Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Больше всего Баталов, начиная сниматься в фильме, боялся «штампа», боялся раз и навсегда остаться побеждённым зафиксированной маской чувства. Однако э...полностью>>
История->Реферат
Играть в КВН Михаил Башкатов начал в команде Томского государственного университета «Огни большого города». В ней он познакомился с Константином Малас...полностью>>
История->Реферат
В 1955 г. население СССР достигло предвоенного уровня. Б 1959 г. численность городского населения сравнялась с численностью сель­ского, а в 1960 г. пр...полностью>>
История->Реферат
Автобиография: «Я родился в городе, в котором был бы счастлив жить каждый, — в Ленинграде, но в те годы, в которые вообще лучше бы не родиться, — в тр...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

1. Оригинальные произведения

1.1. Первая четверть XIV века

  • 1304 – Завершение источника Лаврентьевской летописи (предположительно Тверского свода) [1].

  • 1305-1306 (датировка В. А. Кучкина; по Б. М. Клоссу – 1320-30-е годы) – написано «Житие Софии Ярославны Тверской).

  • 1307 – Запись псковского книгописца Домида на Апостоле-апракос с аллюзией на «Слово о полку Игореве».

  • 1308-1326 – Митрополит Пётр. Автор шести поучений.

  • Конец XIII-начало XIV века – составление священником Андреем новой редакции «Жития Михаила Черниговского и боярина Феодора».

  • Начало XIV века – по гипотезе А. А. Шахматова, создание общерусского летописного свода. В настоящее время эта гипотеза отвергается.

  • Начало XIV века – составление первоначальной редакции «Жития Феодора Ярославского».

  • Незадолго до церковного собора 1311 года – Послание монаха Акиндина князю Михаилу Ярославичу Тверскому против митрополита Петра.

  • 1313 – Дьяк Козьма Пскович переписывает Паремийник и делает несколько оригинальных приписок на полях.

  • Зима 1319/20 годов – первоначальная редакция «Жития Михаила Ярославича Тверского», составленная предположительно Александром, игуменом Отроча монастыря.

  • 1319 (по А. Н. Насонову) – Составлен Тверской летописный свод.

  • 1321-1323 – По ныне отвергаемой гипотезе Д. Ф. Кобяко, Василий Калика составляет «Сказание о святых местах в Константинополе» [2].

1.2. Вторая четверть XIV века

  • 1327 (по А. Н. Насонову) — Составлен Тверской летописный свод.

  • 1327, лето — Епископ Ростовский Прохор произносит Похвальное слово митрополиту Петру. Составление «Жития митрополита Петра» (его автором считается либо Прохор, либо некий московский клирик).

  • 1328—1353 — Митрополит русский Феогност. Автор «Поучения к духовным чадам» и ряда грамот.

  • 1330 — Завершение основного текста единственного Синодального списка Новгородской первой летописи старшего извода.

  • 25 февраля 1340 года — приписка к Сийскому Евангелию, упоминающая «безбожные ереси».

  • 1340 (по М. Д. Приселкову) — Первый московский летописный свод.

  • 1347 — Послание архиепископа Новгородского Василия Калики епископу Тверскому Феодору о рае.

  • 1348—1349 — Путешествие в Константинополь Стефана Новгородца. По его итогам автором было написано «Хождение Стефана Новгородца».

  • Вторая четверть XIV века — составление первоначальной редакции «Повести о Довмонте» [3].

  • 1340-е годы — летописные записи на пасхальных таблицах в сохранившемся богослужебном сборнике.

  • 1340-50-е годы — написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами).

  • Середина XIV века (по Л. В. Черепнину) — возникновение первой редакции «Повести о Шевкале».

1.3. Третья четверть XIV века

  • 1352 – Завершение приписок к Синодальному списку Новгородской первой летописи старшего извода.

  • 1354-1378 – Митрополит русский Алексий. Автор двух поучений (одно из них – к нижегородским христианам), послания (или грамоты на Червленый Яр), духовной грамоты.

  • 1354 – Митрополит Алексий пишет поучение «от апостольских деяний к христолюбивым христианам».

  • 1372 – Создание Стефаном пермской азбуки.

  • 1375 – Согласно А. Н. Насонову, составлен Тверской летописный свод.

  • Около 1375 – Суздалец Дорофей по благословению епископа Дионисия создает компиляцию «О Богумиле попе», вошедшую в состав «Кормчей книги».

  • 1370-е годы – Архимандрит смоленского Богородичного монастыря Агрефений совершает паломничество в Иерусалим и составляет его описание: «Хождение архимандрита Агрефения». На основании данного описания составлен и другой текст: «Сказание о пути к Иерусалиму» инока Епифания.

  • 1370-е годы – Епископ Сарайский Матфей составляет «Поучение к детям моим».

1.4. Последняя четверть XIV века

  • 1377, с 14 января по 20 марта – Монах Лаврентий и второй (неизвестный по имени) писец переписывают сохранившийся список Лаврентьевской летописи. Согласно В. Л. Комаровичу и Г. М. Прохорову, Лаврентий редактировал ряд текстов [4].

  • 1378, 3 июня, 23 июня и 18 октября – Три послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому (в ответ на их письма).

  • 1379 – Митяй-Михаил составил выписки из сочинений отцов церкви («Пчелы правоверия») в обоснование своей позиции.

  • Между 1379 и 1382 – написание первой редакции «Жития митрополита Алексея».

  • 1380 – Монах Епифаний в Троицком монастыре переписывает Стихирарь и делает ряд приписок.

  • Вскоре после 1380 (по М. Н. Тихомирову, в 1384) – написание «Задонщины» [5].

  • 1381 – Написание Киприаном новой редакции «Жития митрополита Петра» и Службы митрополиту Петру. Возможно, тогда же он пишет «Иное послание о повинных».

  • 1381-1382 – Дьякон Вунько по благословению игумена Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасия (Андрея) делает список «Пандектов» Никона Черногорца.

  • 1381-1382 – Послание митрополита Киприана («Ответы») игумену Афанасию в ответ на его письмо.

  • 1382 – Согласно Г. М. Прохорову, Киприан редактирует «Повесть о Митяе», написанную Епифанием Премудрым.

  • 1383, 1 января – Умер старец Нижегородского Печерского монастыря Павел Высокий. Филарет (Гумилевский) предположительно приписал ему ряд поучений и слов.

  • 1383 – Архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий дает грамоту Снетогорскому монастырю, а также уставную грамоту Пскову (отменена Киприаном в 1395 г.).

  • 1383 – Поучение против стригольников, в большинстве списков надписанное именем патриарха Антония. По Г. М. Прохорову, его автором был Дионисий Суздальский (по другой гипотезе – Стефан Пермский).

  • Зима 1384/85 годов – послание Феодора Симоновского Киприану в Киев (не сохранилось).

  • 1389-1393 – Путешествие в Константинополь митрополита Пимена и других лиц. По наказу смоленского епископа Михаила Игнатий Смольнянин ведет записи. По его итогам написано «Хождение» (известно также как «Пименово хожение в Царьград»), а также «Беседа о святынях Царьграда» и «Сказание о Царьграде» [6].

  • 1391-1396 – Путешествие дьяка Александра в Константинополь. По его итогам он пишет «Хождение в Царьград», включенное в Новгородскую IV летопись.

  • 1392, июнь – В Константинопольском Студийском монастыре русский инок Сергий по благословению Афанасия Высоцкого пишет Сборник поучений и житий.

  • 1392 (либо 1404) – Киприан и Василий Дмитриевич составляют Уставную грамоту о разграничении прав князя и митрополита.

  • Вскоре после 1396 – Епифаний Премудрый пишет «Житие Стефана Пермского».

  • 1397 – Григорий Цамблак пишет «Слово похвальное великомученику Георгию».

  • 1397 – Архиепископ Новгородский Иоанн составляет Послание на Двину.

  • 1398 – Двинская грамота Василия Дмитриевича.

  • После 1399 – летописный рассказ о смерти Михаила Александровича Тверского («Житие Михаила Александровича»).

  • Между 1399 и 1402 – Послание Кирилла Белозерского князю Василию Дмитриевичу.

  • 1390-е годы (завершает изложение 1389 г., возможно, составлен в 1392 г.) – летописный свод («Летописец великий русский», на который ссылается Троицкая летопись).

  • 1390-е годы [7] (по другим гипотезам, 1420-е годы или 1440-е годы [8]) – Написание «Слова о житии и преставлении Дмитрия Ивановича». Его предположительный автор – Епифаний Премудрый [9] (это возможно при ранней датировке).

  • 1390-е годы – «Послание мудрого Феофана монаху Прохору» (согласно Г. М. Прохорову, это письмо Феофана Грека Прохору с Городца, включенное в текст «Слова о житии Дмитрия Ивановича».

  • 1390-е годы – Активная деятельность митрополита Киприана. Автор ряда канонов и молитв, перевел «Служебник» (в 1397 г.), к его молитвеннику восходит «Сказание об отреченных книгах». При Киприане получает распространение Иерусалимский богослужебный устав.

  • Конец XIV века – игумен Новгородского Видгощенского монастыря Трифон Скимон – предполагаемый автор нескольких статей и составитель сборника, вложенного им в монастырь (известен как «Трифоновский сборник» [10]).

  • Конец XIV века - согласно Л. А. Дмитриеву, написана в первоначальном варианте «Повесть о нашествии Тохтамыша», позднее включенная в летописи.

  • Конец XIV века (либо первая половина XIV века) – составление «Повести о разорении Рязани Батыем».

  • Конец XIV - начало XV века – архимандрит нижегородско-печерского Вознесенского монастыря Досифей составляет «Устав Святой горы» и «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь…».

  • Конец XIV – начало XV века – написание «Жития Никиты Столпника Переяславского».

  • Конец XIV – начало XV века (либо конец XVI века) – написание «Жития Пахомия Нерехтского».

  • Конец XIV – начало XV века (предположительно) – в Новгороде написано «Рукописание Магнуша».

  • XIV век – послание к пастве некоего игумена Есифа (Иосифа).

  • XIV век – формирование текста минейного «Торжественника».

  • Не позднее второй половины XIV века – составление сборника «Измарагд».

  • Вторая половина XIV века – составлена Смоленская летопись.

2. Переводные произведения

  • 1354 — Переписан Чудовский список Нового завета, отличающийся от других известных списков. Его переводчиком считается митрополит Алексий.

  • 1371 — Сербский инок Исайя (игумен русского монастыря св. Пантелеймона на Афоне) переводит свод сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника (сохранился автограф).

  • 1383—1384 — Феодор Симоновский в Константинополе. Там он переводит молитвы Филофея Коккина и ряд канонов.

  • 1385 — перевод «Шестоднева» Георгия Писиды Дмитрием Зографом.

  • XIII или первая половина XIV века — «Сказание об Индийском царстве».

  • XIII—XIV века — создание Троицкого хронографа.

  • Не позднее XIV века — апокриф «Сказание о Макарии Римском».

  • Не позднее XIV века — «Апокрифы об Аврааме».

  • Не позднее XIV века — «Мучение святого апостола Филиппа».

  • Не позднее XIV века — «Евангелие от Фомы».

  • Не позднее XIV века — «Слово Иоанна Солунского о преставлении Богородицы».

  • Не позднее XIV века — «Вопросы Варфоломеевы к Богородице».

  • Не позднее XIV века — перевод «Жития Богородицы».

  • Не позднее XIV века — на Руси известно «Житие Марии Египетской».

  • Не позднее XIV века — «Житие Феодора Едесского».

  • Не позднее XIV века — «Мудрость Менандра».

  • Не позднее XIV века — «Мучение Варвары».

  • Не позднее XIV века — «Откровение Варуха».

  • Не позднее XIV века — на Руси известно «Поучение о составлении Псалтири» и Легенда о Давиде и Вирсавии (восходящая к Талмуду).

  • Не позднее XIV века — на Руси известен полный перевод «Поучения» Агапита (ранее отрывки включались в «Изборники»).

  • Не позднее XIV века — перевод «Повести о благочестивом рабе».

  • Не позднее XIV века — болгарский перевод «Шестоднева» Севериана Гавальского.

  • Не позднее XIV века — «Хождение Зосимы к рахманам».

  • Не позднее XIV века — отдельное распространение получает «Повесть о бесе Зерефере» (ранее входившая в патерики).

  • Не позднее XIV века (возможно, в XI веке) — распространение «Поучений огласительных», «Слова на благовещение о девстве», «Слова на Рождество Иоанна Предтечи» и других слов Феодора Студита.

  • Не позднее конца XIV века — распространение апокрифа «О потопе» и апокрифа «Сказание о Мелхиседеке».

  • XIV век — на Руси известно «Житие Николая Воина».

  • XIV век — на Афоне сделан новый перевод «Лествицы» Иоанна Синайского.

  • XIV век — болгарский перевод Хроники Симеона Логофета.

  • XIV век — южнославянский перевод «Синтагмы» Матфея Властаря.

  • Не позднее конца XIV века — на Руси известен «Чин православия» (предположительно уже в XII веке).

  • Конец XIV века — распространение на Руси перевода «Диоптры» Филиппа Пустынника.

  • Конец XIV-начало XV века — перевод учительного Евангелия Каллиста, патриарха Константинопольского [11].

  • Конец XIV-начало XV века — новый перевод «Повести Афродитиана».

Литература

  • Словарь книжников и книжности Древней Руси.

    • Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Л., Наука. 1987. 496 стр.

    • Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 1. А-К. Л., Наука. 1988. 520 стр. Ч. 2. Л-Я. Л., Наука. 1989. 528 стр.

    • Вып. 3. Ч. 4. СПб, 2004. Дополнения к вып. 2. С.834-877.

  • История русской литературы. В 4 т. Т.1. Л., Наука. 1980. С.126-145.

  • История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т.1. Проза. СПб, Дмитрий Буланин. 1995. Гл.1. Древняя Русь.

  • История всемирной литературы. В 9 т. Т.3. М., 1984.

  • Лихачев Д. С. Археографический обзор списков «Повести временных лет». // Повесть временных лет. СПб, Наука. 1999. С.359-378 (переиздание статей 1950 г.).

  • Комментарии в изд.: Библиотека литературы Древней Руси. Т.3. СПб, 1999. Т.6. СПб, 1999. Т.8. СПб, 2003.

Список литературы:

  1. его часто ошибочно называют сводом 1305 г., не учитывая ультрамартовскую датировку летописи

  2. сейчас датируется 1389-1391 годами

  3. по А. Энгельману — начало XIV века

  4. эту гипотезу отвергает Я. С. Лурье

  5. по гипотезе А. А. Шахматова, она использует поэму «Слово о Мамаевом побоище», согласно Р. П. Дмитриевой, это Слово создано Софонием рязанцем

  6. по гипотезе Д. Ф. Кобеко, ныне отвергаемой, восходят к хождению Василия Калики в 1321-1323 годах

  7. датировка С. К. Шамбинаго и А. А. Шахматова

  8. согласно В. П. Адриановой-Перетц, написано в 1440-е годы, по гипотезе М. А. Салминой, в XVI веке

  9. по гипотезе А. В. Соловьева и Г. М. Прохорова

  10. по мнению А. И. Клибанова, сборник составлен в конце XIII - начале XIV вв.

  11. согласно Д. М. Буланину, евангелия патриарха Филофея

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Древнерусская_литература_XIV_века


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Древнерусская литература (5)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... собственные неповторимые формы. Древнерусская литература обладала особым историзмом, ... представления и образы древнерусского писателя и читателя. Отечественная литература XIV-XVII вв. Менее ... XV-первой половины XVI в. называют «золотым веком» русской живописи, ...
  2. Литература XVII века

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... Симеон Полоцкий. XVII век стал первым веком русской книжной поэзии. Обращение ... имели широкое распространение уже в XVI в., «польские руководства «хорошего ... «Житие» протопопа Аввакума — шедевр древнерусской литературы, явление исключительное даже на фоне ...
  3. Древнерусская литература. Ответы

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... . «Поучения» Владимира Мономаха 12 век – Золотой век древнерусского красноречия. В литературе 17в. ораторское красноречие ограничивается ... Курбского и царя упоминались в дипломатической переписке XVI в.), и в богословских спорах с протестантским пастором ...
  4. Древнерусская литература (3)

    Курсовая работа >> Литература и русский язык
    ... и любодеицы (как у митрополита Даниила в XVI веке). С другой стороны, русскими книжниками созданы ... русской литературы. - Л., 1976. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи ...
  5. Культура Московской Руси XIV-XVI веков

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Руси 7 Древнерусская иконопись – достояние мировой культуры 10 Литература 18 1. Введение. С XIV века начинается возрождение ... , уникального в мировой культуре явления - древнерусской иконописи. Литература: 1. Культурология: План-конспект лекционного курса ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0023880004882812