Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus - столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозам...полностью>>
Психология->Реферат
V. Направление коррекционной работы, её этапы: При коррекционной работе повышении уровня эмпатии, целесообразно начать из снижения уровня тревожности ...полностью>>
Психология->Реферат
Кокаин– белый мелкокристаллический порошок, получаемый с помощью экстракции из листьев растения Eryhoxylum coca, или просто из коки. Листья коки являю...полностью>>
Психология->Реферат
Под групповым принятием решения мы подразумеваем групповой выбор одной из множества альтернатив, заданных заранее или возникших в процессе совместной ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Большую представленность и перцептуальную силу имеют признаки телеологической причинности, что позволяет предположить фиксацию тенденции к эгоизму, реализующуюся за пределами компании, с которой идентифицирует себя подросток. Содержательный анализ данного фактора позволяет обозначить его как «эгоист»

Пятый фактор, который объясняет 4,89 % дисперсии, включает такие элементы как: 6 (потому что лениться заниматься чем либо другим), корреляция с фактором - 0,799.

Наибольшую перцептуальную силу в факторе имеет признак исторического вида, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. В данном случае, лень, как черта характера, определяющая избрание жизненного пути с меньшим сопротивлением, может выступать как универсальная для всех возрастов причина употребления алкоголя. Таким образом, содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «слабохарактерность».

Таким образом, в результате обработки и интерпретации результатов сортировки в общей группе наибольший процент дисперсии выражает фактор, обозначенный нами как «типичные причины». Объединение в данном факторе исторического и телеологического видов причинности определяет, восприятие ситуации в диахроническом аспекте, т.е. рассмотрение её, в целом, как причинно обусловленной, без акцента на содержании конкретной причины. Подобный акцент в восприятии, даёт основу для ретроспективной рефлексии ситуации, выражающей ориентировку субъекта в данной ситуации.

Мы исходим из общего положения, сформулированного В.А. Петровским, о том, что особенностью человеческого существования является нетипичность, новизна обстоятельств деятельности, подобные условия побуждают активность, направленную на ориентировку в данной системе условий. На наш взгляд, подобная ориентировка осуществляется посредством возможности причинной категоризации поступающей информации. На основе подобной категоризации происходит ориентировка субъекта в ситуации, что выражается в принятии им решений и действиях адекватных ситуации. Иными словами, принятые на основе подобной ориентировки решения должны приводить, как пишет В.А. Петровский, «к жизненно значимому эффекту», [41, с.69].

Следует отметить, что в первом (ведущем) факторе, в целом, не происходит разделения исторического и телеологического типа причинности оба эти типа, составляют единство, определяющее восприятие ситуации в диахроническом аспекте.

Факторы, «основные причины», «маленький взрослый», «эгоист», «слабохарактерность» объясняют в три раза меньшие проценты дисперсии, по сравнению с ведущим фактором и реализуют диахронический аспект в восприятии ситуации. Фактор «слабохарактерность» реализует в чистом виде интерпретацию поведения на основании исторического вида причинности.

Особенностью полученных результатов выступает отсутствие объектов, означающих синхронический вид причинности. Отсутствие в объяснении поведения причин синхронического вида может свидетельствовать о тенденции к определению и локализации причин во времени (прошлое – исторический вид, будущее - телеологический) относительно события у большинства респондентов.

Таким образом, реконструкция субъективных семантических пространств характеризующих исторический, телеологический и синхронический виды причинности в общей группе, позволяет сделать вывод о том, что наиболее рельефно в сознании старшеклассников представлены исторический и телеологический виды причинности. Существенной особенностью является то, что данные виды причинности представленные в сознании старшеклассников в своём единстве образуют диахронический аспект в восприятии ситуации, составляющий, на наш взгляд, основу для ретроспективной рефлексии.

Факторный анализ матриц показателей полученных, в ходе сортировки в группе с низкой дифференцированностью репрезентации причинности выделил (Приложение № 6.2):

Первый фактор, который объясняет 34,75 % дисперсии, включает такие элементы как: 10 (чтобы приобрести новых друзей), корреляция с фактором - 0,878; 2 (потому что у него неприятности в жизни), корреляция с фактором - 0,669; 14 (чтобы в семье обратили на него внимание), корреляция с фактором - 0,637; 3 (т.к. поссорился с родителями), корреляция с фактором - 0,559; 1 (потому что он испытывал сильное эмоциональное напряжение), корреляция с фактором - 0,529; 11 (т.к. желает уйти от возникших проблем), корреляция с фактором - 0,407; 4 (это из-за плохого влияния со стороны компании), корреляция с фактором - 0,353.

Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида причинности, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Содержательный анализ фактора позволяет сделать вывод, об идентичном первому фактору общей группы способе объяснения ситуации. Но в отличие от фактора «типичные причины» общей группы, в данном факторе акцентируется проблемы общения подростка с окружающими. Наличие в факторе наиболее вероятных причин поведения, характеризующих трудности общения, позволяет обозначить его как «типичные трудности общения».

Второй фактор, который объясняет 7,36 % дисперсии, включает такие элементы как: 8 (он стремиться уйти от реальности), корреляция с фактором - 0,720; 13 (т.к. стремиться к пониманию со стороны окружающих), корреляция с фактором - 0,678; 4 (это из-за плохого влияния со стороны компании), корреляция с фактором - 0,590; 11 (т.к. желает уйти от возникших проблем), корреляция с фактором - 0,479; 1 (потому что он испытывал сильное эмоциональное напряжение), корреляция с фактором - 0,377; 3 (т.к. поссорился с родителями), корреляция с фактором - 0,341.

Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида причинности, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Данный фактор определяет причины поведения, возможно, связанные с трудностями общения подростка с окружающими и, в частности взрослыми, в результате чего подросток может испытывать психологический дискомфорт. Идентификация с группой в данном случае, способствует снижению данного дискомфорта. Содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «не понятый взрослыми».

Третий фактор, который объясняет 6,67 % дисперсии, включает такие элементы как: 6 (потому что лениться заниматься чем либо другим), корреляция с фактором - 0,649; 14 (чтобы в семье обратили на него внимание), корреляция с фактором - 0,433.

Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида причинности, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Отсутствие возможности проявить себя в какой - либо сфере и тенденция быть значимым могут обуславливать употребление алкоголя для демонстрации своей значимости. Т.о., содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «демонстративное поведение».

Четвёртый фактор, который объясняет 6,32 % дисперсии, включает такие элементы как: 15 (т.к. ему скучно учиться), корреляция с фактором - 0,923; 13 (т.к. стремиться к пониманию со стороны окружающих), корреляция с фактором - 0,516; 1 (потому что он испытывал сильное эмоциональное напряжение), корреляция с фактором - 0,263; 3 (т.к. поссорился с родителями), корреляция с фактором - 0,253; 11 (т.к. желает уйти от возникших проблем), корреляция с фактором - 0,143.

Структуру фактора составляют объекты синхронического, телеологического и исторического вида, наибольшую перцептуальную силу имеет признак синхронического вида, означающий не определённость причин снижения интереса к учёбе. Снижение интереса к учёбе может вызывать негативный отклик со стороны взрослых, родителей. Т.о., противоречие между желанием быть значимым для окружающих вступает в противоречие с выполнением необходимой для этого деятельности – учёбы в школе. Содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «плохой ученик»

Пятый фактор, который объясняет 5,84 % дисперсии, включает такие элементы как: 9 (т.к. хочет получить удовольствие), корреляция с фактором - 0,954; 19 (т.к. никогда не делал этого раньше), корреляция с фактором - 0,310.

Структуру фактора составляют объекты телеологического и синхронического вида причинности, совокупность которых с одной стороны фиксирует тенденцию к риску (В.А. Петровский, 1996), с другой стороны, объяснение данной тенденции стремлением получить выгоду. Подобное соотношение исторического и синхронического видов причинности при объяснении поведения отражает способ объяснения активно неадаптивных тенденций в поведении человека (В.А. Петровский, 1996). Так процесс развития личности, реализующей активно неадаптивное поведение, по сути являющееся не обусловленным предшествующими или будущими событиями, объясняется при помощи постулата сообразности, диктующим «изначальную обусловленность всех психических процессов» [41, с.13]. Действия, не укладывающиеся в рамки данного постулата, выступают как вредные, ошибочные и «трактуются как отклонения от нормы» (там же с.16). Содержательный анализ данного фактора позволяет обозначить его как «глупый поступок».

Шестой фактор, который объясняет 5,21 % дисперсии, включает такие элементы как: 5 (т.к. считает себя взрослым), корреляция с фактором - 0,864.

Большую перцептуальную силу признака в данном факторе имеет объект исторического вида причинности, который позволяет идентифицировать его с третьим фактором общей группы «маленький взрослый», но в отличие от него, в данном факторе не присутствует ориентация на компанию, и потому поступок может объясняться существующим у подростка чувством взрослости и активным выражением его во всех сферах жизнедеятельности. Содержательный анализ данного фактора позволяет обозначить его как «Я - взрослый».

Таким образом, в результате обработки и интерпретации результатов сортировки в группе с низкой дифференцированностью репрезентации причинности наибольший процент дисперсии выражает фактор, обозначенный нами как «типичные трудности общения» данный фактор представлен объектами, выражающими исторический и телеологический виды причинности, в единстве представляющих диахронический аспект восприятия ситуации. Факторы «не понятый взрослыми», «демонстративное поведение», объясняют в три раза меньше процент дисперсии, по сравнению с ведущим фактором. Данные факторы так же представляют сочетание исторического и телеологического видов причинности, реализующих диахронический аспект восприятия ситуации. В факторе «Я - взрослый» представлен исторический вид причинности, т.о. в факторе в содержательном плане представлена конкретная причина, обуславливающая поведение подростка.

В факторе «плохой ученик» представлено соотношение трёх видов причинности. В структуре фактора в равной степени представлены объекты исторического и телеологического вида причинности, но объект синхронического вида имеет большую перцептуальную силу признака. Фактор «глупый поступок» представляет соотношение телеологического и синхронического вида причинности, где большую перцептуальную силу имеет признак телеологического вида. Сочетания видов причинности в факторах «плохой ученик» и «глупый поступок» свидетельствует о фиксации динамического характера поведения, в котором невозможно чётко локализовать причину, объекты исторического и телеологического вида способствуют снятию неопределённости в ситуации, внося чёткую детерминацию.

Таким образом, реконструкция субъективных семантических пространств характеризующих исторический, телеологический и синхронический виды причинности у респондентов группы с низкой дифференцированностью репрезентации причинности, позволяет сделать вывод о том, что наиболее рельефно в сознании старшеклассников данной группы представлены исторический и телеологический виды причинности, в своём единстве образующие диахронический аспект в восприятии ситуации, составляющий, основу для ретроспективной рефлексии.

Факторный анализ матриц показателей полученных, в ходе сортировки в группе со средней дифференцированностью репрезентации причинности выделил (Приложение № 6.3):

Первый фактор, который объясняет 38,5 % дисперсии, включает такие элементы как: 20 (он не видит в этом ничего плохого), корреляция с фактором - 0,765; 21 (у него проснулся неожиданный интерес), корреляция с фактором - 0,642; 16 (т.к. пробует неизвестное), корреляция с фактором - 0,584; 19 (он рискнул, т.к. никогда не делал этого раньше), корреляция с фактором - 0,549; 18 (ему стало интересно, что будет дальше), корреляция с фактором - 0,549; 17 (так вышло случайно), корреляция с фактором - 0,533; 7 (потому что не знает о последствиях), корреляция с фактором - 0,511; 12 (т.к. хочет быть лучше других), корреляция с фактором - 0,303.

Структуру фактора составляют объекты синхронического телеологического и исторического вида причинности. Большую представленность и перцептуальную силу признака имеют объекты синхронического вида причинности. Содержательный анализ фактора позволяет сделать вывод о фиксации в поведении подростка активно неадаптивных тенденций в поведении, выражающихся в стремлении к риску (В.А. Петровский, 1996). Наличие в факторе объектов исторического и телеологического вида причинности, которые в некоторой степени, определяют подобные беспричинные тенденции поведения, позволяет сделать вывод об идентичном фактору «глупый поступок» (пятый фактор в группе с низкой дифференцированностью) способе объяснения поведения подростка. В данном случае неадаптивные тенденции объясняются отсутствием у подростка жизненного опыта и желанием различными способами, в частности, употреблением алкоголя, приобрести свою индивидуальность. Т. о., неадаптивные действия интерпретируются как приобретение человеком новых, неосвоенных «инструментов» в достижении стоящих перед ним целей. Данный фактор можно обозначить как «экспериментатор».



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Формирование ценностных ориентаций – ... развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие. Наименее выраженными у старшеклассников из ...
  2. Педагогическая психология и ее особенности

    Книга >> Психология
    ... разным причинам ... репрезентации. Репрезентации ... собственный осознанный выбор в разнообразных ситуациях жизни. При объяснении работает сознание ... с. 3. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., ... причин, объясняющих его поступки и другие особенности ...
  3. Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... , сознания и ... репрезентации ... собственных ... разному в разных ... особенностям и ситуации, – через осознанные ... распространенной причиной конфликтов ... поступков; ... Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника ...
  4. Новые возможности общения достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания язы

    Реферат >> Иностранный язык
    ... вызываемых в сознании говорящих женскими ... в силу разных причин (в частности ... поступки, — особенно ... Формирование у старшеклассников профессионально ориентированных ... и осознания собственной культурной специфики ... Дрыгина Ю.А. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФРЕЙМА ...
  5. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... репрезентация знаний) (англ. knowledge representation) — форма организации данных разной степени сложности и разного ... осознание собственных проблем терапевтом — необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность ... причиной поступков, ... старшеклассникам ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019640922546387