Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Государственное управление, связанное с разработкой государственной стратегии и проведением повседневной публичной политики, занимает ключевое место в...полностью>>
Государство и право->Реферат
В любом демократическом государстве, основанном на принципе разделения властей, высшие органы государственной власти структурно и функционально обособ...полностью>>
Государство и право->Конспект
Серед перерахованих нижче якостей учні визначають ті, які властиві сангвініку, холерику, флегматику, меланхоліку: товариський, агресивний, пасивний, в...полностью>>
Государство и право->Реферат
Под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения, т.е. нарушение анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций, либо...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Однако если посмотреть «на разброс» этих черт у разных авторов, то ни одна из этих черт не занимала устойчивой позиции даже в нескольких перечнях; большая часть названных черт была упомянута лишь однажды, пятая часть — дважды, 10%—трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «интеллект», что дало основание вообще усомниться в возможности составить более или менее надежный перечень черт, необ­ходимых или присущих лидеру.

В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований и отметил, что изучение личностных качеств лидеров по-прежнему приводит к противоречивым результатам. Тем не менее, наряду с социальным ста­тусом он выделил ряд наиболее присущих лидерам черт:

  • интеллект,

  • стремление к знаниям,

  • ответственность.

  • активность.

  • социальное участие.

При этом Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях лидеры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества, и сделал вывод о том, что «человек не может стать руководи­телем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств»,

К аналогичному выводу, также сделанному на основе анализа мно­гих исследований, пришел Р. Манн. Вместе с тем среди черт личнос­ти, которые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера и определяют отношение к нему окружающих, он отнес:

  • интеллект;

  • способность к адаптации;

  • экстравертивность;

  • способность влиять на людей;

  • отсутствие консерватизма;

  • восприимчивость и эмпатию.

Манн обнаружил, что важность указанных черт и точность их оценки зависят от того, с каких позиций выполняется анализ ли­дерства: с точки зрения члена группы, с точки зрения наблюдателя (исследователя) или с точки зрения соответствия лидера опреде­ленным критериям. Так, способность к адаптации гораздо точнее оценивается членами группы, а экстравертивность легче устано­вить при помощи метода формальных критериев. В то же время, если ориентироваться на мнение членов группы, то экстраверты и интраверты имеют равные шансы стать неофициальным лидера­ми. Таким образом, роль отдельных черт характера в лидерстве неоднозначна и во многом зависит от исследовательской позиции и контекста, в котором лидерство реализуется.

В более позднем обзоре 20 структурных исследований лидерства Дж. Гейер выделил около 80 характеристик эффективного лидера, од­нако большинство этих характеристик также встречаются лишь в одном-двух исследованиях, и только 5 из них упомянуты в четырех и более работах.

Уже после публикации Стогдилла стало формироваться достаточно ус­тойчивое мнение о том, что теория черт малопродуктивна. Исследователи, увлекающиеся описанием лидерских черт, рискуют упустить из вида другие важные факторы лидерства, к примеру, ее социальный контекст.

По мнению С. Коссена, чтобы стать хорошим лидером, индивид дол­жен обладать следующими чертами:

  • способностью творчески решать проблемы;

  • умением доносить идеи до последователей,

  • убедительностью;

  • умением внимательно слушать других людей и прислушиваться к их советам;

  • твердым желанием добиться цели;

  • общительностью, широким кругом интересов;

  • честностью, прямотой, конструктивностью в отношениях с после­дователями;

  • чувством собственного достоинства, уверенностью в себе;

  • энтузиазмом, высокой дисциплиной;

  • умением «хорошо держаться» при любых обстоятельствах и сохра­нять внутреннее равновесие».

По результатам исследований, проведенных в ряде правительствен­ных учреждений Великобритании, в качестве необходимых для лидера характеристик Р. Чапмэн называет:

  • проницательность,

  • богатство идея­ми,

  • здравый смысл,

  • рассудительность,

  • умение излагать свои мысли,

  • выразительность устной речи,

  • коммуникабельность,

  • адекватный уро­вень самооценки,

  • настойчивость,

  • твердость,

  • уравновешенность,

  • зре­лость.7

А. Лоутон и Э. Роуз, напротив, утверждают, что необходимыми деся­тью качествами лидера являются следующие:

  • дальновидность — умение сформировать облик и задачи организации;

  • умение определить приоритеты – способность различать, что не­обходимо, а что просто важно;

  • стимулирование последователей выражением признания и вознаг­раждением за успехи;

  • владение искусством межличностных отношений, т.е. умение выс­лушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях;

  • «политическое чутье» — способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть;

  • стойкость — непоколебимость перед лицом оппонента;

  • харизма или обаяние— нечто не поддающееся определению, но пленяющее и вдохновляющее людей:

  • способность идти на риск в таких вопросах, как передача части работы или полномочий последователям;

  • гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт;

  • решительность, твердость, когда того требуют обстоятельства.8

М. Гантер вывел шесть основных характеристик, присущих харизма­тическому лидеру: «обмен энергией», или суггестивные способности: умение воздействовать на людей; «излучать» энергию и заряжать ею окружающих; «завораживающая внешность»; «независимость харак­тера»; «хорошие риторические способности и некоторый артистизм».

По мнению Дж. Коттера, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обла­дает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.

Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обла­дать лидер, до сих пор не существует. Упомянутые выше перечни ли­дерских черт довольно мало говорят о степени важности каждой из них.

Очевидно, что сверхзадача структурного подхода — найти универ­сальный набор характеристик эффективного менеджера на все случаи жизни — вряд ли выполнима. Каждое время, каждое общество, каждая группа формирует или требует своих лидеров, и в другое время и в дру­гих условиях жестокий тиран смог бы в лучшем случае возглавить бюро ритуальных услуг в тихом провинциальном городке.

Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противо­вес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но и она не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

В целом структурный подход столкнулся с целым рядом неразреши­мых проблем:

  • выделение оптимального набора характеристик оказалось неосу­ществимым;

  • подход полностью игнорировал групповой контекст, в котором реализуется лидерство;

  • подход не смог вскрыть причинно-следственную связь между ли­дерством и индивидуально-личностными особенностями (характеризу­ют ли определенные черты лидера или успешное лидерство формирует специфические черты, например, уверенность в своих силах),

  • в контексте данного подхода индивидуальные черты выступают как статичные образования, лишенные развития;

  • невысокая корреляция (в диапазоне от+0,25 до +0,35) личностных черт с поведенческими проявлениями лидерства, строго говоря, не по­зволяет считать указанные характеристики надежными предикторами.

И все же, несмотря на все недостатки, структурный подход неиз­менно вызывает интерес практического менеджмента. Даже неиде­альные тесты, построенные на достижениях структурного подхода, дают возможность осуществлять профессиональный отбор лидеров, улучшая кадровый состав организации. Особенно часто тестирова­ние нацелено на выявление пяти следующих характеристик, неизмен­но демонстрирующих высокую положительную корреляцию с ус­пешным лидерством:

  • интеллект;

  • доминантность;

  • уверенность в себе;

  • высокий активационный (энергетический) уровень;

  • профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче.

Структурный подход имел и имеет еще одно чрезвычайно важное значение для менеджмента и организации в целом. Несмотря на го, что исследовательские данные не смогли подтвердить большую часть посту­латов этой теории, она имела исключительные идеологические послед­ствия для развития самого менеджмента, требуя от менеджеров выра­женных лидерских навыков и изрядного потенциала и подразумевая, что лидерство неразрывно связано с неординарными человеческими каче­ствами и способностями.

В организациях все меньшим одобрением стал пользоваться образ менеджера-фельфебеля, о котором можно сказать «Хуже человека не придумаешь, но руководитель – очень хороший». С развитием и ростом популярности структурного подхода постепенно утверждался новый образ менеджера-лидера, т.е. менеджера, личностные характерис­тики которого сами по себе позволяют ему руководить, не прибегая к «традиционным» источникам власти в организации. Такой руководитель способен достигать своих целей, опираясь исключительно на свое лич­ностное влияние, свои знания и способности.

Концепция лидерства, таким образом, оказалась напрямую связан­ной с проблемой легитимности власти, косвенно указывая на процеду­ры и правила (легальные и поведенческие), следование которым может обеспечить члену организации пути к обретению формальной власти в организации. В более широком смысле концепция менеджера-лидера стала все больше связываться с процедурами и требованиями, которые общество в целом предлагает индивиду для получения власти.

В рамках концепции лидерства структурные принципы организации и сама концепция власти оказались трансформированы в психологи­ческие феномены. Власть в организации во многом стала увязываться с личностью лидера: только те индивиды, личностные и профессиональ­ные характеристики которых превосходят аналогичные характеристики других членов организации, имеют легитимное право руководить пос­ледними. Разумеется, на практике этот принцип был далек, как и сей­час, от полной реализации, но тем не менее его постепенное внедрение в сознание людей открыло возможности для прихода в менеджмент мно­гих талантливых людей.

Таким образом, даже несмотря на противоречивость и недостатки структурного подхода, упомянутые прикладной и идеологический ас­пекты проблемы лидерства обеспечили и продолжают обеспечивать ус­тойчивый интерес к личностным особенностям лидеров и до сих пор завораживают не только рядовых читателей, но и исследователей.9

2.2. Поведенческие теории

Данный подход рассматривает лидерство в контексте внешнего поведения, демонстрируемого лидером, и пытается найти некоторые устойчивые совокупности поведенческих характерис­тик, обеспечивающие успех лидеру.

Именно в рамках этого подхода сформировалось понятие стиля ли­дерства, под которым понимается «совокупность приемов и мето­дов, применяемых лидером (также и руководителем) с целью оказа­ния воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей».

2.2.1. Эксперименты К. Левина.

Приоритет в разработке поведенческо­го подхода принадлежит К.Левину, который накануне Второй миро­вой войны вместе со своими коллегами провел эксперимент, оказав­ший значительное влияние на последующее развитие концепции лидерства. В его эксперименте приняли участие три группы подрос­тков, которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководителями групп были взрослые, демонстрировавшие разные стили руководства-лидерства. Исследователей интересовало, как стиль поведения лидера связан с эффективностью деятельности трех групп. Стили руководства, демонстрировавшиеся взрослыми, получили обо­значения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологи­ческой литературе: «авторитарный», «демократический» и «попусти­тельский».

Авторитарным называют стиль, при котором лидер по отноше­нию к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Авторитарный ли­дер почти все основные функции управления сосредоточивает в сво­их руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать его действия и принимаемые им решения.

Характеристиками, противоположными авторитарному стилю ли­дерству, обладает демократичный стиль, при котором лидер стремит­ся управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои реше­ния, поддерживая проявляемую ими инициативу в самых различных формах.

Попустительский стиль лидерства — форма руководства, при ко­торой лидер практически устраняется от активного управления груп­пой и ведет себя так, как если бы он был рядовым участником группы. Он позволяет членам группы делать все, что им захочется, предостав­ляя им полную свободу действий.

По-видимому, названия стилей лидерства-руководства, предложен­ные Левиным, во многом являлись метафорами, но они, несомненно, стали играть нормативную роль, указывая, что «демократический» стиль руководства предпочтительнее. Впоследствии многие исследователи предлагали вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обо­значения, чтобы устранить ценностно-нормативный оттенок, плохо со­гласующийся с принципом научной объективности.

Предлагались, например, термины: «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) стиль, которые намного удачнее рас­крывают поведенческую суть рассматриваемых феноменов.

Исследование Левина и его коллег было не сразу оценено менедж­ментом и научной общественностью. Лишь в конце 40-х годов внимание исследователей обращается к изучению поведенческих стилей как ос­новных детерминант лидерства. Структурный подход подразумевает на­личие «готовых», статичных черт лидера, т.е. лидером нужно родиться. И если индивиду не дано быть лидером, то ничего уж тут не поделаешь.10



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теории лидерства (4)

    Реферат >> Психология
    ... необходима характеристика лидерства, которая может быть получена в ходе его сравнительного анализа с руководством. 1. ... 3)Ельникова Н., Клуб бизнес-тренеров/Н. Ельникова// Лидерство. Теории лидерства. Обзор основных концепций-2007.-с.4-7 4) Государственное ...
  2. Сравнительный анализ руководства и лидерства в организации

    Реферат >> Менеджмент
    ... ]. Применительно к данному стилю можно использовать теорию Х Дугласа МакГрегора, в которой руководитель использует ... в соответствии с ситуацией все три стиля. Сравнительный анализ лидерства и руководства Лидерство и руководство — это два разных ...
  3. Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией (2)

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... теории лидерства.....................................................................16-17 2.3. Теория конституентов и интерактивный анализ...........18 2.4. Психологические теории лидерства ... позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями ...
  4. Лидерство в организации и основные теории лидерства

    Реферат >> Менеджмент
    ... лидерства 2.1. Теория лидерских качеств 2.2. Концепции харизматического лидерства 2.3. Факторно-аналитическая ситуационная теория лидерства 2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ 2.5. Психологические теории лидерства ... сравнительном анализе ...
  5. Сравнительный анализ конкурентных стратегий для экспортно-ориентированного предприятия

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... новшеств………………………………..21 2 . Сравнительный анализ конкурентных стратегий для экспортно- ... - укорененные в теориях отраслевой конкуренции (в частности, в теории жизненного цикла отрасли); ... и научно-технического лидерства конкурентная история микроэлектронной ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012528896331787