Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Российская республика — название российского государства, существовавшего на территории бывшей Российской империи фактически с Февральской до Октябрьс...полностью>>
История->Реферат
Сиби́рский рубль (казначейский знак Сибирского временного правительства, «сибирки») — денежная единица, выпускавшаяся последовательно Временным Сибирс...полностью>>
История->Реферат
Советская Россия — государство, которое образовалось 25 октября (7 ноября) 1917 и существовало до провозглашения СССР 30 декабря 1922 года. Кроме того...полностью>>
История->Реферат
Впервые советы, как органы государственного и местного управления, были сформированы в России либеральными революционными организациями (весь спектр п...полностью>>

Главная > Курсовая работа >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. В 1816 году сгорел волжский городок Макарьев, и знаменитая Макарьевская яр-марка переехала в Нижний Новгород. Ежегодно в июле-августе сюда стека-лось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Общая сумма проданного товара достигала нес-кольких миллионов рублей. Действовали и другие ярмарки - в Ростове Великом, в Ирбите, на Урале. На ярмарках и базарах Северного Кавказа встречались казаки, русские переселенцы, горцы, купцы из Центральной России. Горские товары (скот, шерсть, кожи, ремесленные изделия) обме-нивались на зерно, ткани, чай, сахар.

И все-таки на ярмарки и торжища вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков и некоторых зажиточных крестьян скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в про-мышленности, потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1813 го-ду на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход, пущенный по Неве в 1815 году. В 1833 году на водных путях работали 40 грузопас-сажирских и буксирных пароходов, в 1860 году - около 400 (в том числе около 200 на Волге, которая оставалась главной транспортной артерией стра-ны). К 1860 году только по Волге и её притокам ходило уже около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой.40

Морские пароходы появились у нас в 30-х годах XIX века, а в 40-х годах уже существовали регулярные рейсы между Петербургом и гаванями Бал-тийского моря, но в большинстве случаев эти суда принадлежали ино-странным предпринимателям.

В 1837 году открыта первая в России Царскосельская железная дорога (протяженностью около 27 км). Эта дорога была построена, в сущности, как увеселительный аттракцион для столичной публики, поэтому на паровозе был установлен органчик, игравший популярные мелодии. Но дорогой заинтересовались и деловые люди, потому что, как писали газеты, выпи-санные из Англии паровозы "ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь и ужасную метель, и, кроме пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и разные экипажи".41 До этого существовало представление, что в России железные дороги смогут действовать только летом: зимой рельсы утонут в снегу.

В 1843-51 годах построена первая железная дорога хозяйственного значения Санкт-Петербург - Москва (с 1855 года - Николаевская железная дорога, протяжённостью 644 км). В 1839-1848 годах строится Варшавско-Венская железная дорога, связавшая Россию с Западной Европой.

Всего же в середине XIX века в России имелось 1004 км железных дорог (в Великобритании 10 000 км, в Германии свыше 6 000 км).

С 1817 года правительство начало строить первое в России шоссе между Санкт-Петербургом и Москвой. Строительство его было окончено в 1830 году.

Развитие транспорта в итоге привело к значительному скачку в развитии торговых отношений, новое значение стала приобретать ярмарочная торгов-ля, ускорение товарооборота стимулировало складывание в стране цен одно-го порядка, страна получила новые возможности в сфере регионального раз-деления труда, повышения эффективности своего хозяйства.

Глава V. Итоги развития транспорта и торговли.

С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX века происходят ка-чественные сдвиги.

Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэкви-валентно высокие прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигант-ской разницы цен в разных городах. Теперь торговые связи растут, стано-вятся все более стабильными, и разница цен все более уменьшается. К тому же в процессе имущественного расслоения деревни появляется мощный слой "торгующих крестьян", которые конкурируют с купцами, сбивая цены. В связи со всем этим купеческая прибыль падает. Продавать товары намного дороже стоимости уже невозможно.42

Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для периода перво-начального накопления, и падение прибыли свидетельствовало, что этот пе-риод заканчивается. Теперь для увеличения прибыли надо было включаться в производство. И в первой половине XIX века купеческие капиталы пере-ливаются в промышленность. В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии, т.е. богатейших купцов России, владело промышленными пред-приятиями.43

Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки проходило меньше 10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров закупает товары на месте производства и до-ставляет потребителям, минуя ярмарку, чтобы получить торговую прибыль полностью. Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится между двумя купцами: тем, который доставил товар на ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки на место потребления. Когда прибыль достигала 50-100 % на ка-питал, её можно было делить между двумя контрагентами, но когда она падала до 7-9%, это уже теряло смысл.44

Правда, крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) и Ирбитская увеличивали обороты. Но характер торговли на этих ярмарках существенно изменился - теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где заключались предварительные торговые сделки без товара. "За одним обедом или чаем, - писал экономист Безобразов о Нижегородской ярмарке, - принимаются важнейшие решения, заключаются миллионные сделки, самое выполнение которых будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или, скорее, в Москве".45

Внешняя торговля по-своему отразила кризис феодально-крепостни-ческой системы: в экспорте резко сократилась доля промышленных товаров (железа, парусины). Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стал хлеб. Россия стала господствовать на европейском хлебном рынке (только в 50-х годах с ней начинают конкурировать США).

Пока в мировой промышленности господствовала мануфактура, про-дукция, производимая в России дешевым крепостным трудом, легко завое-вывала заграничные рынки. Но теперь эта продукция уже не могла конку-рировать с фабричной продукцией Запада. К тому же внутренний рынок быстро расширялся и поглощал все больше промышленных товаров.

Прогрессивными были изменения в составе импорта. Если в XVIII веке ввозились, в основном, потребительские товары - предметы роскоши, ткани и т.п., то теперь на первое место выдвинулся хлопок, на второе - машины, т.е. товары производственного потребления. Это изменение состава импорта отражало рост российской промышленности.

Итак, итогом полувекового развития российской экономики этого пе-риода стало значительное расширение масштабов товарно-денежных отно-шений, усиление торговых связей между различными регионами страны вследствие развития транспорта, появление качественно новых особенностей функционирования рынка в направлении его дальнейшей капитализации. Однако до полного исчерпания феодализма в России дело еще не дошло, так как, несмотря на желание довольно существенных сил, не поддавался рефор-мированию.

    1. Промышленность

3. Промышленность

В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции

выпускалась не крупными партиями, а мелкими промыслами. Особенно это было

характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские

товары. В 1850-х годах на их долю приходилось до 80% общего объема

выпускаемой продукции. В первой половине XIX века в России появились

промысловые села. В центрально-промышленных губерниях (Московской,

Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Тверской и

Калужской) возникло значительное количество торгово-промышленных сел.

Таковы крупные центры хлопчатобумажной промышленности, как Иваново,

Тейково, Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии, Вичуга – Кинешемского

Костромской, шелкоткацкой – Щелково под Москвой, слесарной – Павлово,

Горбатовского уезда Нижегородской губернии, обувной – Кимры, Корчевского

Тверской, известные центры владимирского иконописания Холуй, Палех и

Мстера.

В названных торгово-промышленных селениях фактически произошло полное

отделение промышленности от земледелия. Основным занятием жителей этих

селений были разного рода промыслы и торговля; хлебопашество отсутствовало,

использовались только усадебная земля, сенокосы и выгоны, а пахотная обычно

сдавалась в аренду. Так, совершенно не занимались земледелием жители с.

Иваново – самого значительного центра хлопчатобумажной промышленности,

прозванного «русским Манчестером». В известных центрах слесарных промыслов

Павлове и Ворсме в 1851 г. земледелием занимались – в первом из 1087 дворов

лишь 10 и 65 из 430 во втором.

Крупные торгово-промысловые села, как правило, становились центрами

того или иного вида промысла, формируя вокруг себя промысловые округа.

Центром крупнейшего текстильного района, охватившего сотни селений Шуйского

уезда и соседнего Суздальского Владимирской губернии, было С. Иваново. В

середине 50-х гг. XIX века в Шуйском уезде насчитывалось до 60 тыс. ткачей,

из которых 15 тыс. работали непосредственно на фабриках и 45 тыс. в селах и

деревнях этого уезда в качестве надомников ивановских мануфактуристов.

Центром обширного кожевенно-обувного района село Кимры. Село славилось

изготовлением разнообразной обуви для военных заказов, на широкий спрос

населения, в том числе и на удовлетворение, изысканных вкусов

привилегированных сословий. Крестьяне селений в радиусе 30-35 верст от Кимр

хотя и занимались земледелием, но оно превратилось у них во второстепенное

занятие.

Торгово-промышленные селения принадлежали крупнейшим магнатам России –

Шереметевым, Юсуповым, Паниным, Голицыным, Воронцовым, Татищевым,

Щербатовым. Монопольное положение этих владельцев, привилегии и влияние

обеспечивали крестьянам защиту от вмешательства в жизнь их крестьян со

стороны чиновничье-бюрократической местной власти, от чего сильно страдала

государственная деревня.

Исходя из стремления повысить доходность имений, помещик принимал

разнообразные меры к поощрению промысловой деятельности своих крепостных

крестьян.

Так, в подмосковном имении Голицыных Щелкове, основным занятием

крестьян которого было шелкоткачество, владельцам фабрик запрещалось

нанимать на работу людей «со стороны», пока «свои» (т. е. крепостные

крестьяне села) «не будут устроены». Владелец села Иванова Шереметев

требовал от ивановских фабрикантов, чтобы они принимали на работу только

ткачей (крепостных крестьян) этого села; за наем «посторонних» подвергали

этих фабрикантов (многие из которых также были его крепостными) штрафу. При

этом он обязал фабрикантов давать этим ткачам повышенную плату.

Владельцы крупных промысловых сел нередко ссужали своих крепостных

крестьян-предпринимателей деньгами под высокие проценты. Например, Орловы-

Чесменские, собранные в 1803 г. 10 тыс. рублей за счет продажи рекрутских

квитанций села Никольского Ярославской губернии отдали в ссуду из расчета

10% годовых зажиточным крестьянам этого села.

В Иванове, Павлове, Сулости, Мстере и др. селах помещики устраивали

«ссудные», «заемные» и «вспомогательные» кассы для предоставления кредита в

первую очередь «промышленным крестьянам». Все эти меры преследовали цель

повысить доходность помещичьего имения за счет повышающего оброка.

В торгово-промысловых селах помещики извлекали выгоду не только за счет

повышения оброка. В таких селах обычно находились либо сельские торжки,

либо небольшие ярмарки, которые приносили помещику значительный доход за

счет взимания пошлин за право торговли, полавочных и прочих сборов. Сами

помещики в этих селах имели свои торговые заведения, постоялые дворы,

харчевни, питейные дома, которые сдавали в аренду. Например, в с. Большом

Юхотской вотчины Шереметевы в 50 гг. XIX в. за счет пошлин и арендной платы

за торговые заведения получали ежегодно до 10 тыс. рублей серебром.

Торгово-промышленные села, выступая в роли центров закупки сырья и

сбыта продукции данного промысла, играли громадную роль в формировании

промышленных округов, в переходе от мелкотоварного производства и

крестьянских промыслов к капиталистическому, в складывании

капиталистической мануфактуры.

Большую роль в становлении отечественной промышленности сыграла так

называемая рассеянная мануфактура, при которой предприниматель-скупщик

раздавал работу крестьянам-надомникам. Позже этих работников стали собирать

под одну крышу, где они трудились на основе подетального разделения труда.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ХVII века

    Реферат >> История
    ... Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ХVII Века. Екатерина II и "просвещенный абсолютизм". Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. 1.Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ... появился “третий элемент”, ...
  2. Россия во второй половине XVIII века

    Реферат >> История
    ... экономической развитие России во второй половине XVIII В. Во второй половине XVIII в. Россия оставалась одним из самых крупных ... купцы трех гильдий; третий разряд составляли ремесленники, ... древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций/Под. ред. ...
  3. Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века

    Реферат >> История
    Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века. План Отмена крепостного права и ее ... , вносившие треть городских налогов, во второе- более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов, в третью-все остальные ...
  4. Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века

    Реферат >> История
    ... отечества» На тему: «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века» Выполнил: Студент гр. ... конце XVIII века примерно 41% работников, во второй четверти XIX века стали уже ... склонить Николая к переговорам, третьи не надеялись на успех и ...
  5. Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области

    Дипломная работа >> География
    ... на социально-экономическое развитие территории. Во второй главе определяется взаимодействие внешней миграции населения и социально-экономического развития территории ... его сокращению в менее развитых регионах. Так, в начале XXI века, на 45% прирост ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012848377227783