Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Урбанізація (від лат. urbanos – міський) означає процес зростання міст і міського населення та підвищення їх ролі в соціально-економічному та культурн...полностью>>
Педагогика->Реферат
2. Актуальність. Дія лікарського засобу залежить не тільки від хімічної структури і фізичних властивостей, але і від кількості його, т.б. від дози. Із...полностью>>
Педагогика->Реферат
На цей час у галузі інформатики найбільш динамічно розвиваються комп'ютерні графічно-інформаційні технології. Вони невпинно розширюють свою методологі...полностью>>
Педагогика->Реферат
При статичній роботі підвищується обмін речовин, збільшується витрата енергетичних ресурсів, але меншою мірою ніж при динамічній. Особливістю такого в...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1

Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема 4

1.1 Понятие «трудные» дети 4

1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей» 6

1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения 10

1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями 17

Выводы к разделу 1 20

Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам 23

2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями 23

2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку 32

2.3 Разработка программы коллективного тренинга для трудных подростков и их семей по теме: "Конфликт и пути его решения" 39

Выводы к разделу 2 46

Выводы 47

Список использованной литературы 50

Введение

Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные» дети или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества [31, с. 128].

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Актуальность проблемы поведения трудных подростков обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Подобный подход определяется его новизну и стимулирует заметное развитие теорий психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.

Объектом исследования в данной работе станут проблемы «трудных» детей.

Предметом рассмотрения являются особенности социальной работы с «трудными» детьми.

Целью исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;

- проанализировать причины возникновения такого поведения;

- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;

- разработать методические рекомендации социальной работы с «трудными» детьми в условиях социальной помощи семье и детям.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в своей практической деятельности с «трудными» детьми.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что социальную помощь трудным детям и профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать комплексно, путем взаимодействия социального работника не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей).

Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, разработка коррекционных занятий.

Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие «трудные» дети

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Это мы находим у О.П. Морозовой [2, с. 137].

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - «делинквентность» и «девиантность». Данное объяснение модно найти у Р.Мертона, Р.Линтона, У.Миллера, Г.Беккера [3, с. 336]. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью подразумевается отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные дети» [4, с. 169]. «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников [23].

Детство - подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохое направление всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство - не всегда самое плохое. Плохое детство - беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь [24].

«Трудный» ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей [33.34]. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову [35, с. 58]. Он выделяет такие типы трудных детей:

- дети с нарушениями в сфере общения;

- дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);

- дети с недостатками умственного развития;

- дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк [5, с. 89] характеризует так:

- циники - вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей. Нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Сознательно противопоставляют себя обществу;

- неустойчивые - не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации.

1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. [19]. Также семьей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Семья осуществляет следующие функции: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональная, первичного социального контроля, репродуктивную, сексуальную и другие [17].

В связи с тем, что семья не всегда в должной степени выполняет перечисленные функции, у её членов возникают проблемы. Чаще всего это дети, и это делает её одним из главных объектов социальной работы.

Основные социальные проблемы семьи [9, с. 54]:

- трудное материальное положение семьи;

- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

- злоупотребление алкоголем и наркотиками;

- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

- социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

В конце 19- начале 20 вв. было проведено множество исследований, с целью установления причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории, которые можно условно разделить на две группы:

- биологические причины;

- психологические причины, подробнее они рассмотрены у Ю.Г.Волкова, В.И. Добренькова, Ф.Г. Кадария [1, с. 480.]

Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач, Цезарь Ломброзо и американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера [11, с. 56]. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

- Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом. Такому человеку свойственно общительность, умение ладить с людьми.

- Мезоморф - тело человека отличается силой и стройностью. Такой человек отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

- Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью тела. Склонность к самоанализу, человек наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

Наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель (2)

    Дипломная работа >> Социология
    ... помощи. Важную роль в социально-воспитательной деятельности в сельской местности занимают комплексные социальные программы работы с трудного подростками ...
  2. Социальная работа с трудными подростками

    Реферат >> Социология
    ... Методы социальной работы с детьми, подростками склонными к наркомании, алкоголизму 3 Методы социальной помощи при склонности подростков ... технологии социальной работы с детьми и подростками отклоняющегося поведения трудный подросток суицид социальная работа ...
  3. Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сельского

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... помощи. Важную роль в социально-воспитательной деятельности в сельской местности занимают комплексные социальные программы работы с трудного подростками ...
  4. Социальная работа с подростками девиантного поведения

    Реферат >> Социология
    ... дневного пребывания. Сами «трудные» подростки не обращаются за помощью к психологу или социальному педагогу и отказываются ...
  5. Социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации ГУСОСРУН "Алые паруса"

    Дипломная работа >> Социология
    ... и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.................................................................................................................26 Глава 2. Практика организации социальной помощи детям, попавшим в трудные жизненные ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019450187683105