Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Уже в начале XX в. психологи понимали, насколько трудно представить, что все многообразие интеллектуального выполнения объясняется одним общим факторо...полностью>>
Психология->Реферат
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства ис...полностью>>
Психология->Реферат
Защита состоится « » мая 2007 г. в 10 часов на заседании регионального диссертационного совета КМ218.003.04 по защите диссертаций на соискание ученой ...полностью>>
Психология->Реферат
Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о свободе от "эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть с...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

У старшеклассников с низкой дифференцированностью репрезентации причинности в структуре субъективных семантических пространств более рельефно выражены категории исторической и телеологической причинности в своём единстве образующие диахронический аспект в восприятии ситуации, составляющий, основу для ретроспективной рефлексии. В осознании собственных поступков у старшеклассников с низкой дифференцированностью репрезентации причинности большую выраженность имеют категории исторической и телеологической причинности и меньшею категория синхронической причинности. Таким образом, можно предположить, что старшеклассники с низкой дифференцированностью репрезентации причинности осознают собственное поведение как причинно обусловленное, в большей степени, предустановленным собственным потенциалом и несколько меньшей степени обусловленным имеющимся тенденциям к желаемому будущему. Данные особенности, выражающиеся в локализации причин, как в прошлом, так и будущем, предположительно могут способствовать большей детализации образа ситуации, конструируемого в ходе ретроспективной рефлексии, определяющего ориентировку индивида в окружающей действительности (В.А. Петровский) [41].

У старшеклассников со средней дифференцированностью репрезентации причинности в структуре субъективных семантических пространств нет чёткой дифференциации видов причинности. Категории причинности в сознании старшеклассников со средней дифференцированностью репрезентации причинности образуют соотношения характеризующие понимание обусловленности поведения системой динамических объективных и субъективных факторов, реализующихся в данный момент времени. В осознании собственных поступков большую представленность имеют категории синхронической телеологической причинности. Категория исторической причинности имеет наименьшую представленность. Таким образом, у старшеклассников со средней дифференцированностью репрезентации причинности более выражено осознание собственного поведения в динамическом аспекте как процесса, где причины реализуются в данный момент времени, причинами в данном случае выступают - стремления к желаемому будущему.

У старшеклассников с высокой дифференцированностью репрезентации причинности в структуре субъективных семантических пространств наиболее рельефно в сознании представлены исторический и телеологический вид причинности, образующие диахронический аспект в восприятии ситуации, составляющий основу для ретроспективной рефлексии. Существенным является, дифференциация на данном фоне синхронической причинности, что предполагает системно-динамическое восприятие ситуации. Фиксация синхронического вида причинности как особой категории причин поведения субъекта, представленных в активно неадаптивных тенденциях (В.А. Петровский) предполагает большую адекватность ретроспективной рефлексии ситуации, т.к. происходит расширение спектра возможных причин, в своём единстве, определяющих поведение человека. В осознании собственных поступков старшеклассниками с высокой дифференцированностью репрезентации причинности большую представленность имеет категория исторической причинности, несколько меньшую категория синхронической причинности и менее других представлена категория телеологической причинности. Таким образом, у старшеклассников с высокой дифференцированностью репрезентации причинности наиболее выражено осознание собственного поведения как реализации внутреннего потенциала в данный момент времени.

Исследование особенностей осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности, с одной стороны расширяет поле исследования в области изучения сознания в старшем школьном возрасте. С другой стороны, позволяет более рельефно представить проблему ориентации старшеклассников в области детерминации поведения, а также, обозначить возможные способы преодоления затруднений, возникающих у лиц юношеского возраста, в связи с изменениями социальной ситуации развития. Результаты исследования особенностей осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности можно использовать для разработки программ, направленных на развитие схем интерпретации и рефлексии собственного поведения в практике оказания психологической помощи старшеклассникам.

Литература

1.Абдулаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход//Психологический журнал. - 2007- №2.

2.Агеев В.С., Дубова Т.Ф., Рыжонкин Ю.Я. Тип объяснения причин неудач и эффективность спортивной деятельности // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. – 1987. - №3.

3.Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии// Вопросы психологии. - 1979.- №6.

4.Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.

5.Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессии// Вопросы психологии. – 1986. - №3.

6.Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности// Вопросы психологии. – 1978. - №1.

7.Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. Преодоление в зарубежной психологии традиционных факторных подходов к детерминации поведения//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. – 1977. - №3.

8.Бибрих Р.Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1978. - №2.

9.Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена//Психологический журнал. - 1998. - №6.

10.Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. - 1989. - №4.

11.Вегнер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям//Вопросы психологии. – 1995. - №1.

12.Войскунский А.Е., Петренко В.Ф., Смыслова О.В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование// Психологический журнал. - 2000. - №2.

13.Выготский Л.С. Психология. М.; 2008.

14.Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения// Вопросы психологии. - 1995. - №5.

15.Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии. - 1989.- №6.

16.Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы психологии. - 1991.- №2.

17.Кайдановская И.А. Экспериментально-генетический анализ осознания в работах Ж. Пиаже // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1984. - №3.

18.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

19.Корнилова Т.В. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. СПб.: Питер, 2004.

20.Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения// Психологический журнал. – 1997. - №5.

21.Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности// Психологический журнал. - 2000. - №1.

22.Леонтьев А.Н. Чувственный образ и модель в свете Ленинской теории отражения//Вопросы психологии. - 1970. - №2.

23.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

24.Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. -№2.

25.Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М., 1999.

26.Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия (вступительная статья).// Восприятие и деятельность. М., 1976.

27.Мамчур Е.А. Причинность как идеал научного познания// Цивилизация. Наука. Культура. М., 1998.

28.Орлов А.В. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - №2.

29.Орлов А.В. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации// Вопросы психологии. - 1989. - №5.

30.Петренко В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа. // Восприятие и деятельность. М., 1976.

31.Петренко В.Ф., Шмелёв А.Г., Нистратов А.Л. Метод классификации как экспериментальный к семантике изобразительного знака//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1978. - №4.

32.Петренко В.Ф., Алиева Л.А., Шеин С.А. Психосемантические методы исследования оценки и понимания кинопроизведения //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1982.- №2.

33.Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания// Вопросы психологии. - 1982. - №5.

34.Петренко В.Ф. Психосемантческое исследование мотивации //Вопросы психологии. – 1983. - № 3.

35.Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов//Вопросы психологии. - 1983. - №6.

36.Петренко В.Ф., Пронина Е.И. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования//Психологический журнал. - 1986. - №3.

37.Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. МГУ., 1988.

38.Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ качества жизни россиян в период 1977-1991//Психологический журнал. - 1995. - №6.

39.Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердиков К.А. Психосемантический анализ геополитических представлений в России//Психологический журнал. - 2000. - №2.

40.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

41.Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.

42.Прохоров А.О. Прохорова Д.А. Семантические пространства психических состояний// Психологический журнал. - 2001. - №2.

43.Русина Н.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений// Вопросы психологии. - 1981. - №5.

44.Славская А.Н. Интерпретация как объект психологического исследования// Психологический журнал. - 1994.- № 3.

45.Славская А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в российском обществе (опыт психосоциального исследования) // Психологический журнал. - 1998. -№ 2.

46.Славская А.Н. Личностная интерпретация правовых отношений в контексте русской ментальности // Психологический журнал.-2004. - № 6.

47.Слободчиков В.И. психологические проблемы становления внутреннего мира человека. //Вопросы психологии. - 1986. - №6.

48.Смирнов Г.А. Смысл как проблема функциональной психосемантики//Вопросы психологии. - 1986. - №1.

49.Смирнов С.Д. Понятие образ мира и его значение для психологии познавательных процессов.// А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.

50.Смирнов С.Д. Психология образа. М., 1985.

51.Снегирёва Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте//Вопросы психологии. - 1989. - №2.

52.Собкин В.С., Шмелёв А.Г. Психосемантические исследования актуализации социально-ролевых стереотипов// Вопросы психологии. - 1986. - №1.

53.Субботский Е.В. Развитие у ребёнка представлений о причинности//Вопросы психологии. - 1989. - №3.

54.Франселла Ф., Баннистеп Д. Новый метод исследования личности / Под ред. Ю.М. Забродина, В.И. Похилько. М., 1987.

55.Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПБ.: Питер, 2001.

56.Улыбина Е.В. Знаковое опосредование в культурно-исторической теории и психоанализе //Психологический журнал. - 2004.- №6.

57.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

58.Чеснокова А.Г. Проблема осознания в психологической концепции Л.С. Выготского // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2001. - №1.

59.Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека//Вопросы психологии. - 1996. - №3.

60.Шмелёв А.Г. Сопоставление двух моделей семантической памяти // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1978. - №2.

61.Шмелёв А.Г. Подвижность координат субъективного семантического пространства как проявления категориальной установки//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979.-№3.

62.Шмелёв А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1982. - №2.

63.Шмелёв А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных//Вопросы психологии. – 1982. - №5.

64.Шмелёв А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. МГУ., 1983.

65.Шмелёв А.Г., Похилько В.И. Семантическая пространственная мнемошкала – новая измерительная техника в экспериментальной психосемантике//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1982. - №2.

66.Ярошевский М.Г. Специфика детерминации психических процессов //Вопросы философии. - 1972. - №1.

Приложение №1. Данные пилотажного исследования

Таблица №1- Показатели частоты встречаемости категорий проблемных ситуаций старшеклассников в ответах респондентов на открытую анкету

Категория

Высказывания респондентов, отражающие типичные ситуации

Частотность высказываний

Общая частотность категории

Вредные привычки

Алкоголизм

10

24

Наркомания

8

Компьютерные игры

3

Курение

3

Взаимоотношения с окружающими

Проблемы с родителями

6

16

Общение

5

Общение со сверстниками

1

Импотенция

1

Общение с девушками

1

Секс

1

Безразличие к другим

1

Профессиональное самоопределение

Поступление в ВУЗ

5

7

Дальнейшая работа

2

Финансовое положение

Отсутствие денег

3

6

Бедность

2

Деньги

1

Самоопределение

Смысл жизни

2

4

Сущее

1

Основы бытия

1

Трудности в учебной деятельности

Проблемы с учёбой

3

3

Заболевания

Заболевание СПИДом

2

2

Насилие

Убийство

2

2

Служба в армии

Армия

1

1

Таблица №2 Категории причин поведения в старшем школьном возрасте

Категория

Типичные высказывания респондентов

Негативное психологическое состояние

Стресс

Депрессия

Плохое настроение

Трудно

Общение

Плохие отношения с родителями

Непонимание

Плохая компания

Плохая семья

Приобретение новых друзей

2.

Превосходство над другими

Внутренние переживания

Лень

Считает себя взрослым

Желание попробовать, испытать что-то новое

Нежелание учиться

Уход от мира

Никайф

Неудача в жизни

Отношение к миру

Недалёкость суждений

Недалёкость взглядов



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Формирование ценностных ориентаций – ... развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие. Наименее выраженными у старшеклассников из ...
  2. Педагогическая психология и ее особенности

    Книга >> Психология
    ... разным причинам ... репрезентации. Репрезентации ... собственный осознанный выбор в разнообразных ситуациях жизни. При объяснении работает сознание ... с. 3. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., ... причин, объясняющих его поступки и другие особенности ...
  3. Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... , сознания и ... репрезентации ... собственных ... разному в разных ... особенностям и ситуации, – через осознанные ... распространенной причиной конфликтов ... поступков; ... Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника ...
  4. Новые возможности общения достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания язы

    Реферат >> Иностранный язык
    ... вызываемых в сознании говорящих женскими ... в силу разных причин (в частности ... поступки, — особенно ... Формирование у старшеклассников профессионально ориентированных ... и осознания собственной культурной специфики ... Дрыгина Ю.А. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФРЕЙМА ...
  5. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... репрезентация знаний) (англ. knowledge representation) — форма организации данных разной степени сложности и разного ... осознание собственных проблем терапевтом — необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность ... причиной поступков, ... старшеклассникам ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.012302160263062