Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Российская республика — название российского государства, существовавшего на территории бывшей Российской империи фактически с Февральской до Октябрьс...полностью>>
История->Реферат
Сиби́рский рубль (казначейский знак Сибирского временного правительства, «сибирки») — денежная единица, выпускавшаяся последовательно Временным Сибирс...полностью>>
История->Реферат
Советская Россия — государство, которое образовалось 25 октября (7 ноября) 1917 и существовало до провозглашения СССР 30 декабря 1922 года. Кроме того...полностью>>
История->Реферат
Впервые советы, как органы государственного и местного управления, были сформированы в России либеральными революционными организациями (весь спектр п...полностью>>

Главная > Курсовая работа >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

За полстолетия удельный вес городского населения вырос вдвое. В середине XIX в. горожане составляли уже около 8% всего населения России ( в конце XVIII в. - 4% ). Рост городов и углубление хозяйственной специализации отдельных районов страны, начавшиеся еще в XVIII столетии, ускорили развитие внутренней торговли. Так, промышленный центр России с его крупными городами, фабриками и заводами, количество которых непрерывно росло, обменивался товарами с земледельческими районами юга и юго-востока страны. В городах появлялось все больше и больше магазинов и лавок, которые становились основной формой торговли. На окраинах, в провинциальных городах вырастали крупные ярмарки. Нижегородская ярмарка с ее миллионными оборотами производила грандиозное впечатление на современников. Сюда приезжали купцы со всей России и из-за границы. Большую роль играли также Ирбитская, Ростовкая, Харьковская, Контрактовая ( в Киеве ) и Коренная ( в 30 км от Курска ) ярмарки. Во многих городах Украины, Сибири и Закавказья возникли новые ярмарки местного значения.

Торговля и купеческая прибыль оставались главной сферой формирования крупных капиталов России, на базе которых создавались предприятия капиталистического типа.

Активизация процессов первоначального накопления капитала шла в этот период не только за счет естественного процесса расслоения товаропроизводителей, но и за счет усиления ростовщичества и особенно за счет так называемых “винных откупов”. Казенные поставки и винные откупа оказались золотым дном для купечества. На закупку вина откупщикам выдавалось ежегодно до 35 млн рублей. В 1857-1858 гг. его сбыт оценивался в 180-200 млн рублей. По официальным данным чистая прибыль была значительно больше.

В 1806 г. правительство России выпустило первый внутренний государственный заем. выплата процентов способствовала обогащению прежде всего привилегированного дворянского сословия и определенной части купечества.

Неуклонно росла внешняя торговля. Вывозились из России преимущественно сельскохозяйственные товары: лен, пенька, сало, хлеб. Промышленные товары, главным образом текстиль и изделия металлообрабатывающей промышленности, русские купцы поставляли лишь в еще более отсталые страны: в Среднюю Азию, Иран, Турцию. Ввозились в Россию в основном промышленные изделия: машины, шерстяные и шелковые ткани, краски, а также сахар и чай.

Торговая политика оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Тариф 1816 г. был “фритредерским”, а с 1823 г. опять протекционистским. В 1808 г. был разрешен беспошлинный ввоз оборудования, а с 1811 г. - сырья, не производимого в России.

Внешняя торговля за тридцать лет увеличилась примерно в 2,5 раза. Рост торговли способствовал обогащению нарождавшейся русской буржуазии.

Однако уровень развития торговли и ее формы были еще отсталыми. Постоянно действующая магазинная и лавочная торговля была развита слабо, да и то только в крупных городах. В деревне регулярной торговли не было. Здесь действовали офени - мелкие торговцы галантереей и мануфактурой. Небогатые офени ( коробейники, ходебщики ) носили весь свой товар на руках ( в коробе ), более состоятельные имели подводы.

Тормозило развитие торговли и отсутствие хороших путей сообщения. Основными видами дорог были шоссейные и грунтовые, да и тех было немного, а главным видом транспорта была подвода.

Однако и в развитии путей сообщения в первой половине XIX в. происходили заметные сдвиги. Развивался речной транспорт, правда преимущественно с ручной тягой ( с помощью бурлаков ), в начале века была расширена сеть каналов, увеличилась длина шоссейных дорог.

Важное значение в развитии торговли имело возникновение речного пароходства. Первый пароход появился Неве в 1815 г., но лишь в 40-50-е годы пароходы стали регулярно ходить по Неве, Волге, Днепру и другим рекам. К 1850 г. в России было около 100 пароходов.

В 30-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили первую железную дорогу ( с паровой тягой ) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. Затем началось строительство дороги Москва-Нижний Новгород и других направлений. К 1861 году общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии. Многим российским промышленникам были выданы большие правительственные заказы на шпалы, рельсы, паровозы, технические масла, стройматериалы, металлоконструкции для мостов, станционное оборудование, средства связи и так далее. Это, как супермультипликатор и акселератор, вызывало по цепочке промышленный спрос на продукцию строительной, легкой, пищевой промышленности, на сельхозпродукцию. Были созданы дополнительные рабочие места в строительстве, обслуживании и снабжении железных дорог.

Рост внутренней и внешней торговли. Однако натуральность хозяйства, характерная для феодализма, неуклонно разрушалась. В первой половине XIX в. продолжал развиваться всероссийский рынок.

За полстолетия удельный вес городского населения вырос вдвое. В середине XIX в. горожане составляли уже около 8% всего населения России ( в конце XVIII в. - 4% ). Рост городов и углубление хозяйственной специализации отдельных районов страны, начавшиеся еще в XVIII столетии, ускорили развитие внутренней торговли. Так, промышленный центр России с его крупными городами, фабриками и заводами, количество которых непрерывно росло, обменивался товарами с земледельческими районами юга и юго-востока страны. В городах появлялось все больше и больше магазинов и лавок, которые становились основной формой торговли. На окраинах, в провинциальных городах вырастали крупные ярмарки. Нижегородская ярмарка с ее миллионными оборотами производила грандиозное впечатление на современников. Сюда приезжали купцы со всей России и из-за границы. Большую роль играли также Ирбитская, Ростовкая, Харьковская, Контрактовая ( в Киеве ) и Коренная ( в 30 км от Курска ) ярмарки. Во многих городах Украины, Сибири и Закавказья возникли новые ярмарки местного значения.

Торговля и купеческая прибыль оставались главной сферой формирования крупных капиталов России, на базе которых создавались предприятия капиталистического типа.

Активизация процессов первоначального накопления капитала шла в этот период не только за счет естественного процесса расслоения товаропроизводителей, но и за счет усиления ростовщичества и особенно за счет так называемых “винных откупов”. Казенные поставки и винные откупа оказались золотым дном для купечества. На закупку вина откупщикам выдавалось ежегодно до 35 млн рублей. В 1857-1858 гг. его сбыт оценивался в 180-200 млн рублей. По официальным данным чистая прибыль была значительно больше.

В 1806 г. правительство России выпустило первый внутренний государственный заем. выплата процентов способствовала обогащению прежде всего привилегированного дворянского сословия и определенной части купечества.

Неуклонно росла внешняя торговля. Вывозились из России преимущественно сельскохозяйственные товары: лен, пенька, сало, хлеб. Промышленные товары, главным образом текстиль и изделия металлообрабатывающей промышленности, русские купцы поставляли лишь в еще более отсталые страны: в Среднюю Азию, Иран, Турцию. Ввозились в Россию в основном промышленные изделия: машины, шерстяные и шелковые ткани, краски, а также сахар и чай.

Торговая политика оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Тариф 1816 г. был “фритредерским”, а с 1823 г. опять протекционистским. В 1808 г. был разрешен беспошлинный ввоз оборудования, а с 1811 г. - сырья, не производимого в России.

Внешняя торговля за тридцать лет увеличилась примерно в 2,5 раза. Рост торговли способствовал обогащению нарождавшейся русской буржуазии.

Однако уровень развития торговли и ее формы были еще отсталыми. Постоянно действующая магазинная и лавочная торговля была развита слабо, да и то только в крупных городах. В деревне регулярной торговли не было. Здесь действовали офени - мелкие торговцы галантереей и мануфактурой. Небогатые офени ( коробейники, ходебщики ) носили весь свой товар на руках ( в коробе ), более состоятельные имели подводы.

Тормозило развитие торговли и отсутствие хороших путей сообщения. Основными видами дорог были шоссейные и грунтовые, да и тех было немного, а главным видом транспорта была подвода.

Однако и в развитии путей сообщения в первой половине XIX в. происходили заметные сдвиги. Развивался речной транспорт, правда преимущественно с ручной тягой ( с помощью бурлаков ), в начале века была расширена сеть каналов, увеличилась длина шоссейных дорог.

Важное значение в развитии торговли имело возникновение речного пароходства. Первый пароход появился Неве в 1815 г., но лишь в 40-50-е годы пароходы стали регулярно ходить по Неве, Волге, Днепру и другим рекам. К 1850 г. в России было около 100 пароходов.

В 30-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили первую железную дорогу ( с паровой тягой ) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. Затем началось строительство дороги Москва-Нижний Новгород и других направлений. К 1861 году общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии. Многим российским промышленникам были выданы большие правительственные заказы на шпалы, рельсы, паровозы, технические масла, стройматериалы, металлоконструкции для мостов, станционное оборудование, средства связи и так далее. Это, как супермультипликатор и акселератор, вызывало по цепочке промышленный спрос на продукцию строительной, легкой, пищевой промышленности, на сельхозпродукцию. Были созданы дополнительные рабочие места в строительстве, обслуживании и снабжении железных дорог.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений в деревне происходило расслоение крестьянства. Рядом с массой нищих и обездоленных семей рос слой зажиточных крестьян, которые занимались торговлей, ростовщичеством, вкладывали свои деньги в промышленные предприятия. Из их среды выходили крупные предприниматели, которые выкупались за большие деньги на волю и заводили свои фабрики. Такими были Савва Морозов, Прохоровы, Гарелины и другие. Однако в целом сельское хозяйство России в первой половине XIX в. находилось еще на крайне низком уровне. Прогрессивные методы ведения сельского хозяйства были несовместимы с крепостничеством - попытки рационализации, как правило, кончались крахом.

Большинство помещиков вело хозяйство по старинке и пыталось увеличить свои доходы путем усиления феодальной эксплуатации крестьян. Они увеличивали барщину, расширяя свою запашку за счет крестьянской земли. В черноземных губерниях барщина доходила до 4-6 дней в неделю, некоторые помещики переводили крестьян на месячину, т.е. отбирали надел и заставляли крестьян все время работать на барской земле за ничтожный месячный паек ( отсюда и название “месячина” ). Разорение крестьянина, лишение его земли подрывало один из основных признаков феодализма - наделение крестьян средствами производства, и прежде всего землей.

Положение крестьян, находившихся на оброке, также ухудшалось.

Оброк вырос с 7 руб. в конце XVIII в. до 17-28 руб. в середине XIX в. Это приводило к обнищанию оброчных крестьян, снижению сельскохозяйственного производства. В поисках заработка для уплаты оброка крестьяне иногда вынуждены были с разрешения помещика уходить в город, что разрушало другой важный признак феодализма - прикрепление крестьян к земле.

Глава IV. Транспорт.

Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. В первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Еще в XVIII века была построена Выш-неволоцкая система каналов, связавшая с Петербургом реки Волжского бас-сейна. В 1810 году открылся новый путь в том же направлении - Мариинская система. На следующий год стала действовать Тихвинская система. Судо-ходство на юге и в центре страны, где реки были полноводны, глубоки и неторопливы, сильно отличалось от судоходства на северных реках, мелких, узких и порожистых. Поэтому на юге и севере применялись разные типы судов. Местом перегрузки был Рыбинск. Пристани между Петербургом и Рыбинском назывались верхними, а более отдаленные от столицы - низовыми. Караваны, отправлявшиеся от верхних пристаней, достигали Пе-тербурга в одно судоходство. Грузы из низовых пристаней, перезимовав в пути, доставлялись в Петербург лишь на следующий год. По рекам в Пе-тербург шли хлеб, лес, пенька из центральных губерний, железо с Урала. В обратном направлении отправлялись изделия столичной и зарубежной про-мышленности. Основные грузовые перевозки осуществлялись по рекам в летнее время года. Суда перемещались бурлаками (вместе с портовыми груз-чиками их численность в 1850-х годах достигала 500 000 человек). Перевозка грузов на подводах по плохим дорогам обходилась гораздо дороже и зани-мала больше времени. Кроме того по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем - преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги часто становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги до Петербурга, как было уже сказано выше, можно было только за две нави-гации: за первое лето суда доходили только до Рыбинска и здесь зимовали. Поэтому и оборот капитала был замедленным: товары в дороге значительно дорожали. Назрела острая необходимость в промышленном перевороте на транспорте.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ХVII века

    Реферат >> История
    ... Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ХVII Века. Екатерина II и "просвещенный абсолютизм". Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. 1.Социально-экономическое Развитие России Во Второй Половине ... появился “третий элемент”, ...
  2. Россия во второй половине XVIII века

    Реферат >> История
    ... экономической развитие России во второй половине XVIII В. Во второй половине XVIII в. Россия оставалась одним из самых крупных ... купцы трех гильдий; третий разряд составляли ремесленники, ... древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций/Под. ред. ...
  3. Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века

    Реферат >> История
    Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века. План Отмена крепостного права и ее ... , вносившие треть городских налогов, во второе- более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов, в третью-все остальные ...
  4. Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века

    Реферат >> История
    ... отечества» На тему: «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века» Выполнил: Студент гр. ... конце XVIII века примерно 41% работников, во второй четверти XIX века стали уже ... склонить Николая к переговорам, третьи не надеялись на успех и ...
  5. Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области

    Дипломная работа >> География
    ... на социально-экономическое развитие территории. Во второй главе определяется взаимодействие внешней миграции населения и социально-экономического развития территории ... его сокращению в менее развитых регионах. Так, в начале XXI века, на 45% прирост ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015139579772949