Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «Иностранные инвестиции» Актуальность данной темы обуславливается тем, что процессы глобализации и экономической интеграци...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Географическая Информационная Система - или ГИС - это компьютерная система, позволяющая показывать данные на электронной карте Карты, созданные с помо...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий Правильный выбор программного продукта...полностью>>
Экономика->Реферат
Работа банков в огромной степени зависит от состояния экономики страны в целом Относительная стабилизация отечественной экономики в 2003 году обеспечи...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Реферат

на тему:

Монетаризм как финансовая школа

Выполнила:

студентка группы

Проверила:

Харьков–2008

Содержание

Введение

Раздел I Основные финансовые школы

1.1 Классические школы

1.2 Неоклассическое направление

Раздел II. Возникновение монетаристской финансовой школы

Раздел III. Суть взглядов монетаристов

Заключение

Список источников информации

Введение

Финансы – одна из важнейших и обширнейших сфер деятельности человека в современном мире, так как она входит в состав практически всеобъемлющих экономических отношений. Финансовая наука долгое время развивалась неотрывно от общей массы экономических наук. В свою очередь финансы – одна из немногих категорий, которую исследуют практически все экономические науки.

Рядом экономических школ в ходе становления и развития экономической теоретической науки разработано несколько основных теорий, на основе которых в разное время строилась экономическая и финансовая политика разных стран. Существует ряд классификаций экономических школ: их подразделяют на социалистические и несоциалистические; а также разделяют на группы в соответствии с хронологией идейных представлений (меркантилисты, классики, марксисты, неоклассики, институционалисты и др.). Неоклассическая школа дала основу для современных теорий финансовой политики монетаризма и неолиберализма.

Суть неоклассической системы сводится к тому, что люди, используя свой доход, полученный главным образом от их производительной деятельности, выражают свои желания путем распределения этого дохода между различными благами и услугами, к которым они имеют доступ на рынках. С точки зрения только что упомянутого маржинального анализа они стремятся таким образом распределить свой доход, чтобы удовлетворение, получаемое от последней единицы затрат на какую–нибудь цель, было равно удовлетворению от затрат на любую другую цель. В этой точке удовлетворение и даже счастье достигают максимума. Желания отдельного человека не подвергаются критике, их происхождение глубоко не изучается. Хотя, без сомнения, они формируются под влиянием данной культуры, эти желания, тем не менее, являются выражением его личности и воли, где они берут свое начало.

Монетаризм в своё время сыграл весомую роль в реорганизации экономически систем стран Запада, а кроме того, после объявления о переходе к рыночным принципам ведения хозяйства, монетаристскую политику в сфере финансов пытались укоренить и многие постсоциалистические страны, в том числе и Украина – по рекомендации Международного валютного фонда. И, хотя эта попытка потерпела поражение, всё же монетаризм как финансовая школа имел место среди других финансовых школ ХХ века и был эффективен при правильных условиях его внедрения.

Поэтому изучение этой школы важно для закладывания основ общей теоретической финансовой науки. Это и является целью данного реферата.

1. Основные финансовые школы

1.1 Классические школы

На протяжении долгого времени экономическая мысль развивалась как единое направление сферы деятельности человека, а потому каждая появлявшаяся в своё время экономическая школа объединяла в себе и формирование и общеэкономической, и финансовой и микроэкономической концепций. Система государственных финансов одновременно, с другой стороны представляла собой, теоретизированную концепцию экономической мысли, а каждая новая экономическая теория впоследствии внедрялась в финансовую политику государства. Ввиду этой неразрывной связи, история экономических учений представляет собой не только историю экономики, но и историю финансов.

История экономической мысли началась в весьма отдаленном прошлом – в эпоху становления человеческой цивилизации. Первоначально суждения видных мыслителей об экономике и финансовой системе были отрывочными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной действительности. Примером может служить меркантилизм – учение о богатстве общества, которое непосредственно предшествовало классической политической экономии (XV–XVII вв.).

Меркантилизм (от итал. mercante– торговец) богатство общества усматривал в накоплении денег (монет из золота и серебра). По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост денег самоочевиден: товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются по более высоким. Так, например, организованная в Англии «Московская компания для торговли с Россией» скупала одно мачтовое дерево за 25–30 коп., а продавала за 4–5 руб. [1, с.19].

Задачу экономической теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятных условий для внешней торговли государство должно вмешиваться в экономику – покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, – политическая экономия (греч. politike – искусство управлять государством), то есть наука об управлении государством экономикой.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в сфере финансов стал господствовать не торговый, в промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии производства сопровождался возникновением классической (лат. classicus – образцовый, первоклассный) политической экономии.

Классическая политическая экономия по-своему доказала научную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации создается, как считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства.

Классическая политическая экономия теоретически изучает все сферы экономики – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного описания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов развития экономики. Для этого углубленно исследуются экономические отношения между социальными группами, классами общества.

Своего расцвета классическая политэкономия достигла в Англии в XVII–XVIII вв. Ее родоначальниками были Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Они основали трудовую теорию стоимости, показав, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящих товары.

Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства, высказал У. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Природа – мать, а труд – отец богатства». Наибольший вклад в классическое направление теории внес А. Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стала преподаваться в высших учебных заведениях. В главном труде – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) – он обосновал «естественный порядок» в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают предприниматели.

К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс (1818–1883) в своем главном экономическом труде «Капитал», которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по–новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости.

Экономическое учение К. Маркса о капитале получило неоднозначную оценку. По словам американского экономиста Василия Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике.

М. Блауг в книге «Экономическая мысль в ретроспективе» констатировал: «Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим» [1, с. 24].

Такая оценка теоретических трудов К. Маркса, по–видимому, не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников, и стремился поставить свой вариант классического направления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.

Учение К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии. Это направление, во-первых, во многом отражает особую историческую специфику экономики Англии в XVII–XIX вв. (период господства единоличной формы капитала и свободной конкуренции). Оно обладает чертами несимметричной теории, односторонне отразившей противоречивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое, во многом противоположное воззрение.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Монетаризм, как политика денежного обращения

    Диплом >> Экономика
    ... рост денежной массы и инфляционные процессы, монетаризм как школа экономической мысли приобретал все усиливающееся ... г. свидетельству­ют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора ...
  2. Монетаризм как экономическая доктрина

    Курсовая работа >> Экономика
    ... работа по макроэкономике "Монетаризм как экономическая доктрина" Гомель ... Г. Тортона. Интеллектуальным лидером монетаристской школы является М. Фридмен, который положил ... Каллаур П.В., Обеспечение монетарной и финансовой стабильности: конфликт или гармония целей ...
  3. Монетаризм как основа формирования денежно - кредитной политики в различных странах

    Реферат >> Экономика
    ... изданиях и экономической периодике. 2 Монетаризм как основа формирования денежно – кредитной политики ... в 70-е гг. Монетаризмшкола экономической мысли, акцентирующая внимание ... подразделений, хорошо информированных о финансовом состоянии банков, и развитую ...
  4. Монетаризм как теория и практика (2)

    Реферат >> Экономика
    ... 2.Монетаризм как теория и практика. 2.1 Монетарная политика. 2.2. Монетаризм Заключение ... предприятия способны сконцентриро­вать финансовые, материальные и люд­ские ... К таким школам относятся монетаризм и школа рациональных ожиданий. Монетаризм (М.Фридмен, ...
  5. Понятие монетаризма

    Реферат >> Экономика
    Монетаризм, как одно из важнейших направлений ... формулировка» (1956). Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники ... нередко ошибочны. «Если рассматривать кредитно-финансовую область - в большинстве случаев скорее ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0022158622741699