Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Прежде чем говорить о стихийных группах, нужно понять то, что их образовало, а именно мнение общества. Исследование общественного мнения – не маловажн...полностью>>
Психология->Реферат
За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состоянии: стресса, беспокойства или тревоги,...полностью>>
Психология->Реферат
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего...полностью>>
Психология->Контрольная работа
понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессия также характеризуется ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. АСТАФЬЕВА

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

СОФЬЯНОВА АННА НИКОЛАЕВНА

ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Допущен (а) к защите:

О.В. Александрова к.пс.н., доцент

кафедры практической

психологии

_________________________

Научный руководитель:

И.В.Дуда

к.п.н., доцент

кафедры профессиональной педагогики

______________

«______»_________2008г

Рецензент: С.М. Колкова

к.пс.н., доцент

кафедры практической

психологии

______________________

Оценка:_______________

Председатель ГАК

Е.А.Елизова к.п.н., доцент,

зав. кафедрой гуманитарного образования ККИПКРО

___________________

Красноярск 2009

Оглавление

Введение

Глава I: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение 3

1.1. Сущность понятия тревожность 7

1.2. Социально-психологический анализ семьи 22

1.3. Родительские отношения как фактор возникновения тревожности у детей в младшем школьном возрасте 42

Выводы I главы 62

Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений

между родителями и детьми 65

2.2. Результаты и анализ экспериментальной работы 75

2.3. Пути оптимизации взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста 77

Выводы II главы 82

Заключение 84

Литература 85

Приложения 89

Введение

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и другие). Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

Цель исследования – выявить взаимосвязь родительского отношения и уровня тревожности ребенка младшего школьного возраста.

Объект исследования – взаимосвязь родительского отношения и уровня тревожности ребенка младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности проявления тревожности детей младшего школьного возраста и тип родительского отношения.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь родительского отношения и уровня тревожности ребенка младшего школьного возраста. Если родители демонстрируют негативный тип родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста («маленький неудачник», «гиперсоциализация»), то уровень тревожности-высокий. Если родители демонстрируют позитивный тип родительского отношения («кооперация»), то уровень тревожности ребенка младшего школьного возраста низкий.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие тревожности у детей.

2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений.

3.Исследовать индивидуальные особенности и стили родительских отношений с помощью личностных опросников.

4.Разработать рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста в системе детско-родительских отношений.

Методологическая основа:

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Констатирующий эксперимент на выявление взаимоотношений родителей и детей с применением двух методик: диагностика родительского отношения с помощью опросника А.Я. Варга, В.В. Столина и кинетический рисунок семьи.

3.Количественная и качественная обработка результатов.

Теоретическая значимость проведенной работы заключается в том, что нами была сделана попытка выявления взаимосвязи между родительским отношением и уровнем тревожности детей младшего школьного возраста. В результате теоретического анализа были получены некоторые положения объясняющие особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста в семье.

Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что полученные в ходе практического исследования результаты можно использовать при организации психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Организация работы:

Экспериментальная работа проводилась в СОШ №3 г. Лесосибирска. В исследовании принимало участие 20 детей и 20 родителей.

Структура и объем работы:

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Основное содержание изложено на 89 страницах.

Глава I

1.1. Сущность понятия тревожность.

В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

Понятие “тревожность” многоаспектно. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

В психологическом словаре “тревожность” рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:

-психологическое явление;

-индивидуальную психологическую особенность личности;

-склонность человека к переживанию тревоги;

-состояние повышенного беспокойства.

В состав тревожности входят понятия: “тревога”, “страх”, “беспокойство”. Рассмотрим сущность каждого.

Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-с процессом обучения – учебная тревожность;

-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

-с общением – межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенной тревожности. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и особенностей детско-родительских отношений ...
  2. Влияние детско-роительского отношения на личность младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... ребенка младшего школьного возраста». Проблема исследования: каково влияние детско-родительских отношений на личностное развитие ребенка младшего школьного возраста ... уровня, формирование родительских чувств, родительского ... все они взаимосвязаны и ... тревожность, ...
  3. Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... более прочной связью с родительскими страхами; относительной трудностью ... Для исследования уровня тревожности ребенка по отношению к ряду типичных ... и самооценка ребенка младшего школьного возраста взаимосвязана с наличием у него тревожности. Заключение В ...
  4. Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... исследования взаимосвязи детско-отцовских отношений и самооценки ребенка младшего школьного возраста. В приложениях представлены усредненные результаты взаимосвязи детско-родительских отношений по ...
  5. Влияние учебного процесса на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... детям младшего школьного возраста с низкой самооценкой характерны повышение уровня тревожности. Отсутствие ... ребенка младшего школьного возраста в новой для себя роли школьника и уровня ... нарушениям в системе детско-родительских отношений. Но в то же ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019721984863281