Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Девиантное, или отклоняющееся (от лат Deviatie – отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распростран...полностью>>
Социология->Реферат
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это обще...полностью>>
Социология->Реферат
Девиа́нтное поведе́ние (от англ deviation — отклонение) — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определе...полностью>>
Социология->Реферат
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Ко...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и т.д.

Большое внимание уделяется социально-бытовому обслуживанию престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

а) автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи;

б) системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи;

в) специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и т.п., а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

г) системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

д) специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

е) пологих пандусов вместо порогов и т.п.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно.[5, c.80]

Одной из новых форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в отдаленных и малонаселенных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную и т.д. Надо отметить, что отдельные элементы такой помощи имели место и ранее: приезд в небольшие деревни специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т.д.

Социальное обслуживание и обеспечение людей пожилого возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального работника.

Имея знания и опыт, соответствующие душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению образа жизни пожилых людей, обеспечению их независимости, достоинства, помочь им занять подобающее место в обществе.

Глава 3. Технология социальной работы с пожилыми и одинокими в сельской местности

3.1. Особенности социальной поддержки сельского населения

Внимание правительств, международных неправительственных, коммерческих организаций, научного мира к «крестьянскому вопросу» диктуется грамотной значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономику, культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальных преобразованиях как развитых, так и развивающихся странах.

Вместе с тем во многих странах сельским сектором продолжают пренебрегать. Имеющиеся ресурсы используют для инвестиций в промышленность, поддержания государственных служб, улучшения городской инфраструктуры и условий жизни в городах. Сельскому населению во многих странах все труднее становится уйти от проблем бедности.

Медленно идет процесс интеграции крестьянства в национальные и мировые сообщества. Неадекватным его социальному статусу остается отношение правительств к удовлетворению базовых потребностей сельских жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни крестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях.

При этом стороны правительственных кругов проявляется определенная недальновидность, так как очевидно, что включение сельского социума в приоритеты экономической и социальной политики может стать одной из главных стратегических магистралей выведения таких стран, как, например, Россия, из кризиса. Именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитии социальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшего развития социальной работы как профессии, если рассматривать сельских жителей как одну из категорий социально перспективного контингента любой страны.

Социальные работники в сельских местностях работают с различными группами детей, семей, старыми людьми, инвалидами и так далее. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и так далее.[3, c.112]

Помимо навыков и умений, связанных с людьми, социальный работник общего профиля должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Это во-первых.

Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны.

Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Кроме того, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки – семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.

Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб.

Необходима новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни. Суть новой парадигмы, опираясь на опыт России, последователь М. Гурьянова характеризует следующим образом:

- создание социальных служб непосредственно в общинах;

- развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;

- целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых;

- развитие и подготовка квалифицированного персонала – общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей, и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;

- приоритет превентивных и развивающихся форм социальной работы;

- вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся, в работу по принятию решений и социальной политике муниципалитета;

- признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения. Социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивом звене социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы, общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров. В социальной работе на селе учитываются специфика образа жизни крестьян, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.[15, c.89]

Опыт социальной работы многих стран мира позволяет и в сельском социуме отстаивать следующий тезис: побуждение людей к работе и улучшение условий их труда имеют приоритет иждивенчества ведет к снижению уровня жизни бедных слоев. Акцент на «трудообеспечение», а не на «благообеспечение» является более милосердным актом государства по отношению к малоимущим.

В проблеме обеспечения минимального дохода крестьян кроме четких физиологических параметров нужно рассматривать его социальные и культурные аспекты. Сегодня социальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом. Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессионального действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте.

    1. Пути активизации социальной работы не селе

Как показывает практика, важным средством активизации социальной работы на селе являются опора на традиционные источники выживания сельского жителя, использование исконных способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни. Позитивными социально-психологическими факторами, которые необходимо учитывать при активизации социальной работе на селе, являются:

  1. Тесное срастание со средой обитания. Для сельского жителя общие условия и ресурсы окружающей природной среды – плодородие или состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и так далее – остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения. Как правило, сельские жители досконально знают особенности своей местности. Причем экологическая составляющая определяет выбор системы земледелия, состав культивируемых растений и пород животных, соотношение разных отраслей хозяйства, характер поселения и расселения, способы коммуникаций и даже конкретные формы социальных общностей. Из природной среды сельский житель традиционно через средства для укрепления своего здоровья, лечения болезней, в процессе хозяйственной деятельности ориентируется на многолетние наблюдения за погодно-климатическими закономерностями в их взаимосвязи с различными природными явлениями. Традиционные ценности каждого этноса неотделимы от среды его обитания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному социуму, - важнейший источник формирования национального характера, оздоровления и организации жизнедеятельности сельских обществ.

  2. Личное подворье. Исторический опыт жизнедеятельности сельской семьи свидетельствует, что во все времена основным средством ее выживания был труд на личном подворье. Независимо существующего общественно строя, политической и экономической ситуации в стране, трудясь на земле, семья сможет прокормить себя. Труд на личном подворье – самая надежная гарантия социальной защиты сельского населения. Расчеты специалистов показывают, что, имея участок земли площадью 6 соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из четырех человек. Но это возможно только при правильном ведении хозяйства. Поэтому социальные работники и социальные педагоги должны вооружать сельских жителей сельскохозяйственными знаниями, повышать культуру сельскохозяйственного производства.

  3. Приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений. Крестьянство по-прежнему ориентируется на традицию, которая является для него непреложным законом хозяйственной деятельности и всего жизненного уклада общества от природы диктовала ориентацию на воспроизведение прежних образцов, унаследованных от предков. Отход от производственного и экологического опыта многих поколений мог обернуться катастрофой. Запрограммированные природным воздействием консерватизм и приверженность традиции служили гарантом устойчивости и благополучия социума, условием физического выживания людей. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и других. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельности сельского социального педагога и социального работника.[11, c.123]

  4. Роль семьи. Семья в деревне воспринимается как хозяйственная единица, как форма правильной организации жизни взрослого человека, как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие «семья» вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья на селе – это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно, источников доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности потребления и неизбежно приводит к поиску компенсирующих недостаток денежных ресурсов видов занятости и иных способов получения доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.

  5. Роль систем неформальной поддержки. В сельской местности взаимосвязи людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимосвязи друг от друга. Поэтому сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем в поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и другая. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число участников, - важное средство социальной защиты человека. И этот фактор необходимо учитывать социальному педагогу и социальному работнику.

  6. Межсемейная кооперация. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется много примеров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собой обязанности по ведению своих хозяйств. Многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств.

  7. Роль общественного мнения. В пространственно-ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. К примеру, действиям властей, когда они ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селе традиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может, игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира или специалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротивление ощущают руководители – «чужаки», то есть те, которые не были изначально его жителями – «своими» в сознании местных селян. Но не везде рядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом и на положение каждой семьи в отдельности.

Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности; использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказании помощи человеку, его семье, общине.

В целом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.

Заключение

Таким образом, социальная работа - это очень трудная работа, требующая отдачи душевных сил, житейского опыта, но еще и понимания психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей.

Тем более на сегодняшний день, в этой сфере существует множество проблем. По данным социологических исследований, проведенных группой А. И. Тащеевой, престарелые люди нуждаются в 31 виде услуг: от доставки продуктов до стрижки и сопровождения в баню. Но фактически вся помощь ограничивается 2-4 услугами. Но и эти услуги оказываются далеко не всем желающим и нуждающимся. Так, в доставке горячей пищи нуждаются 24%, а получает только 1 - 2%. Еще много можно привести таких примеров.

Поэтому государство должно разработать программу, направленную на улучшение социальной работы.

Во-первых, должна быть организация социальной поддержки и помощи со стороны государства и общества слабым и немощным;

Во-вторых, необходимо создать условия для проявления собственных способностей, увеличение степени самоконтроля и самоорганизации для решения собственных, личностных проблем клиентами.

В-третьих разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями; защитить пожилых людей от экономических потрясений; обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;

Социальному работнику при работе с клиентами необходимо:

- реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

- иметь навык межличностного общения;

- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование условий жизни пожилых людей.

Список использованной литературы

  1. Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону, 1997 г.

  2. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / Под ред. В.К. Степанова. М.: Стройиздат, 1989.-213с

  3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. С.89-93.

  4. Гордин В.Э. Чем старость обеспечить. - .М: Мысль, 1988 г.

  5. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991. -135с.

  6. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т.7. – СПб., 1987. -350с.

  7. Опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае. - Красноярск,1999 г.

  8. Основы социальной работы. - М., 1998 г.

  9. Сосин М. Я. Пожилой человек в семье и обществе. - М., 1984 г.

  10. Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – М., 1995. – 334с.

  11. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

  12. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 1999.-320с.

  13. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. –340с.

  14. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с.

  15. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.



Похожие страницы:

  1. Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2)

    Курсовая работа >> Социология
    ... технологий социальной работы с пожилыми людьми. Объектом исследования являются лица пожилого возраста, как социально-демографическая группа. Предмет – технологии социальной работы с лицами пожилого возраста. Целью работы является ...
  2. ... и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста

    Курсовая работа >> Социология
    ... лицам пожилого возраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах.//Здравоохранение,1990,№3. 23. Е.И.Холостова. Социальная работа с пожилыми ...
  3. Социальное обслуживание пожилых

    Курсовая работа >> Социология
    ... пожилых людей. 5 1.1 Пожилые люди как социальная общность. 5 1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема. 13 2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста ...
  4. Социальная работа с одинокими пожилыми людьми в исправительных учреждениях (на примере ФБУ ИК 3 ст. Среднебелая Амурской области)

    Дипломная работа >> Социология
    ... ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1 Феномен одиночества пожилых людей Одинокие пожилые люди, согласно практике социальной работы, это лица пенсионного возраста ...
  5. Социальная работа с одинокими пожилыми людьми

    Курсовая работа >> Социология
    ... медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.- Методические рекомендации.- Москва.- 1990 г. 1 Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001323938369751