Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Иностранный язык->Контрольная работа
Eine Aufnahmeprüfung gibt es an deutschen Universitäten nicht. Grundvoraussetzung für eine Zulassung ist eine ausreichende Vorbildung. Ein deutscher B...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
В жизни социума язык и культура выступают как неотъемлемые друг от друга части. Язык является компонентом культуры, важнейшим средством ее формулирова...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
II. Языковая картина мира Каждый язык имеет собственную языковую картину мира, в соответствии с которой носитель языка организует содержание высказыва...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
Personality - this is, at first, the system quality of individual, explained his involvement in social relations and is showing up in the joint activi...полностью>>

Главная > Реферат >Иностранный язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков.

Выделим их:

Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д. Здесь школьники сознательно конструируют образцы с новым грамматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы.

Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Упражнения элементарного этапа ориентированы на использование аналогии, т.е. черты знакомого переносятся на новое явление, по словам Миролюбовой А.А. Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях.

Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.

На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения на задний план.

Показателем достижения результата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими.

Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служили схемы и таблицы.

Последний этап – включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях. [11]

1.3. Использование компьютерных технологий при обучении лексике и грамматике.

Внедрение информационных технологий позволило сделать процесс формирования и актуализации грамматического навыка речи более эффективным. Рассматривается педагогическая стратегия внедрения ИТ в учебный процесс, вопросы использования компьютерных обучающих программ и Internet-ресурсов для актуализации грамматического навыка в контексте обучения английскому языку в средней школе.

Обучение грамматике в средней школе подчинено основной цели — формированию у учащихся грамматических навыков (ГН) как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Владение грамматикой является одним из главных условий использования языка как средства общения, для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, для понимания речи других людей при аудировании .

Учитывая тот факт, что недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым препятствием на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции, считаем, что использование ИТ в процесс формирования ГН дает реальные возможности сделать процесс формирования и актуализации ГН более эффективным. Для этого необходимо выработать педагогическую стратегию по внедрению ИТ в учебный процесс.

В настоящее время на рынок выброшено большое количество отечественных и зарубежных компьютерных программ. Но не каждая из этих программ может помочь решить поставленные цели и задачи. Необходимо изучить эти программы, определить, на развитие каких умений и навыков они направлены, попытаться адаптировать их к имеющимся УМК в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Рассмотрим лишь те программы, которые направлены на формирование и актуализацию ГН. Структурность этих программ условно можно разделить на две группы: программы, построенные по принципу введения теоретического материала, его тренировку на основе интерактивных упражнений и актуализацию, а также программы, направленные на тренировку данного навыка в сочетании с учебным печатным пособием, причем тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий. К программам первой группы можно отнести “The Grammar Rom” (Intermediate), “The FCE Grammar Rom” (Upper intermediate language study and FCE preparation), “The FCE Grammar Rom Specimen Exams” I.Freebairn, H.Rees-Parnall, “Focus on Grammar CD-Rom” (Basic — Advanced levels) издательства Longman; второй группы — “Essential Grammar in Use” R.Murphy (Elementary to lower intermediate), “English Grammar in Use” R.Murphy (Intermediate to upper intermediate) издательства Cambridge University Press, “Round-up. English Grammar Practice. Exercises and games to practise your English” (Starter — Level 4) издательства Longman и др. Интерактивность программ позволяет реализовать еще один этап обучения данному аспекту языка — выход в речь изучаемого материала. При использовании данных КП в рамках единой грамматической темы необходимо выделить в структуре занятий единую детерминированную цепочку заданий. Разумеется, не исключены и другие виды связей «пересечения», «включения».

Другой особенностью современного автоматизированного обучения является использование Web-ресурсов, системы эффективных ссылок (гиперссылок) учебного курса, когда непосредственно в материале даются ссылки на разделы, части печатного или электронного издания. Это позволяет:

обеспечить курс материалами, включающими текст, изображения, видео- и звуковые ряды;

использовать в обучении индексированные указатели, глоссарии и базы данных;

интегрировать Web-ресурсы, имеющихся в Internet, в учебные курсы;

использовать гиперссылки на Web-узлах и ученических Web-страницах, а также инструменты, работающие с примечаниями, для обеспечения самостоятельной работы учащихся;

обмениваться информацией посредством электронных конференций, переписываться по электронной почте, беседуя в реальном времени, использовать доски объявлений;

оценивать знания учащихся с помощью контрольных опросов и заданий;

обеспечивать обратную связь с учащимися посредством диалоговых дневников и самотестирования;

получать информацию, позволяющую анализировать эффективность курса . [21]

Рассматривая вышеперечисленные курсы лишь как учебные пособия, а использование Internet-ресурсов как средство обучения, перед учителем ставится задача корреляция их с базовыми УМК. Комбинаторика использования этих составляющих зависит от целей и задач обучения, количества часов, выделенных учебным планом на предмет, методической подготовки учителя, его компьютерной грамотности, технической оснащенности школы и перспективных направлений развития образовательного учреждения.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса. Как известно, навыки подразделяются на две группы: продуктивные и рецептивные лексические навыки. В компьютерной программе для обучения лексике "Winnie the Pooh" и "Reward" компьютерное ознакомление позволяет выполнить следующие операции с лексическими единицами:

Рецептивный аспект:

1. Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов.

2. Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, ребята находят соответствующую картинку (или слово родного языка).

3. Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка). Графическая форма: на экране даны буквы i, l, k, e. Ребятам предлагается составить из них слово.

4. Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку, ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке.

5. Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, учащимся следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки.

Рецептивно-продуктивный аспект:

Актуализация графического образа слова по его звуковому образу: компьютер произносит слово, школьнику следует написать его.

Продуктивный аспект

1. Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово.

2. На экране появляется русский перевод слова. Ученик произносит это слово на английском языке до тех пор, пока все слова не будут произнесены правильно. Преимуществом данного приема является осуществление немедленной обратной связи. Компьютер объективно оценивает результаты усвоения лексики.

Все эти операции с лексическими единицами выполняются в строгой последовательности. Компьютер не пропускает учащегося к следующей операции, пока предыдущая операция со всеми лексическими единицами не будет полностью выполнена правильно. Многократное выполнение этих операций способствует более простому закреплению каждой лексической единицы. Кроме того, благодаря компьютеру такие упражнения не отнимают много времени. [25]

Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple).

Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера можно, например, предложить учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my (there is a big window in my bedroom).

На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков учитель использует компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Приведем пример упражнения для отработки от операции из программы "Winnie the Pooh":

- скажи, какими могут быть перечисленные предметы (envelope, stamp, paper, letter). Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строки снизу. При этом количество незаполненных строчек подсказывает ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, составивший словосочетаний больше других, получает большее количество баллов. Поскольку все дети работают одновременно, компьютер сразу же сообщает, кто стал победителем, и включает результаты каждого школьника в журнал успеваемости.

С целью формирования продуктивного навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицы той, с которой она сочетается. Например, учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Или, например, дается задание выбрать фразу для ответа на вопрос.

Would you like some cabbage?

a) You are welcome

b) Yes, please

c) Help yourself

Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Приведем пример упражнения на употреблении лексических единиц в речевой деятельности: ребятам предлагается составить целостный диалог из разрозненных реплик.

1. - Yes, yes. Take it, please.

- Would you like potatoes and cheese?

- Help yourself.

- Yes, please. May I have five potatoes, please?

- Thank you! I like apples. May I have an apple?

2. - It's a pity. Bye-bye.

- Good morning, Winnie!

- Would you like some tea and sweets?

- Here you are. Help yourself.

- You are welcome.

- Good morning, Rabbit!

- I would like some cabbage and a big red carrot, please.

- Thank you, Winnie.

- I must go home. Good bye.

Школьники, которые составили одинаковые диалоги, объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проигрываются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются рецептивные лексические навыки. При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся с одним компьютером, т.е. компьютер кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умения работать индивидуально и в парах. [23]



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Новые возможности общения достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания язы

    Реферат >> Иностранный язык
    ... преподавания. Например, при обучении грамматике слушатели, конечно, ... в том числе с использованием современных информационных и комму­никационных технологий…». В «Концепции долгосрочного ... эффективного усвоения лексики при обучении английскому языку ...
  2. Базисные категории методики

    Реферат >> Педагогика
    ... при громком чтении. Постановка звуков, обучение лексике, грамматике ... и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной ... системное использование информационных технологий. Центральным механизмом управления обучением может ...
  3. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика
    ... реальности: грамматику, лексику, лингвистику и т.д. Одновременно с процессом систематического использования речи как ... классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ ЦО

    Реферат >> Банковское дело
    ... грамматики ... обучения. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной ... , лексикой, ... Использование современных информационных и коммуникационных технологий при ...
  5. Электронная коммуникация

    Курсовая работа >> Социология
    ... Появились ученые-«грамматики», предписывающие правила ... содержащих лексику прошлых ... коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий ... сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ ... при этом ... вопросов обучения и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020198822021484