансов, денежного обращения и кредита ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Финансово-промышленные группы ... правами регистрации финансово-промышленных групп. Высшим органом управления финансово-промышленной группой является Совет ...
  2. Финансовая политика (11)

    Реферат >> Финансы
    ... управления финансами и финансовой системой; — финансовое законодательство. Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами ... контролировать финансово-промышленные группы. Так ...
  3. Финансы и кредит (12)

    Шпаргалка >> Финансовые науки
    ... компании, холдинги, финансово-промышленные группы, валютные и сырьевые ... Финансовый менеджмент — управление финансовыми ресурсами и финансовыми потоками, то есть тем, что составляет понятие "финансы". Финансовый ... применять эту методологию на практике. ...
  4. Управление финансами муниципальных образований: состояние, направления совершенствования

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... управление муниципальными финансами: финансово-бюджетное равновесие, финансовые стабилизаторы, финансово-экономический потенциал, финансовая ... предприятий промышленного комплекса ... Групп Манюфектеринг Липецк», ЗАО «Агропромыщленная группа ... одинаковой методологии и ...
  5. Органы государственного финансового контроля их роль в управлении финансами

    Курсовая работа >> Финансы
    ... финансового контроля как элемента управления финансами. Даны понятия системы управления финансами, финансового контроля, представлены международные стандарты финансового ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015320777893066