Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Реферат
Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, соци...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.Тема " Социа...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Бесспорным фактом является то, что все люди различны. Различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный рост, вес, в...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Группа может считаться организаци...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Концепции менеджмента как науки и как практической деятельности тесно взаимосвязано. Как известно, наука есть обобщение, осмысление практической деятельности, выявление её объективных закономерностей, тенденций, принципов, разработка на научной основе правил, норм и рекомендаций для использования менеджерами в их деятельности. Исторически развивающиеся научные концепции менеджмента находили распространение в странах сходных по уровню экономического развития, естественно с привязкой к национальным особенностям и способствовали зарождению новых концепций. Так, например, американская теория научного управления В. Тейлора конца 19 в. нашла в начале 20 века широкое использование в Европе и способствовала возникновению французской теории административного управления А. Файоля, немецкой бюрократической теории М. Вебера, российской организационной теории А. Богданова.

Каждая из названной теорий получила широкое распространение в мире, отдельные положения этих теорий до сих пор используются, адаптируются к новым социально-экономическим условиям.

Органическое единство теории и практики менеджмента проявляется также в том, что каждая теория имеет методологические результаты исследований. Прежде всего это относится к принципам управления вырабатываемым как обобщение практики и реализуемых в практической деятельности для обеспечения ее объективности, обоснованности и результативности. Так административная теория А. Файоля обосновывает 14 принципов, обеспечивающих производительную работу аппарата управления в организациях.

Немецкий социолог Макс Вебер в начале века сформулировал концепцию бюрократии как модель, идеал, к достижению которого нужно стремиться.

Характеристики нормативной модели М. Вебера:

-Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;

-Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролирует вышестоящий и подчиняется ему;

-Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность отдельных задач;

-Дух формальной обезличенности, с которой официальные лица выполняют свои должностные обязанности;

-Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.4

Принципиальная черта и особенность менеджмента как типа управления производственно-хозяйственными организациями в рыночной экономике заключается в его человеческом характере.

Менеджмент - трудовая деятельность менеджера и его аппарата по выработке средств и методов воздействия на персонал и его производственную деятельность, чтобы эта деятельность была адекватна управляемой ситуации и приводила к качественному и эффективному процессу развития.

Человеческий ресурс рассматривается в менеджменте как главный и приоритетный потенциал.

Эту особенность управления отметила в начале века Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как "обеспечения выполнения работы с помощью других лиц". В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействие" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

С позиций выявления особенностей и методологических принципов исследования менеджмента ключевым положением может стать трактовка категории "менеджмент" как трудовой деятельности и как системы отношений, реализуемых в процессе этой деятельности.

Назначение менеджмента как трудовой деятельности - выработка и реализация управляющих воздействий на коллективы людей, обеспечивающих их взаимодействие в достижении конкретных целей. Поэтому менеджмент, по сути, рассматривается как управляющее воздействие и взаимодействие. Объектом воздействий являются человек и его трудовая деятельность (непосредственно производственная и управленческая). Воздействие на человека и коллектив изменяет характер взаимодействия между элементами трудовой деятельности, что влияет на характер и результат деятельности.

Управляющее воздействие и взаимодействие как непосредственный продукт управленческого труда материализуется в конечных результатах производства. Рассмотрим, каким же образом происходит процесс материализации, т.е. выявим экономическое содержание менеджмента.

Управляющее воздействие осуществляется в форме управленческого решения, процесс выработки (подготовки и принятия) и реализации которого и составляет процесс управления. Само воздействие - заключительная, завершающая часть процесса управления. Именно на этапе реализации управленческого решения процесс управления сливается с непосредственно производственным процессом. На всех предыдущих этапах выработки решения менеджмент выступает как аналитическая информационная работа, выбор и обоснование средств воздействия, выработка альтернатив, принятие решения.

Управленческие работники, используемая разнообразная информация, организационная, вычислительная и иная техника выступают в качестве управленческих ресурсов, участвующих в создании стоимости в своей натурально-вещественной форме. Та часть этих ресурсов, которая потребляется в данном процессе труда и «овеществляется» в продукте труда, является совокупными затратами живого и овеществленного труда - затратами на управление.

Особенностью рассмотрения производственно-хозяйственной деятельности как системы отношений является выделение управляющей и управляемой ее частей и уровней управления (например, деятельности головного завода и структурной единицы), а также учет всей совокупности внешних и внутренних связей, возникающих в процессе ее функционирования и развития. В этих условиях объектом управления становится взаимодействие между управляемой и управляющей частями, между их элементами, а также все виды взаимодействий с внешними органами, поставщиками и потребителями.

Иначе говоря, через системное взаимодействие происходит воздействие на условия трудовой деятельности, а через них на саму деятельность, т.е. на взаимодействие элементов трудовой деятельности и получаемый результат.

Таким образом, можно заключить, что управляющие воздействие и взаимодействие являются такими составляющими производительной трудовой деятельности людей, которые преобразуют эту деятельность и приводят, при прочих равных условиях, к результатам, адекватным качеству и эффективности менеджмента. Последние (качество и эффективность) зависят от найденных механизмов воздействия и взаимодействия, а также форм и методов их реализации.

Наши рассуждения позволяют составить следующую схему взаимосвязей рассмотренных понятий:

Объект воздействия

Субъект воздействия

Средства и методы менеджмента

А. Воздействия

Б. Взаимодействия

1. Человек и его трудовая деятельность

Менеджер и его трудовая деятельность

1. А.

1. Б.

2. Производственно-хозяйственная система (ПХС)

Управляющая система (УС)

2. А

2. Б.

В этой системе взаимосвязей:

1.А. – виды воздействия на людей, занятых в процессе труда;

1.Б. – виды взаимодействия между людьми, используемые при организации процессов труда;

2.А. – виды воздействия на систему отношений между людьми занятыми в совместной деятельности;

2.Б. – виды взаимодействия между людьми и коллективами, используемые в процессах организации управления.5

Следует отметить, что, говоря о воздействии и взаимодействии, мы имеем в виду как положительное, так и отрицательное их влияние по отношению к объекту управления - бездействие, или действия, создающие замедление, торможение в развитии производственно-хозяйственной системы.

Виды воздействия выделяются по признакам целей управления, принципов и методов управления, ресурсов, результатов и последствий их реализации. Воздействие направлено как непосредственно на персонал и трудовые процессы, так и на всю производственно-хозяйственную систему. Объекты воздействия различаются объемом содержания отношений управления и их структурой.

То же следует сказать и о средствах взаимодействия. Признаками выделения видов взаимодействия являются цели, методы, функции, уровни принятия решений, органы, кадры, технология, связи, организационные формы и структуры.

Объективный процесс развития самоуправления и профессионального менеджмента приводит к расширению значимости и влияния процессов развивающегося взаимодействия над процессами оперативного воздействия. Иными словами, при качественной разработке стратегии развития производственно-хозяйственной системы на длительную перспективу и четкой организационной работе по ее реализации в ближайший период все меньше остается областей применения средств оперативного воздействия на труд и систему в целом (вмешательства, регулирования). Этот фактор будет определяющим в понятии самоуправляющаяся система.

При этом возрастает роль стратегии управления по отношению к тактическим проблемам, что также требует коренного изменения в характере управленческих задач и квалификационном подборе менеджеров.

Следует отметить, что понятие "воздействие" ассоциируется с волевыми командными актами одноразового действия. Поэтому более обосновано на наш взгляд с точки зрения сущности менеджмента использование понятия "процесс воздействия" на персонал и "процесс взаимодействия" людей и коллективов, занятых в производственно-хозяйственной деятельности или в сферах обслуживания этой деятельности.

Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данный процесс имеет универсальные этапы и определенную последовательность видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

Таким образом, человеческий ресурс, выступающий ключевым в менеджменте, рассматривается фактором производства и менеджмента и основным средством достижения целей. С другой стороны человек как субъект и как объект процесса взаимодействия выступает целью менеджмента. Профессионализация персонала, его карьера, условия жизни и будущее во многом определяются самим менеджментом.

Сущностная особенность менеджмента обуславливает наличие менеджера – профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми, занятыми производственно-хозяйственной деятельностью.

МЕНЕДЖЕР - профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия.

Прежде всего обратим внимание на понятие профессиональность. Менеджер как профессиональный управляющий, обладает особыми качествами, отличными от качеств руководителей других видов управленческой деятельности. Такими качествами выступают компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность к хозяйственному риску, правовое сознание, инициативность. Перечисление качеств можно продолжить, но суть в специфике деятельности менеджера, в ее содержании, условиях осуществления, используемых методах и средствах управления. Главная особенность деятельности менеджера в том, что эта деятельность, осуществляемая в рыночных условиях. По сравнению с директивной экономикой в рыночных условиях изменяется менталитет людей, их активность в стремлении к самовыражению, к достижению успехов; изменяются отношения между людьми и между коллективами, занятыми в производственно-хозяйственной деятельности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Организация внутрибанковскогго контроля и его значение для банковкой деятельности

    Реферат >> Банковское дело
    ... организации банковского менеджмента являются основными ... его значение для банковской деятельности», и подводя итоги можно заключить следующее: Переход банковского сектора России ... Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. ...
  2. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

    Реферат >> Менеджмент
    ... менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики. Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Менеджмент - современная ... рынке банковских услуг России. осуществлять постоянное ... клиентов Необходимые действия для Банка «*****»: привлечение ...
  3. Научно-технический прогресс и его значение для развития предприятий отрасли

    Курсовая работа >> Экономика
    ... и его значение для развития предприятий ... использованием современных высокопрочных ... Экономическая ситуация в рыбопродуктовом комплексе России.// Вестник Россельхозакадемии. – 2007 ... 2003. – 182 с. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е издание. Р. ...
  4. План Маршалла и его значение для восстановления экономики стран Западной Европы

    Реферат >> Экономика
    ... студент 2 курса факультета менеджмента и информационных технологий ... в странах западной Европы_______11 Современный взгляд на «план ... «План Маршалла и его значение для восстановления экономики стран ... переустройству в России. Осенью 1991 года Россия получила в ...
  5. Россия в мировой экономике (7)

    Реферат >> Экономика
    ... и его значение для экономики России...............................152.4. Формы участия иностранного капитала в экономике России......................................................................17Глава 3. Внешний долг России ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020709037780762