Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
События 11 марта 1975 года в Португалии – попытка государственного переворота в Португалии, предпринятая бывшим президентом страны генералом Антониу д...полностью>>
Политология->Реферат
К политической элите относятся про­фессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные слу­жа...полностью>>
Политология->Реферат
Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления государством») — всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий...полностью>>
Политология->Реферат
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.2 Применение информационных технологий в системе государственного управления социальной защитой детства в Республике Башкортостан

Внедрение информационных технологий в органы социальной защиты населения является одной из приоритетных задач, реше­ние которой должно значительно по­высить качество государственного и муниципального управления.

Рассмотрим информационные системы, используемые в государственном муниципальном управлении на федеральном уровне:

  1. Информационные технологии управления городскими финансами:

  • программные пакеты «Автоматизация учета бюджетного процесса муниципального образования»

  • Автоматизированный контроль финансов («АЦК-Финансы») обеспечивает: полное исключение осуществления бюджетных платежей без санкционирования финансовым управлением; предварительный, текущий и последующий контроль за бюджетными расходами; осуществление всех платежей бюджета только под реально возникшую потребность; контроль за возникновением бюджетных обязательств; сокращение срока движения бюджетных средств при осуществлении кассового расхода; автоматизацию учета исполнения расходной части бюджета с любой детализацией в разрезе каждого получателя бюджетных средств; автоматизацию всего документооборота, возникающего в процессе исполнения бюджета как внутри финансового управления, так и между всеми участниками бюджетного процесса (отказ от технологии бюджетного документооборота);

  • АИС социальной защиты населения. Примером могут служить: Информационно-аналитическая система «Социальная защита населения» (АИС «СЗН»). Система предназначена для обеспечения информационного сопровождения процесса социального обслуживания граждан в организациях системы СЗН на муниципальном и региональном уровнях.

  • Информационно-аналитическая система «Адресная социальная помощь». Система интегрирует в себе следующие функциональные подсистемы: Учетная подсистема; Подсистема поддержки принятия решения, «Назначения и выплаты», «Несовершеннолетние», «Социальная поддержка», «Субсидии», «Портал», «Отчеты и статистика», «Настройки», Информационно-аналитическая подсистема; «Административная подсистема».

Важную роль в работе играет использование возможностей электронной почты. Так обмен информацией, документами между министерствами, подведомственными учреждениями и ведомствами республики происходит постоянно, что позволяет своевременно получать оперативную информацию, ускорить принятие решений, снизить затраты за услуги почты, телефонные переговоры и факсимильные сообщения.

В Республике Башкортостан работа по информатизации социальной сферы ведется по следующим направлениям:

- формирование материально-технической базы: приобретение вычислительной техники и программного обеспечения;

- развитие коммуникационной инфраструктуры между Министерствами и подведомственными учреждениями.

- информационное сопровождение населения Республики Башкортостан.

- создание интегрированных информационных систем персонального учета населения.

Основой реализации, должно стать объединение информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов в единое информационное пространство на базе применения отраслевых и региональных информационных стандартов.

На сегодняшний день 53 учреждения здравоохранения и все социозащитные учреждения имеют выход в Интернет и в своей работе пользуются электронной почтой. Электронные адреса имеют все ЦРБ, республиканские ЛПУ и центры социальной работы [100].

C января 2005 года в сети Интернет начал свою работу официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения, на котором публикуется информация о его деятельности и подведомственных ему учреждений. Информация, подготавливается пресс-службой и специалистами министерства, и ежедневно размещается на сайте сотрудниками отдела информатизации и программного обеспечения.

Отделом информатизации и программного обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения самостоятельно разрабатываются пакеты прикладных программ, с помощью которых в центрах социальной работы созданы и ведутся территориальные электронные банки данных:

1) Автоматизированное рабочее место (АРМ) "Детское пособие" - предназначено для назначения ежемесячных и разовых пособий, гражданам, имеющим детей.

2) АРМ "Статотчетность по детским пособиям" - получение форм государственной статистической отчетности по району.

3) АРМ "Учет льготных категорий населения и адресной социальной помощи".

4) АРМ "Отчет по Базе Данных Учета льготных категорий населения и адресной социальной помощи"

5) АРМ "Выплата" - предназначено для автоматизации работы специалистов, занимающихся выплатой ежемесячных и разовых пособий, льготным категориям граждан.

6) АРМ "Учет многодетных семей и семей социального риска".

7) АРМ "Учет входящих и исходящих документов", - ведение электронной картотеки входящих и исходящих документов, осуществление контроля исполнительской дисциплины, анализ документооборота по исполнителям и корреспондентам.

Для создания эффективной системы управления используется процессный подход, ориентированный на бизнес-процессы, конечными целями которых является создание управленческих решений или услуг. Основной составляющей бизнес-процесса является функциональная модель, на рисунке 1 и рисунке 2 показана функциональная модель плана социальной защиты детства в РБ.

Рисунок 1 Функциональная модель плана социальной защиты детства в РБ первый этап

Рисунок 2 Функциональная модель плана социальной защиты детства в РБ второй этап

Результатом завершения плана по социальной защите детства является следующее:

- проектирование и разработка "Единой базы данных социальной защиты детей РБ" и установлена на сервер в Министерстве;

- разработка комплекса программ по периодическому наполнению (актуализации) базы данных за счет сбора информации из социальных баз центров социальной работы районов республики;

- разработан комплекса программ по исключению в консолидированной базе данных дублирующей информации о жителях республики (процесс выверки данных);

- проведение обучения сотрудников отдела информатизации и программного обеспечения по работе с системным программным обеспечением и функционирующей информационной системой;

- разработка в соответствии с ГОСТ-ми такие документы, как:

- информационные системы медицинских учреждений (ИСМУ);

- федеральный регистр льготных категорий граждан, который ведет Отделение Пенсионного фонда РФ в РБ.

Сегодня, как никогда ранее, ощущается необходимость создания модели единого информационного пространства социальной сферы, единой межотраслевой информационной системы. Именно она позволит добиться необходимой интеграции информационных ресурсов на основе хранилищ и банков данных документированной информации и своевременно получать аналитические и сводные данные о состоянии социальной сферы, реализации городских социальных программ.

3.3 Возможность применения опыта США по социальной защите детства в Российской Федерации

Как работает социальная система защиты прав детей на Западе? Территориальное деление штата Миннесота очень близко к территориальному делению Санкт-Петербурга. Всего в штате проживает около 5 млн. человек. Штат разделен на 87 округов, являющихся муниципальными образованиями. В Петербурге их 111, ненамного больше. В муниципальных образованиях (округах) действуют органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения. В их числе Департамент по защите прав детей. Этот департамент, если проводить аналогию с российским законодательством, является органом опеки и попечительства в отношении детей.

В Департаменте существуют различные отделы. Примерная схема этих отделов такова. Отдел по выявлению кризисных ситуаций. Отдел расследований. Можно привести  реальный пример. Поступил сигнал, что трехлетняя девочка постоянно выбегает на проезжую часть, чем подвергает себя опасности. Выйдя в адрес, социальный работник провел беседу с матерью и выяснил, что у той нет возможности постоянно контролировать ребенка, забора вокруг дома нет. На средства Департамента был построен вокруг дома забор. Согласитесь, для России этот пример просто не реален.   

Отдел фронтальной, то есть первичной работы с семьей. Социальные работники, психологи оказывают сопровождение кровной семье. При наличии результата работа с кровной семьей может завершиться на этом этапе.
Отдел перманентной (постоянной) работы с семьей. Сюда поступают дела из отдела фронтальной проверки, если ситуация в семье не исправляется и возможно лишение родительских прав. Сотрудники отдела выступают в суде по искам о лишении родительских прав.

В Департаменте по защите прав детей работает около 50 сотрудников. Принятие решений о необходимости изъятия ребенка из кровной семьи, обращении в суд о лишении родительских прав, устройстве ребенка в фостерную семью и т.д. происходит коллегиально, при участии сотрудников разных отделов, что позволяет объективно увидеть конкретную ситуацию и подобрать оптимальное решение. Естественно, что все отделы пользуются единой информационной компьютерной базой. Данная база существует как на уровне округа, так и на уровне штата [61].

Решения об устройстве ребенка в фостерную семью, об усыновлении, о лишении родительских прав принимаются судом. Так как в США существует особый суд по делам несовершеннолетних, судебные решения принимаются оперативно.
Мне представляется, что главное отличие между США и Россией в этом вопросе заключается в том, что система защиты прав детей в США работает по принципу «все в одних руках». Один орган – Департамент по защите прав детей – занимается и выявлением трудных жизненных ситуаций, и работой с кровной семьей, и подбором фостерных семей, и защитой прав детей, оставшихся без попечения родителей, и устройством ребенка в случае лишения родителей родительских прав. У нас же в Санкт-Петербурге районные администрации осуществляют работу с кровной семьей, органы опеки отвечают за детей, оставшихся без попечения родителей, Комитет по труду и социальной защите населения осуществляет подбор приемных семей и т.д. В то же время не всегда удается четко разграничить отсутствие родительского попечения и трудную жизненную ситуацию, где попечение родителей присутствует. Отсутствует единая информационная база. То есть целый ряд неудобств, мешающих эффективной работе по защите прав детей, возникает по одной причине – наличие разных органов разного подчинения, работающих в одной сфере – защита прав детей. Понятно, что нам не обойтись без наличия отдельных судебных и правоохранительных органов. Но, без сомнения, логично административный орган иметь только один.   
В продолжение темы о системе защиты прав детей в США и о ситуации в России, хотелось бы поговорить о проблемах семейного устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с федеральным законодательством в России существует 5 формы семейного устройства детей: опека, приемная семья, патронат, усыновление, наставничество. Усыновление является приоритетной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, к сожалению, на бумаге, а не на практике. Объясняется это, во многом, экономическими причинами, так как усыновленные дети не получают материальной поддержки со стороны государства и не имеют права пользоваться льготами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, как форма устройства, оказалась не жизнеспособной. Можно много рассуждать на тему, почему, но мне видится главной причиной то, что приемный родитель остается один на один со своими проблемами. У органов опеки и попечительства нет ресурсов для сопровождения приемной семьи. Кроме того, законодательно не закреплена обязательная профессиональная подготовка приемных родителей. Вот и получается, что в основном дети отдаются под опеку, причем большая часть опекунов – это родственники детей. Кроме выплаты опекунского пособия и наличия льгот, наше государство не обязано оказывать таким семьям весьма востребованную ими помощь: социальную, психологическую, юридическую. И все равно, можно сказать, что таким детям повезло. Почему? Потому что большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, находится в детских учреждениях. И какими бы не были эти учреждения красивыми, оснащенными всякой техникой, с хорошо подготовленным персоналом, они никогда не заменят ребенку главного – семью.

Многие не поверят, но в США нет детских домов. В штате Миннесота существует приют Св.Иосифа, там могут находиться дети непосредственно после изъятия из кровной семьи до подбора им фостерной семьи, срок пребывания их в приюте не превышает, как правило, 3 месяцев. В целом же, все дети, которые по разным причинам должны быть изъяты из семьи, помещаются в так называемые фостерные семьи. Это семьи, основной задачей которых является воспитание ребенка и удовлетворение всех его потребностей, до момента возврата ребенка в кровную семью, передачи ребенка на усыновление или достижения им возраста 18 лет. Все фостерные родители проходят в муниципальных округах специальную профессиональную подготовку, их деятельность лицензируется, причем лицензия должна подтверждаться один раз в год. Одна фостерная семья может принять не более 6 человек детей, общее число детей (своих и приемных) не должно превышать 8 человек. Помимо обычных фостерных семей в каждом округе существуют семьи, выполняющие функцию так называемых фостерных приютов. В округе Хеннепин (одном из 87 округов штата Миннесота) таких семей 24, они обладают более углубленной профессиональной подготовкой, имеют продолжительный опыт работы с детьми в трудной жизненной ситуации и более значительную материальную поддержку.   В эти семьи помещаются дети, только что изъятые из кровных семей, срок пребывания в таких семьях не превышает 30 дней. За этот период ребенку подбирается вариант усыновления или обычная фостерная семья.
Если мы в данный период ведем борьбу за развитие приемной семьи, за понимание того, что в семье ребенку лучше, чем в учреждении, в США долгосрочное устройство в фостерные семьи считается неудачным вариантом, вся государственная политика в данной области направлена на пропаганду и развитие усыновления.

Причем, в США в данный период большинство усыновлений является открытыми. Это означает, что тайны усыновления нет. Ребенок изначально знает, что он усыновлен, кровные родители сохраняют право на общение с ребенком, они могут даже участвовать в подборе будущих усыновителей. У российских профессионалов может возникнуть масса вопросов по этому поводу, но американские коллеги утверждают, что плюсы в открытом усыновлении значительно превышают минусы, которые могут и не возникнуть.
Очень грустно, что благодаря средствам массовой информации в головы многих наших сограждан прочно вбит миф, что русских детей американцы усыновляют, а потом убивают. Действительно, судьба одного русского ребенка, показанная в репортаже по телевидению, оказалась ужасной. Но сколько наших детей обрели в США настоящие любящие семьи и сколько среди них больных или инвалидов, которые у нас, в духовно богатой (это слово в контексте нашего времени хочется взять в кавычки) России оказались бы выброшены за рамки общества.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная защита в Республике Башкортостан

    Курсовая работа >> Социология
    ... ст. 50 Конституции Республики Башкортостан. Отсюда следует, что система социальной защиты населения выполняет функцию ... экономики. В республике проводится большая работа по улучшению социальной защиты материнства, детства, социальной защиты пожилых людей ...
  2. Система социальной поддержки детей и семей в Чукотском автономном округе

    Диплом >> Остальные работы
    ... Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства ... область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, ... системы социальной защиты. Недостатком существующей системы социальной защиты является величина социальных ...
  3. Социальная защита семьи (1)

    Курсовая работа >> Социология
    ... — инвалидом с детства нередко не совместим ... учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за ... область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, ... верхней одежды и т.д. (Республика Тува, Республика Дагестан и др.) как ...
  4. Система органов государственной власти субъектов России

    Реферат >> Государство и право
    ... Республике Алтай, Курултай в Республике Башкортостан, Народный Хурал в Республике Бурятия и Республике Калмыкия, Халкъа Гулам в Республике ... развитию социальной сферы и здравоохранения, организует системы социальной защиты населения и адресной социальной ...
  5. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... (в том числе республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др.). Принцип ... раннего детства до периода социальной зрелости; - все многообразие элементов социальной ... интересам. Таким образом, государственная система социальной защиты и реабилитации инвалидов и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013411045074463