Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Профессиональная деятельность психолога выдвигает особые условия к личности специалиста, призванного предоставлять психологическую помощь человеку в с...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В процессе познания действительности человек по-разному относится к объектам и явлениям ок­ружающего мира К некоторым он испытывает сим­патию, чему-то...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире Эмоция оценивает действительность и доводит ...полностью>>
Психология->Реферат
Установление истины по уголовным делам, деятельность по охране правопорядка нередко сопровождается различными эмоциональными явлениями, во многом опре...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

общее: «Все студенты сдают экзамены»;

  • частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;

  • единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории».

    Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления - умозаключение .

    Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

    Примером умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 3).

    Рис. 3. Структура простого силлогизма1

    В логике давно известно о существовании трех видов умозаключения: 1) дедукция, то есть умозаключение о частном положении (Сократ смертен) на основании общего положения (все люди смертны); 2) индукция - умозаключение общего положения из частного, обобщение частного случая (например, различные тела расширяются под влиянием тепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и наконец, 3) аналогия - из одного частного случая выводится суждение о другом, похожем частном случае (например, на Земле есть атмосфера и здесь живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера. Следовательно, там также должны жить люди).2

    Глава 5. Этапы решения мыслительных задач

    Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.3

    Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируется объективизация неизвестного - начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания - формулируется познавательная проблема.

    Второй этап решения задачи - выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявления определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями – гипотезами. Если задача - информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза - первая проба согласования ее элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.

    Третий этап решения задачи - проверка выдвинутых следствий. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Так, например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данном случае следственных действий. Следователь экстраполирует все возможные следствия из каждой версий на имеющиеся фактические данные, существенное значение при этом имеет воссоздающее воображение следователя – его способность образно представить динамику реально происходившего события, те его признаки, которые неизбежно должны отразиться в окружающей среде, способность следователя оценить и объяснить фрагменты явления в свете логики целого.

    На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.1

    Глава 6. Понятие о речи

    Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь - это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.2

    Обычно в учебниках психологии речь рассматривают в контексте с мышлением. В самом деле, «всякое слово обобщает», поскольку ядро значения слова - понятие, а понятие - форма существования мысли. Членораздельная речь - это специфический человеческий способ формирования, формулирования и передачи мыслей с помощью средств языка. Исторически речь также возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой деятельности, практики. Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. В значении слова, кроме понятия, присутствуют эмоциональные и волевые компоненты, вообще играющие значительную роль на всех уровнях языковой системы. Таким образом, речь коррелирует с сознанием в целом.3

    Глава 7. Развитие речи

    Этапы развития форм речи показаны на рис. 4.

    Рис 4. Развитие форм речи1

    Глава 8. Виды речи

    Существуют различные виды речи, которые последовательно разви-

    вались в процессе филогенеза (рис. 5).

    Рис. 5. Виды речи

    Особенности диалога проявляются в следующем:

    • автономности (состоит из вопросов, ответов и реплик, которые

    сами поддерживают разговор);

    • эмоциональном контакте (без него диалог быстро заканчивается

    или превращается в свою крайнюю форму - допрос);

    • ситуативности (диалог всегда привязан к чему-то конкретному,

    имеющему значение для обоих участников).

    В процессе исторического развития из диалога возник монолог, а затем - внутренняя речь. Письменная речь сформировалась позже всего.

    Монолог - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Примерами монолога являются лекция, доклад, устный рассказ, выступление. Отличительными особенностями монологической речи является ее непрерывность, низкий уровень невербальных компонентов, связанность, наличие развернутых фраз и повторений, что вызвано необходимостью донести свои мысли до слушающих.

    Полилог - одновременная речь нескольких человек (примером является митинг).

    Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. В отличие от внешней, внутренняя речь имеет свой особый синтаксис. Для нее характерны отрывочность, фрагментарность и сокращённость.

    Письменная речь - это речь посредством письменных знаков. Первоначально она представляла собой иероглифы и пиктограммы (Древний Египет), ее символы отражали целые слова и даже выражения, и лишь со временем письменная речь стала состоять из букв, обозначающих отдельные звуки. Но и сейчас в некоторых языках отдельные символы обозначают целые слова (китайский, корейский).1

    Глава 9. Функции, компоненты, свойства речи

    Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций:

    • сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми;

    • выражение - человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеет эмоциональную окраску);

    • обозначение - способность давать название предметам и явлениям;

    • воздействие - с помощью речи человек может побудить другого человека или группу лиц к определённым действиям или сформировать точку зрения (это происходит в форме приказа).

    Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:

    • содержательная - передача определенной информации посредством словесных значений;

    • эмоциональная - отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;

    • контекстная - наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.

    Свойства речи - близкое, но несколько другое понятие. К ним относятся:

    • содержательность речи - определяется удельной насыщенностью

    ее мыслями, понятиями и суждениями или чувствами;

    • понятность речи - выражается в использовании небольших, синтаксически простых предложений и терминов, понятных слушателям;

    • выразительность речи - определяется ее эмоциональной окраской и ее невербальным сопровождением.1

    Глава 10. Речь и мышление: единство, а не тождество

    Речь - форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль - к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. «Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению». (С.Л. Рубинштейн.)

    Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем внешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней и совершается.

    Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми отношениями (ср. отношения формы и содержания в философии). Речевая (грамматическая) структура предложения часто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженного в этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в языке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» связана с логикой мысли, но не тождественна с ней.1

    Заключение

    Итак, мы выяснили, что представляют собой мышление и речь. И пришли к выводу, что связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения с мышлением. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество.

    Список литературы

    1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 288 с.

    2. Дмитриева Н.Ю. Общая психология: конспект лекций /Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2007. — 128 с.

    3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: НОРМА-ИНФА, 1999. - 624 с.

    4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. — 592 с.

    5. Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. — М. : Ваклер, 2004. — 528 с.

    6. Тугушев Р.Х., Гарбер Е.И. Общая психология: учебник /Р.Х. Тугушев, Е.И. Гарбер. — М. : Эксмо, 2006. — 560 с.

    7. Узнадзе Д.Н. Общая психология /Д.Н. Узнадзе. — СПб. : Питер, 2004. - 413 с.

    8. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен /Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. — 272 с.

    1 Маклаков А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. - С. 14.

    2 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 180.

    1 Тугушев Р. Х., Гарбер Е. И. Общая психология: учебник / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер. - М. : Эксмо, 2006. - С. 230.

    1 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 97.

    2 Тугушев Р. Х., Гарбер Е. И. Общая психология: учебник / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер. - М. : Эксмо, 2006. - С. 233-234.

    1 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 102-104.

    1 Дмитриева Н. Ю. Общая психология: конспект лекций / Н. Ю. Дмитриева. - М. : ЭКСМО, 2007. - С. 40.

    2 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 106-107.

    3 Тугушев Р. Х., Гарбер Е. И. Общая психология: учебник / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер. - М. : Эксмо, 2006. - С. 236.

    1 Дмитриева Н. Ю. Общая психология: конспект лекций / Н. Ю. Дмитриева. - М. : ЭКСМО, 2007. - С. 41.

    2 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 106-107.

    3 Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. - М. : Ваклер, 2004. - С. 225.

    4 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 104.

    5 Дмитриева Н. Ю. Общая психология: конспект лекций / Н. Ю. Дмитриева. - М. : ЭКСМО, 2007. - С. 40.

    6 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 104.

    1 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 105-106.

    2 Узнадзе Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2004. - С. 331.

    3 Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. - М. : Ваклер, 2004. - С. 229.

    1 Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА-ИНФА, 1999. - С. 93-96.

    2 Маклаков А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. - С. 290.

    3 Тугушев Р. Х., Гарбер Е. И. Общая психология: учебник / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер. - М. : Эксмо, 2006. - С. 244-245.

    1 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 122.

    1 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 122-123.

    1 Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - С. 124-125.

    1 Тугушев Р. Х., Гарбер Е. И. Общая психология: учебник / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер. - М. : Эксмо, 2006. - С. 251-252.



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Мышление и речь (3)

      Реферат >> Психология
      ... Введение 2. Понятие о мышлении 3. Развитие мышления 4. Речь и её функции 5. Развитие речи 6. Взаимосвязь мышления и речи 7. Заключение 8. Список ... человеческое мышление. Речь, тем временем, тесно связана с мышлением. Проблема взаимосвязи речи и мышления, его ...
    2. Мышление и речь (4)

      Реферат >> Психология
      ... . Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. В единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь. Речь и мышление возникают ...
    3. Мышление и речь (6)

      Реферат >> Психология
      ... . То есть во взаимосвязи речи и мышления, речь – это, прежде всего, ... значение и смысл. Во взаимосвязи речи и мышления, речь – это, прежде всего, ... Питер,2007.-С.342-343. 2) Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1982.- С.6-361 ...
    4. Мышление и речь (5)

      Реферат >> Психология
      ... внешней речи, понятной для других. 0.3 Связь мышления и речи Мышление взрослого ... , нормального человека неразрывно связано с речью. ... к школе. М., 1991. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988. 3. Гальперин П.Я Введение в ...
    5. Мышление и речь как основные психические процессы человека

      Реферат >> Психология
      СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ…………………………………………………...4 ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЕКТ………………..11 СПИСОК ... общения между людьми в процессе труда. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Слово, обозначающее предмет, не является ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.0019159317016602