Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Российская республика — название российского государства, существовавшего на территории бывшей Российской империи фактически с Февральской до Октябрьс...полностью>>
История->Реферат
Сиби́рский рубль (казначейский знак Сибирского временного правительства, «сибирки») — денежная единица, выпускавшаяся последовательно Временным Сибирс...полностью>>
История->Реферат
Советская Россия — государство, которое образовалось 25 октября (7 ноября) 1917 и существовало до провозглашения СССР 30 декабря 1922 года. Кроме того...полностью>>
История->Реферат
Впервые советы, как органы государственного и местного управления, были сформированы в России либеральными революционными организациями (весь спектр п...полностью>>

Главная > Курсовая работа >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Финансы

К началу XIX в. бумажный рубль серьезно обесценился. После “наполеоновских” войн и вынужденного участия России в “континентальной блокаде” Англии его курс упал еще больше. В 1810 г. 1 рубль ассигнациями оценивался в 19 коп. серебром.

Усилиями М.М. Сперанского и министра финансов Д.А. Гурьева была намечена реформа денежной системы, запрещено хождение разменной иностранной монеты, повышены сборы и подати в реальных ценах, но в условиях войн 1812-1814 гг. это не принесло значительных результатов.

Лишь министру финансов Е.Ф. Канкрину (1823-1844) удалось в конце концов ввести финансовую систему, основанную на серебре. В 1840-х гг. ассигнации были заменены государственными кредитными билетами, обменивавшимися на серебро в пропорции 1:1. Денежное обращение стабилизировалось, укрепился государственный кредит, что способствовало экономическому развитию страны, подорванному лишь Крымской войной.

Эксперимент прошел удачно, и в 1830 г. в 27 губерниях разрешили

принимать металлические деньги при платежах за все подати и сборы по чуть

уточненному курсу 27.4 копейки. Благодаря этому предприятию резко

увеличился приток в казну звонкой монеты. Люди привыкли к забытой уже форме

металлических денег, которые начали обращаться на рынке наравне с

ассигнациями. Последние постепенно стали превращаться как бы во

вспомогательные деньги. Тем не менее спрос на них возрос, поскольку и

продавцы, и покупатели убедились на практике в устойчивом характере

курсовой стоимости ассигнаций.

1839 год принято считать началом денежной реформы Е. Канкрина

серебряный рубль объявили базовой монетной единицей и установили его

твердый курс по отношению к ассигнациям. С 1 января 1940 г. при

государственном коммерческом банке открылись депозитные кассы для

привлечения вкладов населения в звонкой монете. В обмен вкладчик получал

специальные депозитные билеты достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей

серебром. Такие билеты имели хождение наравне с серебряной монетой по всей

стране. Очень быстро население привыкло к тому, что:

. в качестве платежного средства везде можно использовать и звонкую монету,

и бумажные деньги;

. курс ассигнаций в течение длительного времени остается практически

стабильным;

. при совершении крупных платежей использование денежных купюр

предпочтительнее по сравнению с металлическими монетами.

В конце 1841 г. депозитные билеты были заменены кредитными билетами.

Еще через два года оставшиеся в обращении ассигнации были выкуплены по

курсу 3.5 рубля ассигнациями = 1 серебряному рублю или 1 рубль ассигнациями

приравнивался к 28.6 копейкам серебром.

Несмотря на то, что стабилизация денежного обращения и была достигнута,

она имела кратковременный характер.

Транспорт.

Особое значение для экономики страны имело строительство железных дорог, в котором в 60—80-х годах преобладало частное строительство. Они связали отдаленные регионы, повысили спрос на продукцию угольной, металлургической, машиностроительной промышленности. С 1861 по 1881 г. протяженность железных дорог России выросла с 1,6 до 23,1 тыс. км. Железные Дороги связали Москву с Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и др. Началось строительство дорог на Урале (ПермьЕкатеринбург). Новые линии связывали сельскохозяйственные и промышленные районы между собой и с портами (Одессой, Ригой). Количество пароходов за 1860—1881 гг. увеличилось в 3 раза и достигло 1200. Основная их часть была сосредоточена в Волжском бассейне.

Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. В товарные отношения активно включились окраины. Чостепенно падало значение ярмарок, набирали силу товарные биржи. Росла хлебная торговля внутри страны. В 1876—1880 гг. железнодорожные перевозки хлеба составляли в среднем ежегодн 120,5 млн.пудов.

Развивался и внешний рынок. Хлеб становился главной статьей русского экспорта. За пореформенное тридцатилетие его вывоз возрос в 5 раз. Промышленные товары составляли около 25% экспорта. В импорте 60-х годов первое место занимает хлопок-сырец, постепенно его обгоняет импорт машин. В 60-е годы стоимость импорта примерно равнялась стоимости экспорта, но постепенно экспорт начинает превышать импорт.

Финансовая политика.

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительньк казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям курса рубля.

Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне правительство прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал ограничение передачи их из рук в руки и установление 49-летнего срока погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего долга и вызывали недовольство дворян-помещиков. Перед правительством остро встала задача проведения преобразований в системе финансов.

Через год после провозглашения крестьянской реформы правительство приступило к проведению реформы финансов. В 1862 г министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Был утвержден новый порядок расходования средств: сметы отдельных ведомств должны были проводиться через министерство финансов и Государственный совет. Одновременно объявлялось о ежегодной публикации росписи государственных доходов и расходов (государственного бюджета). В 1864 г. был преобразован Государственный контроль: он не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности выделения и расходования бюджетных ассигнований. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность местных учреждений по первичным документам, а не по сводным отчетам. В 1868 г. начали публиковаться годичные отчеты государственного контролера об исполнении бюджета.

Уже в 1860 г. в ходе подготовки крестьянской реформы вместо прежних кредитных учреждений был создан Государственный банк, фонды которого формировались в основном из казенных вкладов. Частные вклады и депозиты промышленности концентрировались в Акционерных банках, активное создание которых наблюдалось в 60 —х начале 70-х годов. В 1875—1880 гг. большинство акционерных банков лопнуло.

В 1862 г. была сделана попытка провести денежную реформу на основе свободного обмена кредитных билетов на золото и серебро по твердому курсу. Обеспечить проведение реформы должен был полученный правительством крупный иностранный заем. Однако реформа провалилась: сказались и дефицит государственного бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х годов. Рост инфляции продолжался.

Под напором крестьянских выступлений 1859 г. за отмену винных откупов (“трезвенные бунты”) в 1860 г. появился указ о замене системы откупов на вино, сахар и табак акцизным сбором с 1 января 1863 г. После 1861 г. подушная подать была не только сохранена (от нее освобождались только мещане), но и постоянно возрастала.

В целом финансовая политика 60—70-х годов носила ярко выраженный сословный характер.1

4. Транспорт и торговля

Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием

транспорта. В первой половине XIX века Россия преимущественно оставалась

страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию.

Основными видами транспорта были речной (сплавом или бурлаками вверх по

реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а

сухим путем преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги

становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала.

Довести барку с кладью с низовьев Волги до Петербурга можно было только за

две навигации: за первое лето суда доходили только до Рыбинска и здесь

зимовали. Поэтому оборот капитала был замедленным: товары в дороге

значительно дорожали.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в

промышленности, потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1813 г.

на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. К 1860 г. только

по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов

перевозилась паровой тягой.

В 30-х годах началось строительство железных дорог. Первая железная

дорога была построена между Петербургом и Царским Селом, ее длина была

всего 25 верст. Ее экономическая роль была мизерной, т. к. строилась она

как увеселительный аттракцион для столичной публики. Большое значение

приобрело строительство железных дорог между Петербургом и Москвой, Москвой

и Нижним Новгородом. Железнодорожному строительству сильно

противодействовали владельцы ямских станций, всячески старавшиеся не

допустить новых средств передвижения. Но, тем не менее, к 1861 г. в России

протяженность железных дорог составила 1500 верст.

С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во

внутренней торговле России первой половины XIX века происходят качественные

сдвиги.

1. Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало высокие

прибыли именно из-за слабых торговых связей, из-за территориальных различий

и сезонных колебаний цен. Теперь же торговые связи развивались, становясь

все более стабильными, и разница цен все более уменьшалась. К тому же в

процессе имущественного расслоения деревни появился мощный слой «торгующих

крестьян», которые конкурировали с купцами, сбивая цены. В Москве к 1840

году «торгующие крестьяне» составляли почти половину всех торговцев.

Поэтому купцам для сохранения своих капиталов необходимо было включаться в

производство. И в середине века свыше 90% 1-ой гильдии владело

промышленными предприятиями.

2. Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки

проходило меньше 10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через

своих комиссионеров закупал товары на месте производства и доставлял

потребителям, минуя ярмарку. Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится

между двумя купцами: тем, который доставил товар на ярмарку, и тем, который

привез его с ярмарки на место потребления.

Однако, крупнейшие ярмарки, с оборотом свыше 1 млн. рублей, все же

продолжали действовать и процветать. На них при содействии иностранных

оптовых торговцев заключались крупные международные сделки. Но характер

торговли на ярмарках существенно изменился – теперь это были, в сущности,

временные товарные биржи, где заключались предварительные торговые сделки

без товаров.

На ярмарках, помимо самого процесса торговли, демонстрировались

технические новинки, завязывались деловые контакты, создавались

товарищества и акционерные общества. Ярмарки выступали в качестве чуткого

барометра экономической жизни страны, на них происходило стихийное

регулирование баланса спроса и предложения, координация хозяйственного

механизма.

По-прежнему по глухим деревням ходили коробейники, офени, разносившие

ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги,

а обменивая на сырье (лен, полотно и др.)

В области внешней торговли Россия становится крупным экспортером

сельскохозяйственных продуктов на европейский рынок. Среднегодовой объем

экспорта в 1800-1850 годах увеличился почти в четыре раза: с 60 до 230 млн.

руб. За границу вывозились лен, конопля, шкуры, меха, лес. Со второй

половины 40-х годов основной статьей русского экспорта становится хлеб.

Зато вывоз железа и холста резко сократился. Это объясняется отставанием

русской крепостнической металлургии от английской капиталистической и

закатом эпохи парусного флота на Западе.

Несколько изменилась структура импорта. Если раньше ввозились в

основном потребительские товары – предметы роскоши, ткани и т. п., то

теперь главным предметом ввоза стали машины и аппараты для фабрик и

заводов, красители, хлопок-сырец, уголь. Большую роль в промышленном

развитии России сыграла протекционистская таможенная политика

правительства. С 1822 г. действовал протекционистский тариф: высокие

пошлины на ввозимые товары защищали отечественных капиталистов от

иностранной конкуренции и в то же время приносили большие доходы

государству. В основном тарифами облагались дешевые английские товары

(особенно текстиль), вплоть до полного их запрета на ввоз. В результате

доходы казны от тарифных пошлин увеличились с 11 млн. руб. в 1824 году до

26 млн. руб. в 1842 году.

Рост внутренней и внешней торговли. Однако натуральность хозяйства, характерная для феодализма, неуклонно разрушалась. В первой половине XIX в. продолжал развиваться всероссийский рынок.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ХVII века

    Реферат >> История
    ... Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ХVII Века. Екатерина II и "просвещенный абсолютизм". Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. 1.Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ... появился “третий элемент”, ...
  2. Россия во второй половине XVIII века

    Реферат >> История
    ... экономической развитие России во второй половине XVIII В. Во второй половине XVIII в. Россия оставалась одним из самых крупных ... купцы трех гильдий; третий разряд составляли ремесленники, ... древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций/Под. ред. ...
  3. Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века

    Реферат >> История
    Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века. План Отмена крепостного права и ее ... , вносившие треть городских налогов, во второе- более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов, в третью-все остальные ...
  4. Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века

    Реферат >> История
    ... отечества» На тему: «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века» Выполнил: Студент гр. ... конце XVIII века примерно 41% работников, во второй четверти XIX века стали уже ... склонить Николая к переговорам, третьи не надеялись на успех и ...
  5. Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области

    Дипломная работа >> География
    ... на социально-экономическое развитие территории. Во второй главе определяется взаимодействие внешней миграции населения и социально-экономического развития территории ... его сокращению в менее развитых регионах. Так, в начале XXI века, на 45% прирост ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019497871398926