Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Иностранный язык->Реферат
Русский язык выделился из восточнославянского (древнерусского) языка в самостоятельный язык в XIV—XV вв. наряду с украинским и белорусским. После расп...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
В настоящее время развитие международного сотрудничества, совершенствование звукозаписывающей и звукоанализирующей аппаратуры, а также распространение...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
The mysterious element plays a great role in the works of pre-romanticists. One of pre-romanticists was William Blake (1757 —1827), who in spite of hi...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
There are many young people in all over the world. Each of them has one's own view point on their life and their future. There are many problems which...полностью>>

Главная > Реферат >Иностранный язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 2.Обучение лексике и грамматике с использованием компьютерных технологий

2.1.Дидактические основы компьютерных технологий при обучении лексике и грамматике

При компьютерной форме обучение сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах. Среди дидактических принципах рассмотрим лишь те, которые являются наиболее характерными для процесса преподавания иностранных языков и имеют специфические способы реализации и особые функции при компьютерной форме обучения. К ним относятся следующие принципы научности, сознательности, доступности(пассивности), активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, индивидуализации, наглядности. Принцип научности реализуется при компьютерном изучении языка в нескольких аспектах:

в оптимизации процесса отбора учебного материала на основе применения преподавателями системы автоматического анализа текста ;

в улучшении способов презентации и организации учебного материала с учетом закономерностей интеллектуальной деятельности человека;

повышение эффективности управление процессов усвоения знаний за счет возможности использования компьютера по регистрации параметров обучения;

Принцип сознательности в условиях компьютеризированного учебного процесса, обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижение учебной цели, а так же предоставление обучаемому широкого спектра средств “поддержки” обучения, использование которых способствует повышению осознанности действия обучаемых и улучшению качества усвоения материала.

Принцип доступности при компьютерном обучении реализуется благодаря ориентации процесса человека- машинного взаимодействия на возрастные особенности пользователей, на их уровень владения языком и навыками работы с компьютером, можно так же говорить о том, что уровень доступности в процессе усвоения даже повышается за счет широких возможностей компьютера по предоставлению учащимся вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержки.

Принцип активности обучаемого заложен в процесс компьютерного обучения, поскольку инициатором работы за компьютером всегда является пользователь. В условиях компьютеризированного учебного процесса принцип активности обучаемого трансформируется в специфический для компьютерной формы обучения принцип интерактивности. Взаимодействие учащегося с компьютером должно быть интерактивным, то есть обоюдно активным. Интерактивность проявляется в возможности участия в работе учащегося и компьютера в качестве равных партнеров при решении задач обучения и означает сознательную активность обучаемого, подкрепленную управляющей деятельностью компьютера.

Принцип систематичности и последовательности воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи порций системно организованного учебного материала подлежащего усвоению.

Принцип прочности усвоения знаний, умений, и навыков в условиях компьютеризированного учебного процесса приобретает практический гарантированный характер, благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможности самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях.

По мнению исследователей- методистов принцип учета индивидуальных особенностей наиболее полно реализуется именно при компьютерной форме обучения. Индивидуализация процесса обучение осуществляется благодаря возможному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя. Специфической формой проявления индивидуального подхода в условиях компьютерного обучения, является адаптивность компьютерных средств обучения, которая реализуется в возможности приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации.

Принцип наглядности в условиях компьютеризированного учебного процесса реализуется, согласно определению Е.Энгланд в перекрестно-связанной форме представления материала, построенный на символических системах формы, цвета и текста. При компьютерной форме обучения расширяются дидактические функции наглядности, поскольку кроме традиционных функций семантизации, презентации и систематизации языкового материала, создании коммуникативных ситуаций психологической атмосферы, наглядность выполняет активизирующую сигнальную симулятивно- моделирующую и эмотивную функции.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер (ноутбук) для каждого учащегося.[ 25]

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные, образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графичес­ких композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зри­тельную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что спо­собствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.

Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях это может повредить. Однако, в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, шири необходимости изменять, компьютерные презентации. Одна из самых эффективных программ для созданная компьютерных презентаций — Microsoft PowerPoint. Он позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации! Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;

  • использовать большое количество иллюстративного материала;

  • интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;

  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков. [21]

2.2 Методика использования компьютерных программ при обучении лексике и грамматике.

В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. [22]

Итак, рассмотрим некоторые из обучающих программ по английскому языку.

Для корпоративного использования подходит продукт English Discoveries, совместной разработки компаний Edusoft и Berlitz International. Этот обширный, занимающий 12 компакт-дисков мультимедиа-курс предназначен исключительно для учебных заведений и не встречается в свободной продаже.

English Discoveries состоит из пяти уровней: начального, основного, среднего, высшего и практического (первый и последний заняли по одному компакт-диску, второй и третий - по три и четвертый - четыре). Курс охватывает все грамматические конструкции английского языка и свыше 3500 лексических единиц.

В главном меню представлены разделы: чтение, речь, письменные упражнения, аудирование, грамматика, приложения, приключенческая игра, тесты. В число приложений входит электронный словарь, механизм записи и воспроизведения речи, а также автоматический журнал успеваемости и служебные модули, облегчающие управление программой.

English Express фирмы Interactive Language Teaching Ltd состоит из трех уровней (начального, среднего и высшего) и поставляется на 18 дисках ROM. Аналогично English Discoveries, программа предназначена для учебных заведений или корпоративных пользователей; она имеет развитые сетевые версии и методическую поддержку.

Обучающая программа точно так же, как книга, может давать гарантию результатов только до тех пор, пока является частью живого очного курса. [23]

Обучающая система «МАGIC ENGLISH» поможет в изучении английского языка.

Здесь возможно:

• Выучить буквы английского алфавита и основные правила чтения,

• Разобраться с грамматическими правилами языка.

Обучение здесь будет простым, интересным и лёгким, посильным и увлекательным даже для 5-6 летнего ребёнка, занимающимся по авторской системе раннего обучения английскому языку.

Система состоит из двух частей, представляющих сюжетные путешествия по волшебным странам – Буквляндии и Грамматике. На этапах путешествия Вам предстоит получать информацию и выполнять различные задания. Выполнять их рекомендуется последовательно, но возможно выполнение и в произвольном порядке.

Данная обучающая система построена на основе учебно-методического комплекса «МАGIC ENGLISH», созданного в середине восьмидесятых годов. Комплекс применяется на практике и непрерывно совершенствуется в течении более чем двадцати лет. Комплекс используется для раннего обучения английскому языку в сотнях школ. Апробация УМК доказала, что по окончанию курса учащиеся овладевают речевыми умениями и языковыми знаниями достаточными для того, чтобы начать работать по программе для 7 класса.

Автор комплекса — Татьяна Ивановна Ижогина, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры языков, литературы и искусства Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Ростовской области.

BiLingual.ru – сайт, который предназначен для родителей, чьи дети учат английский язык, и для учителей, работающих с детьми дошкольного возраста, с начальными классами и средним звеном.

На данном сайте можно найти огромное количество компьютерных обучающих игр на английском языке, направленных на формирование лексических и грамматических навыков. Игра задействует активное воображение детей, а через воображение легче и надежнее активизируется его память. При этом постепенно будут развиваться логические способности его мышления. Хорошо помогает использование ярких предметов, картинок и рисунков.

Примеры игр, направленных на совершенствование лексических навыков:

Word Chain

Вам нужно составлять словарные цепи - меняя одну букву в слове, чтобы получилось другое слово.

Whiz Words

Даётся слово, которое надо быстро составить из предложенных букв. Игра в большей степени предназначена для детей, но можно играть и взрослым, так как многие слова довольно сложные.

Сайты http://www.detki-74.ru/engl_child/baby/engl_baby.php и http://www.ourkids.ru/Skachat/PrezEnglisH3.shtml содержат различные презентации для изучения английских слов по различным темам.

Сайт HOMEENGLISH содержит тесты по английскому языку онлайн.

Пройдя эти тесты по английскому языку, можно оценить Ваш уровень владения грамматикой и лексикой языка. Вы получите не только общий результат и уровень знаний по тесту, но и оценку ваших сильных и слабых сторон в английском. Кроме того, вы сможете посмотреть, на какие вопросы вы ответили правильно, а в каких - допустили ошибку.

Сайты на английском языке:

www.marks-english-school.com – содержит грамматические игры, игры для пополнения словарного запаса и др.

www.free-english.com –содержит различные игры, направленные на формирование лексических и грамматических навыков, а также на их совершенствование.

www.agameaday.com – содержит игры со словами и игры-загадки, мозговые задиры, анаграммы, игры с поиском слов и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашей работы можно сделать следующий вывод: использование компьютерных технологий на уроках английского языка при обучении лексике и грамматике очень эффективно.

В ходе решения поставленных нами задач мы пришли к следующим выводам:

  • в процессе формирования грамматических и лексических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно;

  • следует представлять сложные грамматические и лексические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;

  • упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся.

Определили дидактические принципы обучения лексике и грамматике, рассмотрели последовательность формирования лексического и грамматического навыков.

В данной работе рассмотрен широкий спектр обучающих программ по английскому языку и обучающих сайтов, как на русском, так и на английском языке.

Список использованной литературы

    1. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. – М.: Высшая школа, 1970.

    2. Бородулина М.К., Карлин А.А., Лурье А.С. Обучение иностранному языку как специальности. – М.: Высшая школа, 1982.

    3. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. – С. 22.

    4. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – С.240 .

    5. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – С.373 .

    6. Дегтерева Т.А. Как подготовить интересный урок иностранного языка. – М.: ВПШ и АОН, 1963. – С.250 .

    7. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий – Ростов н/Д: Учитель, 2001. – С.160 .

    8. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. - № 6.

    9. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Высшая школа, 1999. – С.522 .

    10. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2.

    11. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4.

    12. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – С.112 .

    13. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1967.

    14. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – С.456.

    15. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993. – С.159

    16. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

    17. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1966. – 252 с.

    18. Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке //Иностранные языки в школе, 2002. - № 6. – С. 52.

    19. Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – С.111

    20. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи //Иностранные языки в школе, 1971. - №. Протасеня Е.П. , Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // ИЯШ - 1997. - №3. - С. 10-13.

    21.Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка.// ИЯШ - 2002 - №2 - С. 41-43

    22. Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ - 1997. - №5. - С. 40-44.

    23. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в школе. // ИЯШ - 2002. - №2. - С. 43-47

    24. Кузовлев В.П. Английский язык: учеб.для 6 кл.образоват.учреждений // В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова – М.: Просвещение, 2003 . – С.26-27

    25. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера.В вопросах и ответах.-СПб.: Союз, 2001 . – С. 65-72.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Новые возможности общения достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания язы

    Реферат >> Иностранный язык
    ... преподавания. Например, при обучении грамматике слушатели, конечно, ... в том числе с использованием современных информационных и комму­никационных технологий…». В «Концепции долгосрочного ... эффективного усвоения лексики при обучении английскому языку ...
  2. Базисные категории методики

    Реферат >> Педагогика
    ... при громком чтении. Постановка звуков, обучение лексике, грамматике ... и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной ... системное использование информационных технологий. Центральным механизмом управления обучением может ...
  3. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика
    ... реальности: грамматику, лексику, лингвистику и т.д. Одновременно с процессом систематического использования речи как ... классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ ЦО

    Реферат >> Банковское дело
    ... грамматики ... обучения. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной ... , лексикой, ... Использование современных информационных и коммуникационных технологий при ...
  5. Электронная коммуникация

    Курсовая работа >> Социология
    ... Появились ученые-«грамматики», предписывающие правила ... содержащих лексику прошлых ... коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий ... сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ ... при этом ... вопросов обучения и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019280910491943