Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего возникн...полностью>>
Финансы->Реферат
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В с...полностью>>
Финансы->Реферат
Общая потребность в оборотных средствах рассчитывается путем суммирования потребности в оборотных средствах для создания текущего запаса, транспортног...полностью>>
Финансы->Реферат
Финансовые инструменты представляют собой значительную часть деятельности большинства предприятий, и точная их идентификация является необходимостью д...полностью>>

Главная > Диссертация >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В то же время существует ряд предпосылок, позволяющих использовать международный опыт при создании интегрированных объединений.

Во-первых, наличие крупных промышленных предприятий, практически лишенных собственных оборотных средств и инвестиций;

Во-вторых, появление несовершенных и фрагментарных финансовых рынков;

В-третьих, появление и развитие финансового капитала и финансовых институтов (инвестиционные компании, фонды и др.);

В-четвертых, потребность соединения промышленного и финансового капитала в целях решения инвестиционных проблем.

Объединение в форме финансово-промышленных групп представляется наиболее разумным. И. Стародубровская приводит ряд аргументов, которые, по ее мнению, обосновывают необходимость формирования подобных групп:

- приватизацию отдельных предприятий или их структурных подразделений нельзя признать оптимальным вариантом, поскольку она не создает базы для структурной перестройки в будущем. Мировой опыт показывает и конкурентоспособность крупных интегрированных комплексов, а поэтому формирование ФПГ, концентрирующие инвестиции, является предпосылкой экономического роста и прорыва на экспортные рынки;

- в условиях развала хозяйственных связей и нестабильности экономики вертикально интегрированные ФПГ с замкнутым производственным циклом могут стать "островками устойчивости" в море хаоса, содействовать стабилизации конъюнктуры производства и спроса (пример - "ЛУКОЙЛ");

- экономика, зависящая от функционирования огромного числа отдельных предприятий, не поддается никакому усиленному воздействию со стороны государства, что порывает возможности проведения любой осмысленной экономической политики. Создание ФПГ сделает экономику более управляемой, позволит концентрировать ресурсы в "точках роста" и эффективно осуществлять взаимодействие государства с производственным сектором;

- в России наиболее заметное воздействие на усиление темпов инфляции оказывает не проблема спроса, а рост издержек. В рамках ФПГ можно осуществлять взаимовыгодное и добровольное ценовое регулирование, удерживая рост цен, что будет способствовать макроэкономической стабилизации экономики;

- естественные процессы изменения структуры промышленности идут чрезвычайно медленно. Приватизация не привела к возникновению слоя эффективно действующих собственников промышленных предприятий, доминируют собственность трудовых коллективов и администрации, и контроль над производством с их стороны28.

Теоретическое обоснование необходимости формирования ФПГ не бесспорно. Сформулируем лишь несколько аргументов, опровергающих приведенные выше утверждения.

Во-первых, типы объединений, существовавшие до начала реформ, создавались в совершенно иных условиях и с другими целями, чем те, которые характерны для высокоразвитого рыночного хозяйства.

Во-вторых, официально признавая и поддерживая становление ФПГ, государство, особенно слабое и подвергающееся массированному лоббистскому давлению, рискует создать еще одну влиятельную группировку, на содержание которой в будущем придется выделять немалые средства.

В-третьих, не очевидно, что иностранные инвесторы с большей заинтересованностью отнесутся к крупным интегрированным структурам, чем к отдельным предприятиям. Иностранные инвесторы хотят иметь дело с конкретными партнерами и четко определенными проектами. Если окажется, что партнер не свободен в принятии решений и для реализации проекта необходимо вести переговоры и прийти к соглашению с другими структурами, то это обстоятельство, скорее всего, сыграет отрицательную роль.

Создание ФПГ - это закономерное синтетическое явление - неизбежная стадия индустриальных и организационных изменений в сколь-нибудь масштабной экономике, стадия не просто концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала, но и формирование саморазвивающихся макроэкономических структур, возникающая на определенной стадии зрелости первичного накопления и перераспределения капитала.

Процесс создания ФПГ в России возник по вполне объективным причинам и выражал достаточно определенные социальные интересы. Проблема ФПГ приобрела широкое общественное значение в тот период, когда борьба за передел собственности в производственной сфере стала достаточно заметным явлением в экономической жизни России, что отразилось в дискуссиях, активно развернувшихся по этому вопросу, начиная с лета 1993 года.

К сожалению, рамки диссертации не позволяют привести полное содержание дискуссий, поэтому отметим их слабые стороны. Наибольшую известность получили 2 подхода к формированию ФПГ, В первом случае в основу был положен принцип принудительного формирования ФПГ.

Концепция вызывала сомнения в возможности создания экономически эффективных структур сверху, в короткие сроки и на основе экономических и политических критериев; подчеркивала разницу между теми условиями, при которых подобные образования оказывались эффективными в некоторых странах Юго-Восточной Азии, и российскими реалиями. Анализ данной концепции показал, что в случае ее осуществления руководители групп могли приобрести значительную часть государственной собственности по ценам, намного меньшим, чем ее реальная стоимость, и без серьезных нововведений (на что обычно требуется более чем два года), а лишь используя возможности приоритетного доступа к информации, а также улучшая краткосрочные показатели деятельности групп в ущерб долгосрочным. Фактически эту концепцию можно охарактеризовать как попытку со стороны части "новых" предпринимателей наиболее тесно связанных с государственными структурами, бесплатно присвоить государственную собственность, взяв себе в союзники представителей региональных органов власти.

На наш взгляд, к критике данной концепции следует добавить существенный момент. Предоставляется опасным для экономического развития страны сложившаяся практика концентрации управления в Москве. Концепцией предусматривалось размещение штаб-квартир этих групп в регионах. Однако центральная компания должна быть в Москве. Это чревато концентрацией не только банковского капитала (величина которой уже достигает 80%), но и концентрацией капиталов ФПГ. Как результат - несправедливое распределение денежных потоков между регионами и центром. На наш взгляд, это повлечет за собою отрицательное отношение к созданию и функционированию ФПГ со стороны исполнительных органов власти, которые заинтересованы в наполнении доходных частей бюджетов регионов.

Принципиально другой подход к формированию ФПГ был представлен в "Проекте основных положений концепции государственной промышленной политики России на среднесрочную перспективу (1994-1995 гг.)". Эта концепция отражала позиции и интересы "старых" управленцев: фактически удерживая в своих руках полную власть над собственностью, директора стремятся обеспечить сохранение привычной для них государственной поддержки, при этом увеличиваются их возможности лоббистского давления на правительство и снимается ответственность за поиск наиболее выгодных хозяйственных партнеров.

По нашему мнению, данная концепция отражала практику работы многих предприятий в старых условиях, без учета особенностей рыночной экономики. Сохраняется система госзаказа, который обеспечивает гарантированный рынок сбыта, предусматривается льготное предоставление кредита (при этом неизвестным остается источник, так как средств госбюджета недостаточно, а коммерческие банки без извлечения прибыли на это не пойдут).

Вариант концепции формирования ФПГ был сформулирован в Указе Президента РФ №2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации", подписанном 5 декабря 1993 года.

На наш взгляд, условия, изложенные в Указе, в большей степени имели характер ограничений. С одной стороны, стремление ограничить монопольные явления в промышленности ведут, с другой, к объединению мелких предприятий (не имеющих зачастую необходимого оборудования, и высокой себестоимости выпускаемой ими продукции). Другое противоречие вытекает из структуры действующих предприятий, представляющих, как правило, крупные производственные объединения. Запрет на перекрестное владение акциями снижает заинтересованность участников в объединении. И это далеко не все недостатки приведенного Указа.

Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" № 190-ФЗ от 30.11,95 отменил действие Указа №2096 и выделяет основные структурообразующие принципы группы:

а) объединение активов для осуществления деятельности ФПГ;

б) возможность признания ее участников консолидированной группой налогоплательщиков, и, как следствие, возможность ведения сводного учета, отчетности и баланса;

в) солидарная ответственность участников по обязательствам центральной компании ФПГ.

Рассмотрим основные спорные вопросы, которые являются значительными на наш взгляд.

Во-первых, определение ФПГ достаточно детализировано по целям создания и отражает "детский" уровень развития ФПГ в России.

Во-вторых, организационная структура допускает участие государственных и муниципальных унитарных предприятий, для которых участие предусматривает ведение предпринимательской деятельности.

В-третьих, ФПГ может быть признана таковой после ее государственной регистрации, осуществление которой явно (как показывает практика) затягивается во времени. И это ставит существующие ФПГ неофициально (например, "Газпром", РАО "ЕЭС России") и официально зарегистрированные в неравное положение.

В-четвертых, в статье 11 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" записано следующее: "Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимися по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц". И далее: "Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза". Но ассоциации и союзы не могут быть центральной компанией ФПГ! Это не соответствовало бы ни смысловому содержанию этих понятий, ни хозяйственной практике, ни действующему законодательству, в том числе Гражданскому кодексу РФ. Гак, часть первая статьи 121 ГК гласит: "Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и их союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе"29.

Выделяя существующие противоречия, мы не затрагиваем характеристику деятельности транснациональных ФПГ.

В-пятых, обратимся к финансовым аспектам поддержки ФПГ. Она выглядит следующим образом:

а) зачет задолженности участников группы, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объемах, предусмотренных условиями этих конкурсов инвестиций для покупателя - центральной компании ФПГ;

б) предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на цели развития группы;

в) передача в доверительное управление центральной компании ФПГ закрепленных за государством пакетов акций участников группы;

г) предоставление этим участникам государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций (проектом бюджет-97 предусмотрен объем госгарантий в размере 50 млрд. руб.);



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Финансово промышленные группы проблемы становления и развития

    Дипломная работа >> Экономика
    ... ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра финансов, денежного обращения и кредита ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: Финансово-промышленные группы ... правами регистрации финансово-промышленных групп. Высшим органом управления финансово-промышленной группой является Совет ...
  2. Финансовая политика (11)

    Реферат >> Финансы
    ... управления финансами и финансовой системой; — финансовое законодательство. Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами ... контролировать финансово-промышленные группы. Так ...
  3. Финансы и кредит (12)

    Шпаргалка >> Финансовые науки
    ... компании, холдинги, финансово-промышленные группы, валютные и сырьевые ... Финансовый менеджмент — управление финансовыми ресурсами и финансовыми потоками, то есть тем, что составляет понятие "финансы". Финансовый ... применять эту методологию на практике. ...
  4. Управление финансами муниципальных образований: состояние, направления совершенствования

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... управление муниципальными финансами: финансово-бюджетное равновесие, финансовые стабилизаторы, финансово-экономический потенциал, финансовая ... предприятий промышленного комплекса ... Групп Манюфектеринг Липецк», ЗАО «Агропромыщленная группа ... одинаковой методологии и ...
  5. Органы государственного финансового контроля их роль в управлении финансами

    Курсовая работа >> Финансы
    ... финансового контроля как элемента управления финансами. Даны понятия системы управления финансами, финансового контроля, представлены международные стандарты финансового ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015959739685059