Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Удельный вес, который приобрела проблема времени в философском сознании современности, не могла не сказаться и на психологии; и в психологии эта Пробл...полностью>>
Психология->Реферат
Этот список можно продолжать бесконечно. Например, нельзя превращать разговор в допрос, задавать вопросы типа: "С кем я разговариваю?" или &...полностью>>
Психология->Монография
Начальной проблемой, которую ставил автор перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического разв...полностью>>
Психология->Реферат
Задача педагогов школы – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А б...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».

Мотивационный стиль «Вообрази выполнение».. Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.

Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.

Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — «выученная беспомощность».

Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?

Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель — лидер» на атмосферу в классе.

Таким образом, использование рассмотренных выше методов и приемов повышения учебной мотивации, а такде выполнение предложенных нами рекомендаций приведет к удовлетворению потребностей младших школьников повлияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

2.3.Анализ результатов исследования.

На контрольном этапе эксперимента мы решали следующую задачу: осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой системы формирования мотивации учебной деятельности младших школьников. Для проверки эффективности проделанной работы нами были использованы те же методики, что и на первом этапе эксперимента.

1. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» автор Аусканова Н.Г.

Таблица № 3. Оценка уровня школьной мотивации учащихся 2 «Б» класса.

Уровень школьной мотивации, баллы

Количество школьников

Количество школьников %

25 -30

3

13

24 – 20

9

41

15-19

9

41

10-15

1

5

Ниже 10

0

0

По результатам анкетирования мы видим, что несколько увеличилось число учащихся с высоким уровнем школьной мотивации учащихся ( с 9% до 13%). Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 41%. Уменьшилось число детей, имеющих положительную внешнюю мотивацию (с55% до 41 Низкий уровень мотивации мы обнаружили только у 5% учащихся.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в таблице № 4.

Таблица №4 Оценка уровня школьной мотивации учащихся 2 «Б» класса (контрольный и констатирующий этап).

Уровень школьной мотивации, баллы

Количество школьников

Количество школьников %

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

25 -30

2

3

9

13

24 – 20

5

9

23

41

15-19

12

9

55

41

10-15

3

1

13

5

Ниже 10

0

0

0

0

2. Тест-опросник на выявление мотивации учащихся

Таблица №5. Иерархия мотивов учения учащихся 2 «Б» класса

Виды мотивов

Распределение ответов

число ответов

% к итогу

внутренние мотивы

51

71

внешние положительные мотивы

18

25

внешние отрицательные мотивы

3

4

Итого

72

100,0

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в таблице № 6.

Таблица № 6. Иерархия мотивов учения учащихся 2 «Б» класса (констатирующий и контрольный этап).

Виды мотивов

Распределение ответов

число ответов

% к итогу

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

внутренние мотивы

32

51

44,4

71

внешние положительные мотивы

24

18

33,3

25

внешние отрицательные мотивы

16

3

22,3

4

Итого

72

72

100,0

100

Результаты теста – опросника позволяют сделать вывод о том, что концу учебного года под влиянием проделанной работы у учащихся 2 класса выявлено значительное преобладание внутренних мотивов учения над внешними положительными и внешними отрицательными. Заметно изменилось отношение детей к учебе, они стали боле заинтересованно и творчески относится ко всем учебным заданиям, в классе повысилась успеваемость.

Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • рассмотрении процесса формирования мотивации как части целостного процесса формирования учебной деятельности младших школьников;

  • использовании методов и приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников

подтвердилась.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... мотивов относятся к группе мотивов широкого социального значения. Глава II. Исследование особенностей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников ...
  2. Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников

    Дипломная работа >> Психология
    ... обучения младших школьников; Разработка рекомендаций по формированию саморегуляции у младших школьников. Объект исследования – учебная деятельность младших школьников, предмет исследования – саморегуляция в учебной деятельности младших школьников ...
  3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной деятельности младших школьников

    Реферат >> Психология
    ... учебной деятельности Младший школьный возраст является сензитивным для развития, формирования, освоения и становления следующих характеристик: мотивов ... учебной деятельности младшего школьника, где одним из важнейших условий успешной учебной деятельности ...
  4. Типичные проблемы неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... успеха, педагог способствует формированию у детей положительного ... преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная ... анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – «Известия АПН ...
  5. Мотивы учебной деятельности и их формирование в процессе обучения

    Контрольная работа >> Психология
    ... и мотивация 2. Формирование мотивов учебной деятельности в процессе обучения 2.1 Пути формирования учебной мотивации в процессе обучения у младших школьников 2.2 Пути формирования учебной мотивации в процессе ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014369487762451