Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Кодекс
Сделки являются основной правовой формой, в которой опосредуется обмен между участниками гражданского оборота. И в связи с этим особое значение приобр...полностью>>
Государство и право->Реферат
Для облегчения понимания узоров разработаны схемы, составленные из условных обозначений петель. Они наглядно показывают взаимосвязь между отдельными э...полностью>>
Государство и право->Закон
Законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. В римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здо...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших его. В условиях нарождающегося рынка, когда решение большин...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3

1.Понятие и виды экологических правонарушений

1.1.Понятие экологических правонарушений …………………………………..5

1.2. Классификация видов экологических правонарушений……………….…10

2.Признаки экологических правонарушений и деятельность органов государственной власти в области экологии

2.1. Признаки экологических правонарушений и их свойства.…….……..….16

2.2. Природоохранная деятельность органов государственной власти в области правоохранительной защиты экологии ………………………...…………...….24

Заключение………………………………………………………………..………29

Список использованной литературы………………………………………........31

Введение

Охрана окружающей среды является одной из актуальных проблем современности. История развития человеческого общества – это история расширения масштабов и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации, а отсюда – неизбежное обострение экологической ситуации, т.е. истощение запасов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, нарушение физического и нравственного здоровья людей, невосполнимые потери в животном и растительном мире.

Республика Казахстан относится к ряду стран мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Средняя продолжительность жизни снижается, каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушений на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше указанного в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Фактически, по стандартам ВОЗ при ООН народ РК находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций; только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен.

Свод законодательных актов, существующих в РК и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных органов позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Республики Казахстан и законы Республики Казахстан охраны окружающей среды.

Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • рассмотреть понятие экологических правонарушений;

  • изучить классификация видов экологических правонарушений;

  • исследовать признаки экологических правонарушений и их свойства;

  • выявить природоохранную деятельность органов государственной власти в области правоохранительной защиты экологии.

В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой, индукция, дедукция) и частнонаучные методы познания: сравнительно-правовой, структурно-функциональный анализ.

Информационной основой работы послужил материал различного характера: Конституция РК, Законы РК, Постановления Правительства, а также работы известных авторов таких как: Транин А.А Олдак П. Г. Демина С.А. Ерофеев Б.В. и других.

1.Понятие и виды экологических правонарушений

1.1.Понятие экологических правонарушений

Одним из важнейших компонентов устойчивого развития Республики Казахстан является поддержание качества окружающей среды, благоприятного для жизни настоящего и будущего поколений людей. Важную роль в достижении данной цели играют механизмы правового регулирования отношений в области природопользования и охраны окружающей среды, которые в настоящее время нуждаются в совершенствовании.

Экологическое правонарушение - это незаконные действия, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.

В связи с отсутствием единого подхода к определению юридической ответственности нет и единого подхода к определению экологические правонарушения. Сложившаяся ситуация порождает различные точки зрения на понятие этой ответственности.

В литературе отмечается, что ответственность за экологические правонарушения выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера.1

Другие ученые полагают, что это "система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав"2

Некоторые авторы считают, что эта ответственность "предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия экологического правонарушения"3

Своеобразную систематизацию понятий указанной ответственности в своих последних работах проводит Б.В. Ерофеев. Он предлагает рассматривать юридическую ответственность (в целом) и эколого-правовую ответственность (в частности) в трех различных, но взаимосвязанных значениях

1. Юридическая и эколого-правовая ответственность как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством. Государство, будучи заинтересованным в обеспечении законности и правопорядка, в том числе в области экологопользования и охраны окружающей среды, принимает все необходимые для этого меры. Основными методами достижения данных целей являются методы убеждения и принуждения. Причем первичное значение имеют методы убеждения. Принудительные меры воздействия носят вспомогательный характер и применяются, как правило, в том случае, когда меры убеждения бессильны. Это имеет особое значение для эколого-правовой ответственности, поскольку вред, причиненный в результате экологического правонарушения, бывает значительным и носит порой необратимый характер

2. Юридическая и эколого-правовая ответственность как правоотношение реализуется в рамках охранительных правоотношений, возникающих между государством в лице его органов и правонарушителем, который подвергается за содеянное неблагоприятным для него правовым санкциям. Факт правонарушения ставит субъект (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством. Для эколого-правовой ответственности характерно то, что в число органов, выступающих одной из сторон в правоотношении, кроме общих государственных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. п.), входят специальные органы, которым предоставлено право рассмотрения дел о наказуемых в административном порядке экологических правонарушениях.

3. Юридическая и эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к правонарушителю в целях обеспечения законности и правопорядка. Институт эколого-правовой ответственности носит комплексный характер, поскольку включает нормы различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного, трудового, гражданского, административного, уголовного права и др.).

Следует отметить, что в данном случае речь идет об эколого-правовой ответственности. Указанное понятие не полностью совпадает с понятием ответственности за экологические правонарушения. Особенно ярко это проявляется при рассмотрении понятия ответственности в аспекте правового института. Однако, Б.В. Ерофеев не сравнивает указанные понятия и не приводит критерии, по которым происходит отделение ответственности (эколого-правовой или ответственности за экологические правонарушения) от других видов ответственности.4

Учитывая изложенное, в целом следует согласиться с позицией М.М. Бринчука, согласно которой под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания»5.

Ответственность по международному экологическому праву является ответственностью за экологические правонарушения в международном масштабе. Представляется, что она в целом соответствует внутригосударственной ответственности (ее основным структурным элементам), хотя, безусловно, имеет свои особенности. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Казахстан являются составной частью ее правовой системы. Ответственность по международному экологическому праву определяют следующим образом. Некоторые авторы понимают под ней «возложение на субъекта международного права, нарушившего правовые экологические требования и обязательства, определенных тягот, лишений, взысканий, ограничении, а также обязанностей по компенсации причиненного экологическим правонарушением вреда».6

Другие авторы считают, что под «международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий»7. По сути, указанные определения не содержат противоречий.

В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, то есть материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, то есть восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба. Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.8

Таким образом, ответственность по международному экологическому праву, также как ответственность по казахстанскому экологическому праву, складывается в рамках соответствующего правоотношения по применению мер принуждения за совершение экологического правонарушения. Обобщая изложенное, можно заключить, что ответственность по экологическому праву:

  • возникает за совершенное экологическое правонарушение;

  • реализуется в рамках правоотношения между субъектами права;

  • заключается в применении мер принуждения;

  • осуществляется в установленном порядке, то есть правомерно.

Исходя из перечисленных сущностных черт, ответственность за экологическое правонарушение можно, в самом общем виде, определить как правомерное отношение между субъектами права по применению мер принуждения за совершенное экологическое правонарушение. Это определение верно для любой отрасли права при замене названия правонарушения употребляемое в соответствующей отрасли.

Однако ответственность за экологические правонарушения имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других видов отраслевой ответственности. Она:

- во-первых, возникает при совершении именно экологического правонарушения, то есть правонарушения с особым объектом посягательства;

- во-вторых, содержит в себе практически весь комплекс механизмов, присущих другим видам ответственности, так как в зависимости от вида экологического правонарушения вступает в действие тот или иной механизм, свойственный для конкретного вида ответственности и ее реализации.

Таким образом, экологическое правонарушение – виновное противоправное деяние, нарушающее экологическое законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и природным ресурсам и здоровью людей. Необходимым элементом экологического правонарушения является наличие отрицательных последствий противоправного деяния, экономического вреда. Отрицательные последствия экологического правонарушения должны находиться в причинной связи с противоправным деянием правонарушителя.

1.2. Классификация видов экологических правонарушений

Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.9

Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям:

- по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделяются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

- по характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным потерям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.);

- по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида наступающей ответственности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

- по степени общественной опасности - экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Принципиально структура всех видов ответственности одинакова, но содержание элементов для каждого вида свое, и именно по содержанию этих элементов, различаются виды ответственности.10

Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодательства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ресурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законодательства.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное и породоресурсное законодательство:

Закон РК "Об экологической экспертизе" от 18 марта 1997 г., за №85-111

Закон РК "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 июля 1997 г., за №17-1812

Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 г., №44213

Лесной кодекс РК от 12 июля 2003 г.№47714

Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г.№ 48115

Закона Республики Казахстан "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных" от 29 июля1999г.№16-216г.

Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 года и др.17

Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП) в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.18

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Как указывалось, деяние – объективное основание юридической ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективным основанием.

Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известной мере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реального привлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным и достаточным юридическим основанием ответственности является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава экологического правонарушения.

Согласно п. 48 статьи 1 Экологического кодекса, природные ресурсы — это природные объекты, имеющие потребительскую ценность: земля, недра, воды, растительный и животный мир. Следовательно, природные ресурсы являются составной частью окружающей среды, в которую, кроме них, входят элементы, не обладающие потребительской ценностью. Однако это не значит, что последние не являются объектами эколого-правовой охраны. Так, пунктом 1 статьи 7 Экологического кодекса к объектам охраны окружающей среды отнесены все природные объекты, причем полностью, независимо от того, обладают они потребительской ценностью или нет.

Данное определение содержит основные отличительные признаки экологического правонарушения. В нем указаны не все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние, нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологического отношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и иные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья, должностные и т.д.).

Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Республики Казахстан, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая условия ответственности, являются недействительными. Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности.

Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.

Администрация имеет право вместо дисциплинарного взыскания передать вопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива или общественной организации.

Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.

При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска (ст. 118 КЗОТ).19

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть установлены и иные, кроме указанных в КоАП РК виды административных взыскании.

2.Признаки экологических правонарушений и деятельность органов государственной власти в области экологии

2.1. Признаки экологических правонарушений и их свойства

Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.

Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и природы, обеспечивает экономические интересы общества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. В условиях современной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйственная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования самого человека.

Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимостью организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы - охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологической функции государства и права.

Концептуальное значение для уяснения экологических аспектов государственно-правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеют понятия экологии, социальной и правовой экологии.

Основные права граждан РК в сфере экологии закреплены в Конституции РК, которая провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия природных ресурсов, порядка и условий их использования, а также нарушения прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных этим убытков, в настоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных судов, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан (ст. 109 Лесного кодекса РК, ст. 129 Водного кодекса РК, и др.). Защита прав пользования природными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризующие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания.

Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д.

Объективную сторону образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями.

Противоправное поведение применительно к экологическому правонарушению означает нарушение норм экологического законодательства, закрепленных в нем требований, правил, нормативов по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.

При этом противоправное деяние может выражаться как в активных действиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыполнении соответствующих правил (например, неиспользование очистных сооружений).

Вредные последствия противоправного деяния означают причинение, вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угрозы причинения такого вреда.

Таким образом, экологический вред - важнейший признак экологического правонарушения. Он проявляется в загрязнении окружающей природной среды; истощении природных ресурсов; порче, повреждении, уничтожении природных объектов; разрушении естественных связей в природной среде, нарушении равновесия в экосистемах.20

В конечном счете, экологический вред направлен против интересов общества в чистой и благоприятной для жизни окружающей среде, то есть против здоровья человека и генетического благополучия будущих поколений людей. Следовательно, причинение вреда здоровью человека экологическим правонарушением осуществляется опосредованно - через ухудшение или разрушение окружающей природной среды как среды обитания людей.

Экологические правонарушения, причиняющие вред окружающей природной среде, здоровью людей, могут иметь так называемые материальные составы. К ним относятся, например, порча сельскохозяйственных земель, сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче, загрязнение и засорение вод, незаконная порубка деревьев, повреждение леса сточными водами, химическими веществами и промышленными отходами и др.

Вместе с тем большинство экологических правонарушений сконструировано как формальные составы, для наступления ответственности за которые достаточно самого факта правонарушения. В таких случаях, как правило, речь идет о несоблюдении установленных законом правил, например, правил водопользования, охраны недр или среды обитания животных, пожарной безопасности в лесах, эксплуатации очистных сооружений и т. д.

Субъектами экологических правонарушений могут быть граждане и юридические лица. В некоторых составах экологических правонарушений предусмотрены специальные субъекты - должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях (например, ввод в эксплуатацию предприятий, не удовлетворяющих требованиям по охране окружающей среды, нарушение правил восстановления лесов и др.).

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствую­щих субъектов различных форм собственности и подчиненнос­ти, а также иностранные организации и граждане.

Итак, экологическими правонарушениями считаются:

  • загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение их природных свойств, если они повлекли существенный врет животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству;

  • нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха;

  • загрязнение морской среды (т.е. привнесение веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающее ее пользование, приводящее к уничтожению, истощению, заболеванию или сокращению живых ресурсов моря) из находящихся на суше источников, либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств (либо с возведенных в море искусственных сооружений) веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды;

  • отравление, загрязнение или иная порча земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или ОС;

  • уничтожение или повреждение лесов (а равно насаждений, не входящих в лесной фонд) в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности;

  • незаконная порубка (без соответствующего разрешения), а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если они совершены в значительном размере;

  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РК, повлекшее резкое сокращение численности или гибель популяций этих организмов;

  • незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника или заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

  • незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использование самоходного транспортного плавающего средства, электротока, химических и взрывчатых веществ или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции к ним;

  • производство лесоповала, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление разрывных и других работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если они повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных;

  • нарушение правил ООС при проектировании промышленных, сельскохозяйственных, научных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло существенные изменения радиационного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия или иные тяжкие последствия;

  • производство запрещенных видов опасных видов отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или ОС;

  • незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для изготовления и переработки;

  • нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатация горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб;

  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (заповедников, заказников, памятников природы), повлекшие за собой значительный ущерб;

  • уничтожение и повреждение памятников истории культуры, природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства; сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для ОС, совершенные лицом, обязанным обеспечить население такой информацией;

  • незаконное обращение с радиоактивными материалами, т.е. разрушение радиоактивных материалов;

  • хищение либо вымогательство радиоактивных материалов;

  • нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергии, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение ОС;

  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий, иные тяжкие последствия;

  • нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий.21

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей;

Важнейшим признаком субъективной стороны экологического правонарушения является вина. Составы экологических правонарушений характеризуются наличием как неосторожной, так и умышленной форм вины.22

Нарушение правил рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в случае формальных составов, как правило, бывает умышленным, причем целый ряд экологических правонарушений может быть совершен, только с прямым умыслом (например, незаконная охота, незаконная добыча водных животных, незаконная порубка леса, уничтожение лесов путем поджога и др.).

Большинство экологических составов предполагает неосторожную вину по отношению к наступившим вредным последствиям, например, бесхозяйственное использование воды, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ, уничтожение лесов в результате неосторожного обращения с огнем и др.

Некоторые виды экологических правонарушений могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности (засорение вод, загрязнение атмосферы, уничтожение критических местообитаний животных, занесенных в Красную книгу РК и др.).

2.2. Природоохранная деятельность органов государственной власти в области правоохранительной защиты экологии

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонару­шения. Это один из важнейших признаков экологического пра­вонарушения.

Именно он позволяет определить, в орбиту, каких отноше­ний вовлечен природный ресурс (какова его социально-эконо­мическая сущность) и отграничить рассматриваемые правона­рушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением уста­новленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяй­ства, — хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естест­венной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического пра­вонарушения загрязнение воздуха производственных помеще­ний (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоро­вья при исполнении трудовых функций.

В экологических правонарушениях их предмет всегда сле­дует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причи­няется ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оцен­ке правонарушения.

Предметом экологических правонарушений следует счи­тать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда насто­ящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполне­ния своих биологических и иных природных функций (лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, маль­ки рыб, например).

Деятельность органов государственного управления в области экологии осуществляется на основе определенных руководящих начал, в соответствии с которым формируется экологическая политика государства. Эти руководящие идеи, которые концентрированно выражают сущность, основные свойства, внутреннее единство государства в достижении определенной цели называются принципами государственного управления. Принципы государственного управления определяются экономическими и социальными законами развития данного общества и, как правило, заложены в действующем законодательстве.

Органы государственной власти в области экологии относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории РК.23

Важным направлением деятельности органов государственной власти в области экологии в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов государственной власти в области экологии проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.

При этом органов государственной власти в области экологии обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению правонарушений природоохранительного законодательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции.

К числу основных причин преступного нарушения природоохранительного законодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех работников леспромхоза, которые производят порубку леса, грубо нарушая установленные правила, или у работников промысловых организаций, производящих лов рыбы с грубым нарушением действующего законодательства. Корысть может проявляться в стремлении к незаконному обогащению, т.е. получению незаконных дополнительных выплат (премий и т.д.), или с выгодой реализовать незаконно добытую рыбу, вывезенный лес и др. Поэтому своевременное пресечение органами государственной власти в области экологии такого рода противоправной деятельности является одним из условий предупреждения природоохранительных нарушений.

В соответствии с действующим законодательством органов государственной власти в области экологии правомочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов.

Действенной формой профилактики нарушений природоохранительного законодательства является внесение органами государственной власти в области экологии представлений в соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и условия, способствующие нарушению природоохранительного законодательства, и предложения по их устранению. Нецелесообразно вносить представления, носящие общий характер, так как эта форма желаемого результата не дает. Нередки в практике случаи, когда по внесенным представлениям меры не принимаются и органов государственной власти в области экологии не информируются о проделанной работе. В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чего следует обязательно ставить в известность вышестоящие органы.

Хорошо и качественно организованная воспитательная работа, в первую очередь правового характера, имеет важное значение в профилактической работе органов государственной власти в области экологии.

В предупреждении органами государственной власти в области экологии нарушений природоохранительного законодательства особая роль отводится ведомственной охране различных природных объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами.

Договорные отношения об охране объектов природы характеризуются рядом особенностей. Стороны не только приобретают соответствующие права, но и устанавливают, реализуют определенные права и обязанности, вытекающие из предоставленной им компетенции, зависящей от особенности охранной деятельности природного объекта. При этом в своей деятельности они исходят из государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы. Социальное, экономическое значение каждого природного объекта определяет способы охранной деятельности, т.е. ведомственная охрана играет очень важную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений еще и потому, что она специально для этих целей создается.

Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органов государственной власти в области экологии дел решают совместно с другими государственными и общественными формированиями. Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:

1) создании специального аппарата, который бы координировал деятельность органов государственной власти в области экологии по борьбе с браконьерством и другими видами нарушений природоохранительного законодательства;

2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее обильной и редкостной фауной и флорой, специализированных групп и подразделений; в компетенцию которых входили бы непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов;

3) выделении конкретных сотрудников, организующих и проводящих работу по охране природы;

4) упорядочении нормативных актов органов МВД РК, регламентирующих обеспечение надзора охраны природных объектов и рационального природопользования.24

Можно выделить следующие функции государственного управления в области экологии:

Нормирования качества окружающей природной среды;

Осуществления экологического мониторинга;

Ведения экологического и природоресурсовых кадастров;

Проведения экологической экспертизы;

Организации экологического контроля;

Взимания экологических платежей и налогов;

Применения карательных мер за нарушение решений государственных органов в области экологии. 25

Особое место в природоохранной деятельности органов государственной власти в области экологии отводится исправительно-трудовым учреждениям. На них как на природопользователей возлагается широкий круг обязанностей по охране природных объектов, рациональному природопользованию и природовосстановительным работам.

Заключение

В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно. Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных органов; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии.

Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров Республики Казахстан в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.

Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РК, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами.

Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур.

Из вышеизложенного следует, что координация усилий всех государственных органов, общественных организаций, будет способствовать комплексному подходу в организации борьбы с правонарушениями в области природопользования.

Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.

Список использованной литературы

  1. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N 175 "Об особо охраняемых природных территориях" // САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 4, ст.36

  2. Закон РК "Об экологической экспертизе" от 18 марта 1997 г., за №85-1

  3. Закон Республики Казахстан "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных" от 29 июля1999г.№16-2

  4. Закон РК «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 года

  5. Кодекс об административных правонарушениях РК от 30 января 2001 года №155

  6. Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года N 481-II (с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.04 г. N 13-III)

  7. Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года N 477-II (с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.04 г. N 13-III)// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., N 16, ст. 140

  8. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N442-II

  9. Экологический кодекс/ Астана, Акорда, 9 января 2007 года № 212-III ЗРК

  10. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1999

  11. Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,2007.

  12. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности// Государство и право, 2000, № 6

  13. Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1985

  14. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес- школа "Интел-Синтез", 2007.

  15. Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2006.

  16. Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. М., 1988

  17. Иоганзен Б. Г. К вопросу о мотивах охраны природы // Природа, ее охрана и рациональное использование / Отв. ред. С. А. Меркурьев. Алматы, 2006.

  18. Культелеев С. Т. К.ю.н., профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса АЮА, Алматы, 2007

  19. Красная книга Казахстана. 3-е изд. перераб. и доп. Т. 1. Животные. Алматы: Канжык, 2006.

  20. Международное право: Учебник. М.,2004,

  21. Охрана окружающей природной среды. Сост.- Л. П. Шарикова. Л., 2007.

  22. Олдак П. Г. Сохранение окружающей среды и развитие экономических исследований. Алматы , 2007

  23. Проблемы охраны природы в Казахстане: Тез. докл. и науч. сообщ. Алмата, 2004.

  24. Рустамов А. К., Банников А. Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды: Учебник. – Алматы, 2005

  25. Экологическое право: Учебник. /Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – Алматы, Изд. "Триада, Лтд", 2003.

  26. Экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2001.

  27. Экологическое право: Учебник. М., 2007

  28. Экологическое право. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. М.: "Триада, ЛТД", 2007.

1 Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1985, с. 23

2 Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. М., 1988, с. 73

3 Охрана окружающей природной среды. Сост.- Л. П. Шарикова. Л., 2007., с.172

4 Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. М., 1988, с. 74

5 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1999, с 475

6 Экологическое право: Учебник. М., 2007, с.147

7 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1999, с 647

8 Международное право: Учебник. М.,2004, с. 214

9 Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2007. С.4

10 Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности// Государство и право, 2000, № 6, С. 13

11Закон РК "Об экологической экспертизе" от 18 марта 1997 г., за №85-1

12Закон РК "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 июля 1997 г., за №17-18

13 Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 г., №442

14 Лесной кодекс РК от 12 июля 2003 г.№477

15 Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г.№ 481

16 Закон Республики Казахстан "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных" от 29 июля1999г.№16-2

17 Закон РК «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 года

18 Кодекс об административных правонарушениях РК от 30 января 2001 года №155

19 Культелеев С. Т. К.ю.н., профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса АЮА, Алматы, 2007,с.5

20 Олдак П. Г. Сохранение окружающей среды и развитие экономических исследований. Алматы , 2007, с.63

21 Рустамов А. К., Банников А. Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды: Учебник. – Алматы, 2005, с.165

22 Экологическое право. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. М.: "Триада, ЛТД", 2007.с.96

23 Иоганзен Б. Г. К вопросу о мотивах охраны природы // Природа, ее охрана и рациональное использование / Отв. ред. С. А. Меркурьев. Алматы, 2006. с.123

24 Рустамов А. К., Банников А. Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды: Учебник. – Алматы, 2005, с.181

25 Экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2001.с.77



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Понятие и состав экологического правонарушения (1)

    Реферат >> Государство и право
    ... Оглавление. введение понятие экологического правонарушения состав экологического правонарушения заключение Введение. В ... . §1. Понятие экологического правонарушения. Впервые официальное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ...
  2. Состав экологического правонарушения

    Реферат >> Государство и право
    ... . ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Законодательное определение понятия экологического правонарушения впервые в отечественной ... доктрине было выработано более точное понятие экологического правонарушения (М. М. Бринчук). Это противоправное ...
  3. Понятие и состав экологического правонарушения (2)

    Закон >> Государство и право
    Понятие и состав экологического правонарушения Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение ... субъективной стороны экологического правонарушения является вина. Составы экологических правонарушений характеризуются ...
  4. Понятие Экологического риска

    Реферат >> Экология
    Понятие Экологического риска Экологический риск и проблемы взаимодействия с общественностью Что такое экологический риск?.. Риск! Считается, ... возмещения вреда, причиненного в результате совершенного экологического правонарушения. Но не будем сразу о ...
  5. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения

    Курсовая работа >> Экология
    ... . Вопрос 1. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения Понятие ответственности за экологические правонарушения. Ответственность за совершение экологических правонарушений следует ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001924991607666