Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Научная работа >Государство и право
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
Кафедра: Уголовного права
и криминологии
Научная работа
На тему: Право на смерть
Работу выполнил
Курсант 123 взвода
Рядовой милиции
Ковалева А.А.
Научный руководитель
Майор милиции
Гревнова И.А.
Саратов, 2008 г.
Содержание.
Ведение.
ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭВТАНАЗИИ:
1.1 Право на жизнь и право на смерть.
1.2 Понятие и способы эвтаназии.
1.3 Традиционные представлении об эвтаназии.
ГЛАВА 2 ДОВОДЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» ЭВТАНАЗИИ
ГЛАВА 3 ЭВТАНАЗИЯ И ПРАВО:
3.1 Против эвтаназии в праве.
3.2 Уголовно-правовой аспект.
3.3 Моральный аспект.
ГЛАВА 4 ПРИМЕНЕНИЕ ЭВТАНАЗИИ:
4.1 Легализация эвтаназии в РФ.
4.2 Реализация эвтаназии в странах СНГ.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Первоначально, выбрав тему эвтаназии, я была глубоко убеждена, что
такая практика нашему обществу просто необходима. Однако, рассмотрев все аргументы и контраргументы, которые удалось найти, мне пришлось изменить свою точку зрения и признать, что вопрос этот не такой уж и простой.
Проблема эвтаназии – добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека, в последние годы активно обсуждается медиками, юристами, философами. Очередной виток интереса к теме вызвал процесс над медбратом Чарльзом Калленом, который признался в убийстве 29 пациентов «из сострадания». И был приговорен судом штата Нью-Джерси к 17 пожизненным срокам.
Споры ведутся об относительности понятия неизлечимости, возможности юридического обоснования «легкой смерти». В некоторых странах эвтаназия юридически узаконена, например, в Голландии в 2001 году, хотя она применялась в этой стране и раньше, на основе прецедентного права. Эвтаназия легализована в Австралии и некоторых штатах США. Сегодня и в России многие медики и юристы полагают, что проблема эвтаназии должна рассматриваться на государственном уровне.
Явление эвтаназии произошло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжело больных людей. "Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства).
Термин "эвтаназия" впервые употреблен Ф. Бейконом в XVII столетии для определения "легкой смерти", и с XIX века стал означать "умертвить кого- либо из жалости". Здесь идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. В таком случае, не существует более двусмысленного слова, чем "эвтаназия".
Актуальность данной темы трудно преувеличить:
во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью;
во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы в трудах учёных-юристов и незакреплённости в государственно-правовых актах страны.
Объектом исследования данной темы является человеческая жизнь. Известно, что жизнь человека с биологической точки зрения состоит в непрерывном обмене веществ, питании и выделении. С прекращением этих функции прекращается и жизнь человека. Возникновение жизни связано с началом процессов родов. Вопрос о моменте наступления смерти человека в медицинской литературе является дискуссионным. Одни считают, что смерть человека наступает с момента прекращением дыхания и сердцебиения. Другие считают сердцебиение не абсолютным доказательством жизни. Но признается бесспорным наступление смерти с момента ограниченных изменений в головном мозге и центральной нервной системе1.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки эвтаназии с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться выработать свою точку зрения. В процессе достижения определенной цели будут более подробно раскрываться и решаться следующие задачи:
глубже понять что такое эвтаназия, её значение в мировой практике и в практике нашей страны, а также рассмотреть ее традиционные представления;
рассмотреть все доводы «за» и «против» эвтаназии;
рассмотреть эту проблему с разных позиций: юридической, нравственной, этической, выработать свою точку зрения по поводу разрешения данной проблемы;
определить применение эвтаназии в настоящее время.
Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:
изучение исторической и правовой базы по теме «Эвтаназия» в конкретизации ее признаков;
анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как С. Ю. Быковой2, А. П. Громовым3, А. П. Зильбером4,П. П. Калиновским5, М. Н. Малеикой6, С. Г. Стеценко7 и др..
Структура данной работы – состоит из введения, 4- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 70 страницах.
ГЛАВА 1
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭВТАНАЗИИ
1.1 Право на жизнь и право на смерть.
На первый взгляд название этой главы курсовой работы может показаться странным: стоит ли писать о праве на смерть, она и так придёт к изголовью любого из нас в положенный срок. Это верно, однако не менее верно и то, что технический, научный, культурный прогресс общества шагает рядом и вперемежку с жизнью и смертью. От катастроф и преступлений сейчас гибнет значительно больше людей, чем в иные времена даже от войн. Увеличивается, а не уменьшается количество самоубийств. И это происходит в цивилизованном обществе, в основном среди людей, которые не испытывают нужды в удовлетворении элементарных физиологических потребностей. Видимо, отнюдь не эти причины толкали на самоубийство Хемингуэя, Маяковского и др. К мысли о добровольном уходе
из жизни человек приходит через нравственные страдания, которых оказывается в нашем мире не меньше, если не больше, чем в суровом и
мрачном средневековье. Между тем за несколько последних десятилетий
учёные-правоведы не проявляли интереса к этим сторонам жизни. Да и сама
тема смерти считалась не актуальной в рамках того общества, которое мы
строили. Долгое время не публиковалась статистика не только самоубийств, но и убийств. В общем, в этом разделе социологии права царило полное затишье.
«Каждый имеет право на жизнь», так гласит часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации. В диспозиции этой правовой нормы, на первый взгляд, всё предельно понятно и ясно, каждый имеет неотчуждаемое право на существование и может пользоваться им или не использовать его, тем более, что статья 2 Конституции РФ говорит нам: «…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства». Но отсюда следует, что конституция, закрепляя право на жизнь, косвенно закрепляет и право на смерть. Это вытекает логически.
Именно этой точки зрения придерживаются теоретики в области проблем прав человека Дмитриев Ю. А. и Шленева Е. В. Основным их доводом является логический подход к рассмотрению конституционно- правовой нормы, проистекающий из демократизма ныне существующего Верховного закона страны. «Конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть.
Очевидно, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других».
В свете такого освещения проблемы трудно с ней не согласиться, тем более поспорить с её обоснованием. Но не всё так просто. Пять слов написанные в ч. 1 ст. 20 , какую бы смысловую нагрузку они не несли, не могут описать нам всего многообразия человеческих взаимоотношений, тем более, что социум, с развитием информационного века, даёт такие новые виды правоотношений, которые регламентировать моментально весьма проблематично.
Но все-таки, какие правомочия даёт нам «право на смерть». Если учитывать, что это добровольное и самостоятельно реализуемое право, то в голову приходит только одно право – «право на самоубийство». Но и здесь мы можем найти прямо противоположную точку зрения: профессор Ковалев М. И. в своей статье «Право на жизнь и право на смерть» даёт исчерпывающий разбор понятия самоубийство. Автор статьи приводит в пример жизненные случаи, на основании которых доказывает, что лишение себя жизни не во всех случаях может быть добровольным и даёт своё определение самоубийства. «Под самоубийством следует понимать собственноручное, сознательное и добровольное лишение себя жизни по любым причинам, кроме случаев сознательного воздействия на человека со стороны других лиц, под влиянием которого он принимает решение уйти из жизни не добровольно, а в силу безвыходной ситуации, сложившейся по воле этих лиц».
Ознакомившись с обеими точками зрения можно сделать вывод, что единогласия здесь нет, да и быть не может. Проблема отношения человека к своему (да и не только) праву на жизнь изучается не первый год, да и не первое тысячелетие (вспомним хотя бы Раскольникова у Достоевского).
Другая сторона медали – это соотношение права человека на жизнь и прав государства. Право на жизнь это специфичное неотъемлемое право, которое не подлежит ограничению (вопрос смертной казни, будет рассмотрен немного позже). Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями странмира и охраняется законом.
Человек не может, независимо от других субъектов, в частности от государства, осуществлять своё субъективное право на жизнь. Всё время своего существования он сталкивается, зависит от действий других лиц.
Начиная с родильного дома и заканчивая кладбищем, человек вступает в те или иные взаимосвязи с государством, и не только в его воле решать, независимо от других субъектов, своё субъективное право на жизнь.
Следует сказать, что момент этот весьма спорный, и одни могут сказать, что осуществление человеком своего права на жизнь не зависит от кого бы то ни было, но это не так. Допустим ситуацию, в которой смертельно больной человек желает причинить себе вред, хочет уйти из этой жизни, однако в силу известных причин (пример, паралич) не может этого сделать сам. Болезнь приносит ему нравственные и физические страдания, он молит об эвтаназии, но никто не в праве ему помочь, так как только в праве
Похожие страницы:
Эвтаназия- за и против
Реферат >> ЭтикаПЛАН: Введение: Эвтаназия – за и против……………………………………2 Активная и пассивная эвтаназия……………………………………..6 Моральные аспекты…………………………………………………...7 ... Для многих – благо. Сенека Эвтаназия – за и против "Эвтаназией называется всякое действие, направленное на ...Уголовно-правовые проблемы эвтаназии (2)
Закон >> Государство и право... Правовой и моральный аспекты эвтаназии // Правозащитник. - 1998. - № 1. Славкина Н.А. Эвтаназия: за и против (правовые аспекты) // ... 2003. - № 1 (31). Чернышева Ю.А. Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против». // "Медицинское право", 2008, N 3. Энциклопедия ...Право на добровальную смерть . За и против
Реферат >> Философия... жизни. Право на добровольную смерть: за и против. Саратов 2010 Смысл жизни, ... Можно привести три возражения в пользу эвтаназии и против ее запрета: Во-первых, так ... , за чертой смерти каждого ждет нравственный суд. Таким образом, выступая против эвтаназии, ...Эвтаназия в уголовном праве
Курсовая работа >> Государство и право... Глава 1. Эвтаназия………………………………………………………....................4 История эвтаназии…………………………………………………..4 Понятие эвтаназии. Ее виды………………………………………..6 Глава 2. Проблема эвтаназии: с позиции «за» и «против»………………………...9 Глава 3. Эвтаназия в уголовном ...Эвтаназия в социокультурном пространстве современного общества
Реферат >> Социология... Рассмотреть аргументы за и против эвтаназии, увидеть, какова практика эвтаназии в ряде ... также выступают против эвтаназии. Намеренное умерщвление ... за и против Судя формально, намеренное умерщвление невинного всегда является нравственным злом. Значит, эвтаназия ...