Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Физкультура и спорт->Реферат
Опыт развития индустрии развлечений в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц. К индустрии развлечений...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Туризм является одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Если в начале 1990-х гг. общее число международных туристских ...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Защита состоится 15 ноября 2007 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.287.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономичес...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Подчас понятию «местный музей» придается нарицательно-отрицательный смысл. У жителей наших городов и поселков, и даже у некоторых работников небольших...полностью>>

Главная > Научная работа >Физкультура и спорт

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Следовательно, «путешествие» обладает большей общностью понятийного смысла, оно описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени и, следовательно, может рассматриваться как более широкое понятие, чем «туризм».

Таким образом, туризм является разновидностью путешествий. Он охватывает круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного проживания, с оздоровительными, познавательными, деловыми или иными целями. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии, которые положены в основу определения туризма и являются базовыми.4

  1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды. Суть этого критерия состоит в том, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Важным условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, которое находится или планирует находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

  2. Оплата труда из финансового источника в посещаемом месте. Это значит, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, финансируемое в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Кроме того, каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления оплачиваемой деятельности, не считается туристом.

Таким образом, проанализировав понятия «свободное время», «досуг», «рекреация», «отдых» и рассмотрев различные подходы к понятию «туризм», можно вывести его следующее определение. Туризм - это специфический вид досуговой деятельности, который представляет собой временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. По нашему мнению туризм, в некоторой степени взаимодействует с рекреацией, так как для него также характерно восстановление работоспособности в сочетании с познавательной деятельностью.

1.2. Досуговые ценности в сфере туризма: операционализация понятия

Туризм представляет собой один из видов досуговой жизнедеятельности, в процессе которой восстановление работоспособности сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной деятельностью. По мнению С. Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества.1 Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.

Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера и Т. Парсонса. Труды этих классиков социологии дают возможность четко выделить два уровня анализа функционирования ценности в обществе: микроуровень (уровень личности и межличностного взаимодействия) и макроуровень (уровень общества). Т. Парсонс в масштабах общества в целом рассматривает ценности как высшие принципы организации социальных систем, выполняющие функции интеграции и поддержания социального порядка. Ценности так направляют активность индивидов, чтобы она не угрожала стабильности социальной системы. Они являются своего рода средством контроля над индивидами. М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, применяет микроуровень анализа функционирования ценности в социуме. Ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются им как основные мотивы человеческой деятельности.

Ракурс подхода к анализу ценностей, предложенный М. Вебером, обладает несомненной эвристической ценностью для аксиологического анализа современного туризма. Он позволяет рассмотреть туризм как сферу социальной деятельности, в которой происходит реализация жизненных ценностей личности. Понятие ценности является одним из важнейших понятий, позволяющих не только объяснить человеческие действия, но и понять его внутренний мир, приблизиться к разгадке индивидуального и коллективного целеполагания.

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций этого понятия, в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны проблемы ценностей. Можно выделить три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую.1

1) Общественные идеалы - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2) Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

3) Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.

Ценностные ориентации отражают реальное состояние общественного устройства, материальное благосостояние различных социальных групп, их психологические потребности и отличаются большим своеобразием и многосторонностью. Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д.

Для поведения индивида наиболее фундаментальным основанием типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности (дальние, целевые) обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей (ценность человеческой жизни, семьи, межличных отношений, свободы, труда и др.). В инструментальных ценностях запечатлены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать те или иные цели (независимость, инициативность, авторитетность и пр.). Терминальные ценности наиболее устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями.

Другим социокультурным основанием для типологии ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей индивидов. Витальные – относятся к простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность). Интеракционистские соответствуют более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми. Социализационные базируются на более сложных потребностях в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном обществе. Смысложизненные соответствуют высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

Для аксиологического анализа сферы туризма необходимо обратиться к социокультурному и субъектно-деятельностному подходам. По мнению Н.И. Лапина социокультурный подход предполагает «понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека».1 Основы этого подхода разработаны П. Сорокиным. Он проанализировал «родовую структуру» социокультурных явлений, в основе которых лежит единство личности как субъекта взаимодействия; общества как совокупности взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами; культуры как системы значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица.1 П. Сорокин понимает под культурой совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.), а под социальностью – совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами – экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности.2 По мнению Н.Г. Денисова социокультурная реальность – это реальность, рождаемая взаимосвязью социального (субъективная сторона) и культурного (указывает на качество и сферу его активности), опосредованная деятельностью различных субъектов (отдельных личностей, социальных групп или общностей, регионов, общества и человечества в целом).3

Соглашаясь с мнением В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой отметим, что осуществление туристической деятельности предполагает наличие определенной социокультурной среды, включающей предметно-пространственное окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, производственные, бытовые и общественные интересы), информационную (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориентационную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).4

Кроме того, туризм можно рассматривать как определенный вид деятельности, включающий в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Поэтому для характеристики туризма уместно будет помимо социокультурного подхода использовать и субъектно-деятельностный подход. Последний предполагает выявление специфики туристской деятельности и ее мотивационной составляющей. Суть этого подхода состоит в понимании деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой деятельности лежит в сфере мотивов и ценностей соответствующей культуры.

Социальная деятельность в теоретической социологии рассматривается как способ существования и развития самого человека, форма его взаимодействия с природой и общественной средой. Деятельностный подход в социологии основан на изучении структуры и функций социальной субъективности в данном конкретном обществе. В наиболее развернутой форме он представлен в теориях социального действия (М. Вебер и др.), где рассматривается соотношение рациональных компонентов целеполагающей деятельности с ценностными установками и ориентациями.

Субъектно-деятельностный подход в сфере туристской жизнедеятельности предполагает анализ любого социального субъекта с позиций его мотивации и самореализации. Для выявления особенностей социальной субъективности в сфере туризма необходимо определить место туристской деятельности среди других видов деятельности. Существует множество оснований классификации деятельности. В социологии наиболее распространена классификация по сферам общественной жизни. Как мы уже отмечали, туризм является одной из сфер жизнедеятельности личности и предполагает организованную деятельность, направленную на восстановление жизненных сил и освоение накопленных ценностей культуры. Помимо принадлежности к сферам общественной жизни, деятельность классифицируют по способам взаимодействия ее структурных компонентов. В связи с этим выделим следующие виды деятельности:

  • по уровню общности субъекта (индивидуальная, групповая, деятельность всего общества);

  • по характеру объекта (природная, социальная (направленная на самого субъекта или на другого));

  • по результату (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная);

  • по средствам (практическая, духовная).1

Исходя из этой классификации, туризм можно обозначить как интегрированный вид деятельности. Она включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелена на достижение различных результатов. Туризм – это деятельность комплексного характера, совмещающая отдых с познанием истории, ценностей культуры, обучением, поддержанием здоровья, дающая возможность для решения деловых проблем, занятия любимым делом, предполагающая самовыражение и самоутверждение личности. Таким образом, туризм - это деятельность, направленная на удовлетворение социокультурных потребностей личности в сфере досуга.

Исследование мотивационной составляющей деятельности предполагает анализ ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации - это сложный феномен, являясь нераздельной частью системы отношений личности, они определяют поступки и поведение человека. А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности».2 Взаимосвязь потребностей и ценностей проявляется в том, что потребности человека зависят не только от особенностей его организма, но и обусловлены процессом его воспитания в широком смысле слова, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Ценностное отношение личности к действительности является высшим уровнем в иерархии человеческих побуждений, потребностей и интересов.

Признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство, следует проводить между ними различия.1



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Туризм как вид деятельности человека

    Научная работа >> Физкультура и спорт
    ... отделить как теоретически, ... аспект в анализе признаков досуговой ... Общественная ценность досуговой деятельности ... управлению туризмом как сферой экономики. ... в сфере реализации туристических ... 1962 – Р. 347. 1 Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995. – ...
  2. Организация досуговой деятельности молодежи

    Курсовая работа >> Социология
    ... социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Калуга. Глава I. Теоретические аспекты социологического анализа ... туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере ... рассматривается как реализация, интересов ... социальная ценность молодежного ...
  3. Теоретические и методические подходы к формированию концепции благотворительной деятельности по организации услуг туризма для малообеспеченных ...

    Дипломная работа >> Социология
    ... , как общественной ценности. 3. Организационно-экономическая деятельность благотворительных фондов в сфере социального туризма 3.1 Организационно-экономические аспекты благотворительной ...
  4. Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт
    ... теоретические подходы к изучению туризма как социально-культурного явления. Сфера туризма подвергается анализу ... аспекты туризма представлены в меньшей степени. Согласно исследованию П.Н. Мирошниченко, социологический аспект для анализа сферы туризма ...
  5. Влияние ТВ рекламы на досуг студентов младших курсов по данным опроса студентов младших курсов

    Реферат >> Социология
    ... событие. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного ... в сферу деятельности досуговых учреждений ... поколений. Реализация принципов ... 8 9 10 Путешествия, туризм 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иные увлечения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Как Вы относитесь к религии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020780563354492