Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus - столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозам...полностью>>
Психология->Реферат
V. Направление коррекционной работы, её этапы: При коррекционной работе повышении уровня эмпатии, целесообразно начать из снижения уровня тревожности ...полностью>>
Психология->Реферат
Кокаин– белый мелкокристаллический порошок, получаемый с помощью экстракции из листьев растения Eryhoxylum coca, или просто из коки. Листья коки являю...полностью>>
Психология->Реферат
Под групповым принятием решения мы подразумеваем групповой выбор одной из множества альтернатив, заданных заранее или возникших в процессе совместной ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предметом деятельности категориальных структур сознания, реализующих виды причинности, может быть информация как внешнего, так и внутреннего характера. В последнем случае речь идёт об осознании собственных действий, поступков и определения их причин, что существенно дополняет образ ситуации при ретроспективной рефлексии.

Т.о., сознание в психологии либо исключалось из круга исследования психологии, либо представлялось в описательном, «депсихологизированном» виде. Деятельностный подход позволил определить сознание как высшую форму отражения действительности, сознание обрело структуру функции, психологические качества, что позволяет рассматривать его как предмет психологических исследований. Сознание представлено в контексте деятельностного подхода как система значений, выступающая в единстве с чувственной тканью и личностными смыслами. Система значений, моделирует мир, изменяет его в деятельности и сама развивается в ней. Значения – (общественный опыт, закреплённый в языке), в данной системе занимают центральное место, потому данная система является, по сути, семиотической и потому адекватными методами её анализа являются психосемантические методы. Психосемантика при помощи статистических процедур реконструирует субъективные системы значений, опосредующие отношения субъекта с окружающей действительностью. Значение в психосемантике определяется как опыт, репрезентирующийся субъекту, так и то, что репрезентирует этот опыт. Экспериментальной психосемантикой накоплен обширный потенциал в сфере исследования восприятия, психологии профессии, психологии мотивации, политической психологии, между тем исследования сознания в онтогенетическом аспекте, в частности в старшем школьном возрасте, практически не представлены в научной литературе.

В связи с расширением жизненного мира, сознание старшеклассника, претерпевает ряд изменений, выраженных в количественных и качественных изменениях в структуре субъективной системы значений. В старшем школьном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности субъекта, особое значение должно приобретать наличие в сознании схем причинности, способствующих лучшей организации как внешней, так и внутренней информации на основе которой, в последствии, субъектом принимаются те или иные решения. Определение и анализ причинности на различных уровнях её представленности в психологии, позволяет определить понятие причинности и формы её проявления применительно к разрабатываемому нами вопросу. В исследованиях, посвящённых анализу причинности в сознании недостаточно разработан онтогенетический аспект, репрезентации причинности в сознании на разных возрастных этапах и в частности в старшем школьном возрасте. Актуальным, в этом аспекте выступает исследование особенностей осознания старшеклассниками собственных действий, поступков на основании репрезентированных в сознании видов причинности.

3. Исследование осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности в сознании

3.1 Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования

Психосемантические методы, получив широкое распространение в психологии в сфере изучения сознания, практические не использованы в области исследования сознания на разных этапах онтогенеза и в частности в старшем школьном возрасте, где осуществляется изменение сознания. Исследование особенностей осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности, с одной стороны способствует расширению поля исследования психосемантики в области изучения сознания в подростковом возрасте. С другой стороны, позволяет более рельефно представить проблему ориентации старшеклассников в детерминации поведения, а так же, обозначить возможные способы преодоления затруднений, возникающих на этом пути, в связи с изменениями социальной ситуации развития.

Целью исследования является изучение особенностей осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности.

При организации исследования учитывалось положение о том, что необходимым условием восприятия ситуации является соотнесение чувственных впечатлений с некоторым эталоном, подведение их под определённую рубрику – категоризация, приписывание определённых значений. Этот процесс выражает функциональный аспект значений, т.к. значения представляют собой структуры категоризующие определённым образом (на определённом основании) поступающую информацию. В этом качестве они выступают объектом нашего исследования. Объект: структуры репрезентации реальности в сознании. Рассмотрение в качестве основания подобных структур видов причинности как априорных форм категоризации действительности, анализ их репрезентации в сознании старшеклассников, а так же анализ их представленности в осознании старшеклассниками собственных поступков определяет специфику предмета нашей работы. Предмет особенности осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности.

Гипотеза исследования: Старшеклассники с разной репрезентацией причинности в сознании осознают собственные поступки при помощи различных категорий причинности.

Задачами исследования выступают:

1) Разработать и провести психосемантическую процедуру реконструкции субъективных семантических пространств признаков, означивающих виды причинности.

2) Разработать и провести открытую анкету для определения особенностей осознания старшеклассниками собственных поступков.

3) Интерпретировать факторные структуры субъективных семантических пространств и построить категориальные структуры сознания, выделяющие причинность в общей выборке и у групп с разной репрезентацией причинности.

4) Интерпретировать представленность категорий причинности в осознании собственных поступков у старшеклассников с разной репрезентацией причинности в сознании.

В ходе работы были использованы методы:

1) Тестирование (методика сортировки объектов (причинные объяснения ситуации)).

2) Анкетирование (анкета с открытыми вопросами) контент-анализ.

3) Методы статистического анализа данных: анализ параметров распределения (Х среднее); факторный анализ методом главных компонент Кайзера; Н – критерий Крускала-Уоллиса. Выборку составили учащиеся десятых одиннадцатых классов общеобразовательной школы, всего восемьдесят учащихся обоего пола.

3.2 Описание методик

Для создания психосемантической процедуры сортировки объектов (объяснений ситуации) а так же анкеты, выявляющей особенности отношения испытуемых к ситуации, мы провели пилотажное исследование.

Задачами исследования выступали:

1) Определение наиболее типичной проблемной ситуации в жизни старшеклассников;

2) Определение всех возможных причин поведения в данном возрасте с точки зрения самих представителей данной возрастной группы.

Выборку для пилотажного исследования составили десять учащихся одиннадцатого класса средней общеобразовательной школы. Респондентам было предложено написать актуальные, по их мнению, проблемные ситуации для старшеклассников, а так же, причины поведения, совершения старшеклассниками тех или иных поступков.

Данные, полученные в результате первой процедуры, были сортированы нами по категориям, содержательным наполнением которых являются высказывания респондентов, относительно актуальных для старшеклассников ситуаций. Для определения наиболее типичной для старшеклассников категории и её содержательного наполнения была посчитана частота встречаемости каждой категории в ответах респондентов, эти данные сведены в таблицу (Таблица №1. приложение №1).

По результатам анализа данных по первой процедуре наиболее частотной выступает категория вредные привычки (24), в данной категории наибольшую частоту встречаемости (10) имеют высказывания, относящиеся к проблеме употребления алкоголя. Т.о., типичной актуальной ситуацией для представителей старшего школьного возраста выступает категория, включающая ситуации связанные с вредными привычками, на основании данных пилотажного исследования мы предположили, что одной из типичных ситуаций, может выступить ситуация связанная с употреблением алкоголя. На основе анализа и интерпретации полученных данных, нами была сформулирована ситуация в которой подросток в компании знакомых соглашается попробовать алкоголь.

Данные, полученные в результате второй процедуры, были проанализированы тремя экспертами. В результате был составлен список категорий, к которым относятся высказывания респондентов относительно причин поведения в старшем школьном возрасте. (Таблица №2. Приложение №1)

Высказывания испытуемых, при помощи контент-анализа, были распределены экспертами по категориям. Результаты контент-анализа, были сведены в таблицы. (Таблица №3,№4,№5,№6. Приложение №1)

По результатам контент-анализа частоты встречаемости высказываний о причинах поведения старшеклассников, представленные в категориях контент-анализа, были сформулированы объяснения ситуации по историческому, телеологическому и синхроническому виду причинности, таким образом, что причинные объяснения являются логическим продолжением сформулированной ситуации.

Описание методики сортировки.

На основании данных пилотажного исследования нами была разработана процедура сортировки объектов, где в качестве объектов для сортировки выступали причинные объяснения ситуации, в которой подросток в компании знакомых соглашается попробовать алкоголь. Испытуемым предлагалось классифицировать двадцать один объект (Приложение №2). Объекты представляют объяснения ситуации по историческому, телеологическому и синхроническому виду причинности. Каждый вид причинности выражен в семи объектах.

Исторический вид причинности означает выявление причины предшествующей во времени следствию и реализация, которой приводит к фиксированному в ситуации событию. Данный вид причинности представлен объяснениями:

- Потому что он испытывал сильное эмоциональное напряжение – в высказываниях испытуемых фиксируется как стресс, депрессия, что выражается в ощущении эмоционального напряжения, приписываемое как объяснение совершённых действий.

- Потому что у него неприятности в жизни – ряд неблагоприятных обстоятельств, вызывающие негативные эмоции, при отсутствии психологической поддержки со стороны семьи и друзей, употребление алкоголя способно её заменить;

- Т.к. поссорился с родителями – в высказываниях испытуемых фиксируется как «плохие отношения с родителями», следствием таких отношений может быть недавний инцидент – ссора, провоцирующая отказ подростка от былых убеждений или привычек, как протест против желания родителей.

- Это из-за плохого влияния со стороны компании – наличие группового давления на одного члена группы, вынуждает его подчиниться групповому мнению или совершить поступок вместе с другими участниками группы, тем самым, оставляя за собой право принадлежности к данной группе;

- Т.к. считает себя взрослым – чувство взрослости, атрибутируется в повторении внешних проявлений действий и поступков, совершаемых взрослыми, такими как употребление алкоголя в компании.

- Потому что лениться заниматься чем либо другим – в высказываниях испытуемых фиксируется как «лень». Лень как черта характера, обуславливает желание идти по пути наименьшего сопротивления в организации свободного времени, относительно других сфер жизнедеятельности (учёба, хобби, спорт), употребление алкоголя предоставляет такую возможность.

- Потому что не знает о последствиях - в высказываниях испытуемых фиксируется как «недалёкость, взглядов, суждений». Отсутствие информации о вредных последствиях употребления алкоголя для организма и социального статуса подростка, выступает как причина его употребления.

Телеологический вид причинности означает, что фиксируемое событие (следствие) обусловлено его потенциальным состоянием - целью (потенциальным результатом). Данный тип причинности представлен объяснениями:

- Он стремиться уйти от реальности - в высказываниях испытуемых фиксируется как «уход от мира». Выражает наличие желания достигнуть избавления от существующих обязательств, необходимых действий, предписываемых обществом в соответствии с социальным статусом, наставлений и т.п. путём изменения сознания при помощи алкоголя;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Формирование ценностных ориентаций – ... развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие. Наименее выраженными у старшеклассников из ...
  2. Педагогическая психология и ее особенности

    Книга >> Психология
    ... разным причинам ... репрезентации. Репрезентации ... собственный осознанный выбор в разнообразных ситуациях жизни. При объяснении работает сознание ... с. 3. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., ... причин, объясняющих его поступки и другие особенности ...
  3. Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... , сознания и ... репрезентации ... собственных ... разному в разных ... особенностям и ситуации, – через осознанные ... распространенной причиной конфликтов ... поступков; ... Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника ...
  4. Новые возможности общения достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания язы

    Реферат >> Иностранный язык
    ... вызываемых в сознании говорящих женскими ... в силу разных причин (в частности ... поступки, — особенно ... Формирование у старшеклассников профессионально ориентированных ... и осознания собственной культурной специфики ... Дрыгина Ю.А. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФРЕЙМА ...
  5. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... репрезентация знаний) (англ. knowledge representation) — форма организации данных разной степени сложности и разного ... осознание собственных проблем терапевтом — необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность ... причиной поступков, ... старшеклассникам ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015199184417725