Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Контрольная работа
Для изучения выполнения плана рабочими завода было проведено десятипроцентное выборочное обследование по методу случайного бесповторного отбора Резуль...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям Слово «индекс» имеет несколько значений: показатель, указатель, опись, реестр Оно используется ка...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Нормирование труда — важнейшая составная часть научной организации труда, объективная необходимость планового ведения хозяйства и повышения его эффект...полностью>>
Экономика->Дипломная работа
В условиях рынка основой стабильности любой организации является ее финансовая устойчивость, которая зависит от финансового состояния организации как ...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оперативно-производственное планирование осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям - календарное планирование и диспетчирование. Первое включает: расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам; определение календарных нормативов движения процесса производства; разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий; составление оперативных планов по бригадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обеспечение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплектующими изделиями).

Диспетчирование представляет собой непрерывный учет, контроль и регулирование хода производства в соответствии с календарными графиками производства. Задачи диспетчирования: оперативный учет выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий, выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков, принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений; координация текущей деятельности взаимосвязанных звеньев, снабжение рабочих мест заготовками, оснасткой, инструментом.

В условиях серийного производства основными объектами диспетчирования являются: уровень складских заделов, состояние комплектации по отдельным изделиям, сроки запуска и выпуска деталей, узлов, изделий, обеспечение рабочих мест заготовками и инструментом.

В единичном производстве объект диспетчерского контроля - сроки выполнения работ по отдельным заказам, обеспечение рабочих мест заготовками, инструментом. Он осуществляется за соблюдением сроков запуска и выпуска деталей, узлов по цехам, хода подготовки производства.

Оперативно-производственное планирование в зависимости от масштабов подразделений, для которых оно осуществляется, подразделяют на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку и доведение оперативных заданий до цехов, контролирует, регулирует и координирует их работу. Внутрицеховое планирование решает эти же вопросы внутри цеха (по сменам, участкам, рабочим местам).

В зависимости от типа производства на промышленных предприятиях используется несколько систем оперативно-производственного планирования. Наиболее широкое распространение в машиностроении получили следующие системы: машинокомплектная, комплектно-узловая, комплектно-групповая, подетальная (по ритму выпуска), складская, по уровню обеспеченности ("Р-Г", т.е. "Разряд минус группа"), стандарт-план и др. Все они различаются между собой планово-учетной единицей, в качестве которой могут быть использованы: изделия, узел, комплект деталей, деталь и технологическая операция.

Выбор системы ОПП определяется следующими основными факторами: типом производства, объемом и повторяемостью выпускаемой продукции, ее сложностью, степенью унификации деталей и узлов, производственной структурой предприятия и цехов, формой внутризаводской специализации, наличием ЭВМ и специалистов по ее обслуживанию. Критериями оценки эффективности ОПП являются:

ритмичная работа коллектива и равномерный выпуск продукции;

уровень использования средств производства и рабочей силы;

минимальная длительность производственного цикла;

минимальные запасы незавершенного производства.

Финансовое планирование осуществляется в рамках генерального целевого, стратегического, тактического и текущего планирования.

Основным элементом финансового планирования является бюджетирование. Бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, что позволяет использовать его для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество видов и форм: отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья, материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о доходах (бюджет продаж) или только о расходах, а укрупненные бюджеты (отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают бюджет предприятия в целом, так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Блок 1. Бюджет продаж. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Блок 2. Бюджет производства. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости.

Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.

Названные четыре плановых комплекса разрабатываются в рамках так называемого скользящего планирования периодически (как правило, ежегодно). В рамках скользящего периодического планирования в каждом плановом комплексе может в свою очередь осуществляться непериодическое проектное планирование.

Основные содержательные связи и временные переплетения этих четырех плановых комплексов на предприятии представлены на рисунке 6.3.

В литературе и предпринимательской практике формирование отдельных плановых комплексов и их названия отличаются большим разнообразием.

При упрощенном подходе выделяют только стратегическое (включая планирование целей) и текущее планирование.

Планирование инвестиций и проектное планирование рассматривают в качестве особого планового комплекса, занимающего промежуточное место между стратегическим и текущим планированием.



Бизнес-план: сущность, виды, структура.

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования - от 1 года до 5 лет, как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Анализ экономической ситуации и выбор рациональных и выгодных для предприятия вариантов решения хозяйственных задач характеризует процесс составления бизнес-плана. Конечной его целью является формирование комплексной системы развития производства, за счет вложения капитала в деятельность, способную приносить максимальную прибыль.

Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес-планы можно классифицировать по объектам бизнеса. Данная классификация представлена на рисунке 6.4.

Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес - план предприятия, бизнес - план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).

Бизнес-план предприятия - это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.

Бизнес-план инвестиционного проекта - это технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Бизнес-планирование по своей природе является уникальным процессам, что объясняется неповторимостью каждого инвестиционного проекта и предприятия. Вместе с тем при разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся определение целей бизнес-планирования и требований к его разработке, а также выбор типовой структуры бизнес-плана.

Наиболее общая цель бизнес-плана - прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;

сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;

выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;

определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;

оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению:

Простота и четкость изложения плана;

Достаточность, надежность и достоверность информации;

Обоснованность и объективность;

Достижимость поставленных целей;

Комплектность;

Перспективность;

Гибкость и оптимальность;

Контроль (составление графиков работ, сроков, показателей).

Содержание конкретного бизнес-плана зависит от следующих факторов:

отраслевой принадлежности предприятия;

размера предприятия;

стратегии предприятия (расширение, создание);

условий финансирования.

Бизнес-план решает следующие задачи:

определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономика предприятия (41)

    Реферат >> Экономика
    Экономика предприятия Предприятие как основное звено экономики Предприниматель и предприятие как субъект экономической деятельности. Роль предприятия ... . Франчайзы. Роль хозяйственных объединений в экономике. Предприятия могут объединяться в: * ассоциации - ...
  2. Экономика предприятия (18)

    Учебное пособие >> Экономика
    Экономика предприятия Конспект ... паевого капитала. Унитарное предприятие. Унитарное предприятие – это предприятие, не наделенное ... Формирование производственной программы предприятия. Производственная программа предприятия разрабатывается в следующей ...
  3. Экономика предприятия (39)

    Реферат >> Экономика
    Экономика предприятия Введение. В условиях рыночной экономики значение прибыли для предприятия огромно. Стремление к получению прибыли ... ориентирует предприятие на ...
  4. Экономика предприятия (44)

    Реферат >> Экономика
    ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Мормуль Нина Федоровна ... ГУП (государственное унитарное предприятие) МУП (государственное унитарное предприятие), т.е. местная власть ... показателе прибыли отражаются использование предприятием производственных фондов, техническое ...
  5. Экономика предприятия (10)

    Контрольная работа >> Экономика
    ... параметрических уравнений. Список литературы Выварец А.Д. Экономика предприятия : учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ ... - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА-М, 2004. Экономика предприятия: Тесты , задачи, ситуации: учеб. Пособие ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019581317901611