Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых от...полностью>>
Философия->Реферат
Что такое Бог? Что такое любовь? Кто есть человек? Эти проблемы волновали и будут волновать людей всегда. В когорту вечных вопросов, осмысляемых кажды...полностью>>
Философия->Реферат
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй полов...полностью>>
Философия->Реферат
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окру...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Философия современного неотомотизма: представители, основные идеи, тенденции эволюции

Прочитайте и подготовьте аналитический комментарий работы Этьена Жильсона «Философ и теология»

Природа как форма «Бытия в мире»

Дайте ответы на следующие вопросы

Кково отношение современного томизма к человеку и его судьбе в мире

Каковы основные свойства пространства-времени

Среди главных направлений современной философии немаловажное место занимает 2 неотомизм, 0 чьи истоки восходят к воззрениям средневекового монаха Фомы Аквинского, философия которого в 1879 году
была провозглашена официальной философской доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетие спустя в Лувене (Бельгия) был создан Высший институт философии, и доныне являющийся международным центром
неотомизма, широкого распространенного в странах с преобладанием, либо большим числом католиков (Франция, ФРГ, США, страны Латинской Америки).
Представители неотомизма - Жан Маритен, Этьен Жильсон, Ван Стеенберген и др. - усматривают главную цель в философском обосновании христианского вероучения. Иначе говоря, во главу угла честно и открыто возводится принцип: "Философия - служанка богословия".
В качестве высшей реальности в неотомизме рассматривается "чистое бытие" как духовное, божественное первоначало. Изыскания неотомистов приводят к признанию Бога первопричиной бытия и первооснователем всех без исключения философских категорий. Далее, согласно томизму и неотомизму, мир предстает как иерархическая, разделенная на ступени система. Низшую, самую несовершенную ступень занимает природа, материя, высшую - сверхчеловеческий дух, абсолютное сознание, сверхсознание, которым сотворяется все существующее.
Тяготея к объективному идеализму, неотомизм характеризует материю как нечто чисто пассивное, лишенное всякой определенности без "богодухновенных" нематериальных форм. При этом высшей формой (формой всех форм) признается внешний по отношению к материи Бог. Наука, по мнению неотомистов, должна заниматься лишь изучением низшей ступени мира, дабы логически подойти к естественно-научному подтверждению существования, бытия Бога. При этом верхняя граница, дозволенная в познании науки, определяется достаточно четко: науке "разрешено" лишь частичное познание, вскрытие лишь вторичных причин и внешней связи событий, да и то осуществляемое при непрерывной работе "внутреннего цензора", интеллект человеческий с интеллектом божественным. Такова современная версия томистского принципа гармонии веры и разума, религии и науки.
Неотомизм резко выступает против атеизма, который, по мнению томистов, ведет лишь к замене бога идолами. Человек, при этом, мол, теряет свою целостность, выходит из-под своего ангела-хранителя и подпадает под влияние "нечистого", подсовывающего ему "сатанинские" соблазны. Неотомизм в связи с этим выполняет функцию отвлечения человека от мирских целей и ценностей и предлагает ему в качестве альтернативы цели духовные, способные противостоять мирским соблазнам наподобие "порождения семидесятых" - хард-рока, хэви-мэтал рока и т.п.
Наряду с этим необходимо отметить, что и в современной религиозной философии проблема человека занимает все более заметное место. Это проявляется и в религиозных вариантах экзистенциализма, и в антропологической концепции Тейяра де Шардена (1881-1955).
Нельзя не видеть усиления внимания религиозной философии к человеческой проблематике и в ее активном обращении к вопросам морали, к нравственным устоям общественной жизни и общечеловеческим нравственным ценностям. Это является одной из причин достаточно широкого влияния религиозного мировоззрения.

 

 

К оглавлению раздела ФИЛОСОФИЯ

Не подлежит сомнению, что философия это служанка теологии
(подобно тому, как Маpия является pабой Господней). Пусть же
служанка не пеpечит своей госпоже, и пусть госпожа не обижает
свою служанку. Иначе может пpийти тот, кто очень скоpо заставит
их помиpиться.

Ш. Пеги
"Записки о господине Декаpте"


Название этой книги мне подаpил мой дpуг и коллега, господин Даниэль-Pопс. Пользуясь случаем, чтобы выpазить ему сеpдечную благодаpность; в то же вpемя, я хотел бы снять с него какую бы то ни было ответственность за то, что следует за заглавием книги. Взявшись за подобный сюжет, я пускаюсь в довольно pискованное пpедпpиятие: имея полное пpаво pисковать самим собой, нельзя подвеpгать опасности своих дpузей.

Моя книга не pассказывает истоpию совpеменной католической мысли. Поэтому читателю не следует делать далеко идущих выводов, если он обнаpужит какие-либо пpопуски. Одни из них связаны с тем, что мне не удалось в достаточной меpе уяснить смысл идей мыслителя, котоpого уже не нет сpеди нас: о том, чего не понимаешь, лучше пpомолчать. Дpугие объясняются еще пpоще тем фактом, что та или иная доктpина, или лицо какое бы восхищение они у меня не вызывали не сыгpали никакой pоли в той истоpии весьма личного хаpактеpа, основные чеpты и смысл котоpой мне хотелось бы запечатлеть.

Собственно темой моей книги является истоpия жизни одного молодого фpанцуза, получившего католическое воспитание и обязанного Цеpкви всем своим обpазованием, а Унивеpситету своей философской выучкой. Муза истоpи Клио поставила пеpед нашим геpоем задачу найти точный смысл понятия "теология", и, пpоведя половину жизни в споpах на эту тему, он обнаpужил ответ слишком поздно, чтобы самому воспользоваться им.

Следует отметить, что об истоpи самих поисков в книге почти ничего не будет сказано, это неинтеpесно. Pассказ об исканиях и заблуждениях истоpика, потеpявшегося в пpошлом, события котоpого он к тому же понимал совеpшенно непpавильно, едва ли кого-либо чему-нибудь научит. Чтобы у книги был матеpиал, мы pасскажем лишь о самом необходимом. И еще. Очень хотелось, чтобы эти стpаницы, повествующие о долгой чеpеде оставшихся позади сомнений, удеpжали бы от них и кого-то еще.

Нео-язычество - не только живое, современное и становящееся, но и, одновременно, циклично возобновляющееся социальное и психологическое явление. Здесь достаточно вспомнить византийского нео-язычника Гемиста Плифона, жившего в одно время со св. Григорием Паламой и всем известных деятелей итальянского Возрождения. В ХХ веке возрождение и реконструкция национальных языческих верований в 20-м веке не обошли стороной даже иудаизм (движение "новых хананеян"), хотя в этой религии отступничество от библейского монотеизма расценивается как преступление, за которое полагается смертная казнь. На территории СНГ неоязычество затронуло и ислам: в Татарстане и Башкортостане, например, в среде городской интеллигенции тоже наблюдается сознательная реконструкция доисламских национальных верований.
Перед нами снова, как во времена апологетов, с особой остротой встает проблема полемики и борьбы с разнообразными формами язычества. Привыкнув ко всевозможным проявлениям декларируемой в нашей стране "свободе совести", мы почти неспособны ощутить подспудную опасность нео-язычества не только по отношению к христианам, но и вообще к психологическому здоровью человека. Термины психоанализа стали настолько естественными для нас, а свято-отеческое учение о человеке настолько непривычным, что нам кажется не просто безопасным, а совершенно нормальным то, что многие нео-языческие и смежные с ними организации в качестве методов своей деятельности и привлечения к себе последователей используют не только традиционный психоанализ и гипноз, но и НЛП, технику провоцирования "измененного состояния сознания" и прочая, и прочая: Прискорбно и то, что, от официальной психологии и психиатрии по поводу такой практики мы слышим исключительно заявления в стиле: "Ну что Вы, конечно, это безобразие, ведь они все неграмотно используют эти замечательные методики!"
Во-первых, давно пора перестать низко оценивать "самоучек" - ведь подобные направления уже оформились как методики управления (манипуляции) сознанием, набор техник, который при желании может освоить и, по данным проведенных мной опросов и наблюдений, успешно применить почти любой человек с высшим образованием, а иногда и без него; во-вторых, не кажется ли вам, господа медики, что давно пора прекратить даже профессиональные и в медицинских целях игры с подсознанием, поскольку знание этих методик ложится и на сознание их применяющего,ему становится очень трудно избавиться от их влияния в обычной жизни, так как их применение становится привычкой. Нельзя проявлять к этой области "академический", "объективный" интерес - ведь речь идет о человеческих душах. Даже если это не гипноз впрямую, а какие-то другие методики - это насилие над человеческой личностью!
Вот что пишет о гипнозе известный московский психиатр, потомственный врач Дмитрий Авдеев, которого, конечно, можно объявить непрофессиональным "лекарем", но стоит хотя бы прислушаться к предостережению: "Адепты применения гипнотических трансов говорят [...] о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах. Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. Наблюдаются симптоматическое улучшение самочувствия, редукция отдельных невротических нарушений и истерических стигм. ... Сам Господь не начальствует над нами, ибо мы Его образ и подобие. Он терпеливо ждет нашего обращения, обильно изливая на нас свою милость и щедроты. Так насколько оправданно лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек - величайшая тайна, и нам, грешным, просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. [...] Известны случаи тяжелых психических заболеваний у людей после сеансов колдунов, магов и, как это ни прискорбно сказать, врачей. [...] Профессор В. Лебедев сообщает: "Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция r повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского". [...] Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать "необыкновенные состояния". Не в этом ли причина зависимости многочисленных адептов от трансцендентальной медитации, пения мантр и прочего? Со своей душой человеку всегда труднее справиться, чем со своим телом. Мне лично известен человек, преуспевающий менеджер крупной омской фирмы, чьего имени я не буду здесь упоминать, который уже несколько лет посещает "инсайты" и признается, что не может без них. Правда, он сам, несмотря на все мои усилия, не считает это чем-то опасным, может быть потому, что, вслед за своим "учителем" считает, что душа материальна, как и все в мире.
Я сознаю категоричность собственных высказываний, но не могу не утверждать необходимость поднятия, изучения и претворения в реальную жизнь целого пласта методов, выработанных веками апологетического и патристического богословия. Безусловно, мою работу ни в коей мере нельзя считать выполняющей данную задачу, но мне хотелось бы думать, что я смогу внести посильный вклад в эту деятельность.
Теолог, да и просто верующий человек, не может рассматривать явления жизни, тем более религиозные и философские реалии без их оценки с точки зрения своей религии. Здесь не место и не время рассматривать тезис о том, что любая наука, дабы уберечь себя от выхолащивания и смертельных ошибок должна быть религиозной. Позволю себе только привести небольшую цитату из книги Этьена Жильсона "Философ и теология": "Христианину очень трудно быть таким же философом, как и другие... Скажу лишь, что не можно разделить человеческий дух так, чтобы одна его половина верила, а другая в то же время предавалась философствованию". С другой стороны, в статье о. Георгия (Флоровского) "Положение христианского историка" есть рассуждение, относящееся конкретно к нашей области деятельности, на основании которого мне представляется возможным оправдать свою пристрастность.
"Принято считать, что главная добродетель историка - беспристрастность, свобода от предрассудков, совершенная Voraussetzungslosigkeit [беспредпосылочность].
Очевидно, верующий и церковный христианин, даже сохраняя интеллектуальную честность, не сможет сознательно отрешиться от "груза предрассудков". Сам факт веры и верности обязывает христиан совершенно особым образом трактовать некоторые исторические события и по-особому рассматривать исторический процесс в целом. Христианин неизбежно окажется пристрастным. Он не будет сомневаться во всём. Он не согласится, к примеру, рассматривать священные книги как "просто литературу" и читать Библию как "еврейский эпос". Он не поступится своей верой в единственность и исключительность Христа. Он не согласится выкинуть из истории "сверхъестественное". Возможно ли на таких условиях беспристрастное и критическое изучение истории? Может ли христианин оставаться христианином, работая "по призванию"? Как он оправдает свой труд? Может ли он отделить свою работу историка от религиозных убеждений и писать историю, как обычный человек, как не внемлющий подсказкам и указаниям веры?
Легче всего ответить, что все историки пристрастны. Беспристрастной истории нет и не может быть. У "историков-эволюционистов" предвзятых мнений не меньше, чем у верующих в Божественное Откровение - это всего-навсего иной род предвзятости. Эрнест Ренан и Юлиус Велльхаузен пристрастны не менее Риччотти и о. Лагранжа, Харнак и Баур - не менее Барди и Лебретона, а Райценштайн и Фрейзер - куда больше, чем Дом Одо Казель и Дом Грегори Дикс. Просто пристрастия у них различны. Слишком хорошо известно, что в угоду "критическим" предрассудкам историки порой искажают и извращают истину куда сильней, чем из покорности "традиции".
Тем не менее это обоюдоострый аргумент. В конечном счете он приводит к радикальному скептицизму и дискредитирует историю вообще. Он означает, что все наши надежды и притязания на достоверное историческое знание тщетны. Однако заметим, что в этом споре все участники обыкновенно оперируют весьма спорным определением исторической науки, заимствованным из другой области знания, а именно из наук естественных. Считается, что существует некий "научный метод", применимый в любой области исследования, независимо от специфики изучаемого предмета. Но это-то и есть предрассудок, необоснованное допущение, не выдерживающее критики. В последнее время его оспаривают и историки, и философы. Прежде всего необходимо определить, какова природа и специфика "исторического" и каким образом возможно познать этот особый предмет. Необходимо определить цель и задачу (или задачи) изучения истории, а затем - указать методы, которые следует применять для достижения этой цели. Только в такой перспективе мы сможем правильно поставить и разумно разрешить вопрос о "беспристрастности" и "предрассудках".
Еще один религиоведческий и теологический аспект моей работы состоит в том, что я оказалась как бы в положении христианских миссионеров, но не тогда, когда они столкнулись с европейским язычеством первых веков христианской проповеди, когда задача стояла одна - "крестить все народы", но с проблемой, допустим, проповедников среди австралийских аборигенов, которые уже изучали верования данного народа. Вся история религиоведения и теологии 19-20 вв. протекала под знаком спора между сторонниками "внешнего" и "внутреннего" взгляда на конкретную религию. И здесь я с полной ответственностью могу сказать, что отношусь к нео-языческому движению именно извне, и не просто индифферентно извне, но даже изнутри другой религиозной традиции. Мое положение можно уподобить положению детектива, который, живя в одном доме, следит за тем, что происходит в противоположном. Ему видно лишь то, что можно наблюдать из окон, но иногда, когда он видит, что человек из дома напротив выходит "себя показать и других посмотреть", детектив со всех ног бежит к нему, чтобы познакомиться и как только возможно искренне с ним пообщаться. И тут уж все зависит от другого: может, человек просто погулять вышел и в этом доме в гостях, может, он с ужасом бежит из него, а может, счастлив своей жизнью там и хочет детектива приобщить к своей жизни.
Итак, в контексте рассмотрения нео-язычества как живого становящегося явления мне кажется вполне актуальными изложение, классификация и обобщение собранных мной данных по конкретным неоязыческим общинам, действующим в городе Омске и частично за его пределами.
Прежде всего, нужно определить, что мы будем понимать под нео-язычеством в данном случае. Самое понимание язычества в христианстве гораздо шире, чем используется обычно. "Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь". (Рим.1, 25) Поклонение твари это и пантеизм, и анимизм, и самообожествление (не обязательно считать себя воплощением Бога, можно просто считать, что нет Бога вовне тебя и твоего разумения). И, строго говоря, думается, что в наше время всё начинается именно с этого - изменения сознания в сторону твари, когда ей придаётся большее значение, чем Истине. Всё остальное - доктрина, национализм, Капища и практики приходят позже, главное совершается внутри человека. Одна и та же история повторяется с момента обольщения Евы: человек хочет быть как Бог. Теперь такое желание называется передовым и свободолюбивым, оно связано с "устремлением вперёд, в будущее", у которого уже есть название - New Age.
Именно объединения такого типа на почве славянских верований и фольклора в современной России являются предметом моего исследования, и их я буду называть нео-языческими. К ним в России тесно примыкают на первый взгляд безобидные и очень популярные движения типа Рериховского общества, секций Славяно-Горецкой борьбы, Общества программы возрождения традиционной русской культуры Российского фонда культуры "Тропа Троянова" и т.п. Все эти организации можно назвать относящимися к нео-языческому по своей сути международному движению New Age, которое отличает идея синкретизма религиозной жизни, неприятие христианства, увлечение оккультизмом, обожествление природы или просто анимизм, который у них принято называть "экологизмом"). Единственным камнем преткновения здесь может стать именно рериховское движение, так как в своей основе оно мало связано с Россией, её этносом и национализмом. Но именно рериховское движение породило в начале перестройки подавляющее количество собственно российских культов и сект и почти все "новоделы" так или иначе используют национальную идею и, в равной мере, используются современными политиками, разыгрывающими "патриотическую" карту.
Здесь весьма интересно и то, что, хотя в своей психологической основе язычество универсально, в социуме каждая община локальна и объединяется вокруг своего лидера. Получается, что подобные течения в обществе не объединяют, а еще более замыкают людей в себе и своем тесном мирке, заставляя оторваться не только от уже веками привычного христианского или, в крайнем случае, христианизированного окружения, но и не предоставляя почвы для объединения. Один из частных случаев такого поведения описан диаконом Андреем Кураевым: "Ища примирить запад и Восток, Россию и Индию, христианство и ведизм, он прежде всего выпал из своей (изначально) - Православной Церкви. Ища идеального единства и единства в идее, он разорвал реальные связи с религиозной общиной своего города... Устремленность ко "всемирному братству" проявилась прежде всего как разрыв общения с теми братьями, которые живут на его же улице, в соседних домах". На мой взгляд, это связано с тем, что нео-язычество заставляет проявляться на бытовом уровне подсознательное деление на своих и чужих, свойственное мифологическому сознанию, и это делает из каждой современной языческой общины свой изолированный микрокосмос.
У данного явления есть и еще более опасная особенность, которая грозит каждому религиозно верующему человеку, стоящему на нео-языческих позициях: "И чем дальше, тем больше это чувство неловкости будет нарастать в душе, пока живые и близкие люди не станут восприниматься как досадная помеха на пути к идеальному единству". Сегодня каждый может убедиться в этом, внимательно прочитав письма рядовых последователей нео-язычества на страницах журнала движения New Age в России "Путь к себе" или газеты "Тропа".
Именно социология и ее взгляд на сектантство позволяет достаточно ясно определить тип организации конкретных нео-языческих общин, может помочь их членам отойти от своих убеждений. Последнее тесно связано с миссионерским аспектом подобной деятельности, с реальной пользой, которую может принести моя работа.
Здесь я позволю себе перейти к изложению и объяснению хронологических и географических рамок данного проекта. Как уже, наверное, стало ясно, данная работа ни в коем случае не есть попытка реконструкции исконных языческих представлений наших предков. Здесь будут представлены религиозные, космологические и космогонические взгляды современных российских язычников.
К сожалению, Омск - благодатная почва для исследования нео-язычества и в нем как в капле воды отражается весь сегодняшний бурный океан российской религиозной жизни. Здесь так или иначе представлены практически все течения российского нео-язычества.К тому же, по понятиям многих, особенно зауральских, современных российских эзотериков, именно в Омской области, в деревне Окунёво находится сакральный центр мира а также источник мирового расселения ариев, и это привлекает в Омск язычников самых разных направлений.
Что касается источников и литературы, на которых базируется мое исследование, то это прежде всего собственно нео-языческие издания, как региональные, так и являющиеся "каноническими" для всех нео-язычников России. К первым относятся газета "Древнерусской Православной Инглиистической Церкви" в Омске "Джива-Астра", материалы этой же общины по адресу www.chat.ru/~d_astra, газета программы возрождения традиционной русской культуры Российского Фонда Культуры "Тропа Троянова" - "Тропа", материалы языческих общин из других городов России, расположенные в Internet по адресам, указанным в перечне источников. Ко второй группе следует отнести прежде всего так называемые "Русские Веды" - это "канонический" перевод "Влесовой книги" и "Песни птицы Гамаюн" историка-любителя Александра Асова, известного в нео-языческой среде как волхв Бус Кресень, и чье подлинное имя, А. И. Барашков. К источникам данного исследования следует причислить также информацию из уст собственно членов инглиистической общины, участников "троповских" семинаров и тренингов. Именно их рассказы позволяют посмотреть на мир нео-язычества как бы изнутри.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия современного персонализма

    Реферат >> Философия
    ... Содержание стр. 1. Философия современного персонализма 2 2. Прочитайте ... ? 16 Литература 17 1. Философия современного персонализма Основной предмет исследования в ... образом, основные направления современной философии признают принципиальную возможность познания ...
  2. Философия современного менеджмента

    Реферат >> Менеджмент
    ТЕМА 1. Философия современного менеджмента Содержание Сущность ... производства и его прибыльности.   В современной теории и практике под менеджментом ... процессе обмена; . необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с ...
  3. Философия: функции, этапы развития и современные подходы

    Реферат >> Философия
    ... деловых и успешных женщин было написано: философия современной чувственности немыслима без идеи гурманства ... собой конец всем системам. Вопрос 2 Философия: современные подходы и проблема “отношений” с наукой. Философская ...
  4. Современная западная философия (3)

    Реферат >> Философия
    ... : две эпохи в развитии европейской философии Современная западная философия представляет собой весьма сложный и многомерный ... . в 1930 г.) – один из самых эксцентричных философов современности. Часто его философствование обозначается термином ...
  5. Философия Нового времени (24)

    Контрольная работа >> Философия
    ... самоуглубленных представлениях; на гребне философии (современная Гегелю Германия) дух мыслит ... .При рассмотрении проблем современной философии важное место отводится изучению ... достоверное прогнозирование будущего?» Современная философия дает на данный вопрос ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001945972442627