Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Контрольная работа
Любое преступление совершается в условиях реальной действительности и при этом неизбежно в окружающей среде, где совершается то или иное преступление,...полностью>>
Государство и право->Задача
Как известно, право Российской Федерации образует определенную систему, наиболее крупные звенья, которой называются отраслями права. В качестве критер...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
По данному факту было возбуждено уголовное дело. В процессе расследования были полу­чены данные о том, что похищенное спрятано в частном доме Грачевой...полностью>>
Государство и право->Реферат
Под понятием управления в науке административного права понимается целенаправленное организованное воздействие какой-либо одой системы на другую. Упра...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В Положении были сформулированы определенные требования про­фессионального и морально-этического характера, которым должны от­вечать лица, назначаемые на должность народных следователей, старших следователей и следователей по важнейшим делам.

С годами деятельность органов прокуратуры совершенствовалась, прокуратура заняла свое особое место в системе государственных орга­нов, основное предназначение которых состояло в осуществлении надзо­ра за точным и единообразным исполнением законов государственными органами, должностными лицами и гражданами.

В Положении о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденном 24 июля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР, были четко определены предмет и пределы общенадзорной деятельности прокуратуры.

До 1933 г. органы прокуратуры структурно входили в состав Верховного Суда СССР. В то же время на Прокурора СССР и возглавляемые им органы возлагалась обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом.

В послевоенные годы усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного добра, соблюдению режима экономии народных ресурсов.

Важным этапом в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР1. В этом важнейшем правовом акте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностей прокурора — опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов, а также вносить в государственные и общественные организации представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих этим нарушениям.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) и Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) являются основными законодательными актами, определяющими принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в Беларуси.

В Конституции и Законе провозглашено, что прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, и осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору Республики Беларусь.1

Закрепление принципа единства и централизации органов прокуратуры, а также принципа независимости от местных влияний позволяет Генеральному прокурору Республики Беларусь и подчиненным ему прокурорам проводить единую политику в осуществлении надзора за исполнением законов в стране.

Согласно п. 9 ст. 84 Конституции Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, а в соответствии с п. 11 этой же статьи освобождение Генерального прокурора производится также Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики.

Такой порядок назначения и освобождения обеспечивает Генеральному прокурору независимость от других органов в осуществлении руководства всей системой прокуратуры Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 14 Закона о прокуратуре все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, ему подчинены и подотчетны.

Статья 125 Конституции определила полномочия прокуратуры. На Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор заточным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в суде.

Назначение Закона о прокуратуре, кроме того, состоит в том, чтобы определить принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры и т.д.

Закон определяет цели, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов, и подчеркивает, что они состоят в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав, свобод и законных интересов граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Закон сохраняет традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, деятельность прокуроров в уголовном и гражданском судопроизводстве, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Обеспечивая независимость прокуратуры от местных влияний, Закон содержит норму, запрещающую какое-либо воздействие на органы прокуратуры. В ст. 6 Закона подчеркивается, что воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную Законом ответственность.

Осуществляя постоянный надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура получает самую обширную информацию о недостатках, пробелах и противоречиях в законодательстве, препятствующих их правильному применению. Поэтому Генеральный прокурор должен быть наделен правом законодательной инициативы и в пределах своей компетенции вносить в нормотворческий орган предложения о принятии, изменении, дополнении, толковании или отмене нормативного правового акта.1

Закон о прокуратуре на момент его принятия был прогрессивным и соответствовал требованиям того времени. Однако в настоящее время требуется принятие нового закона, который соответствовал бы и положениям Конституции, и требованиям настоящего времени.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Каждое уголовное дело получает окончательное разрешение в суде. Приговор, определение и постановление судов должны отвечать требованиям законности, обоснованности и справедливости.

Вот почему надзор за соблюдением законности при рассмотрении уголовных дел выступает важной составной частью деятельности органов прокуратуры. Он осуществляется во всех судебных инстанциях и звеньях судебной системы, начиная с районного (городского) суда и заканчивая Верховным Судом Республики Беларусь.

Важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Это важная составная часть деятельности органов прокуратуры. Прокурор участвует во всех судебных инстанциях. Прокурор осуществляет свои полномочия во всех стадиях судебного разбирательства уголовных дел, начиная со стадии подготовки уголовного дела к слушанию и кончая производством по уголовным делам в порядке надзора.

Роль и значение прокурорского надзора в осуществлении правосудия существенно возросли в связи с принятием Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». Участие прокуроров в судах направлено на неукоснительное выполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве судом уголовного дела, обеспечение прав и законных интересов граждан, соблюдение равенства граждан перед законом и судом, на постановление судом по каждому уголовному делу законного, обоснованного и справедливого приговора, определения или постановления. Осуществляя уголовное преследование, прокурор поддерживает в судах государственное обвинение по уголовным делам, выступая от имени государства, представляет его интересы и является государственным гарантом прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу правосудия по уголовным делам.

Прокуроры, участвующие в разбирательстве уголовных дел в судах, учитывают социальное значение своего участия в рассмотрении дел в суде как одной из важнейших гарантий законности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особой ответственности за качественное исполнение своих полномочий. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор помогает суду полно, всесторонне и объективно исследовать доказательства, установить вину лица, привлеченного к ответственности, дать правильную оценку совершенного им преступления, назначить подсудимому справедливое, основанное на законе наказание. Прокуроры используют судебную трибуну для создания обстановки всеобщего осуждения лиц, совершивших преступление, чтобы судебное разбирательство всегда выполняло воспитательную роль.

Установленный законом порядок проверки законности приговоров, постановлений и определений в апелляционном и кассационном порядке обеспечивает условия, при которых ошибки судов будут исправлены еще до того, как приговоры вступят в законную силу.

Участие прокуроров в уголовном судопроизводстве является также одним из условий, обеспечивающих дальнейшее совершенствование принципов гласности и демократии как одного из направлений в реализации судебной реформы. Являясь органом надзора за исполнением законов в государстве, прокуратура стоит на страже прав и законных интересов граждан.1

Участвуя в рассмотрении уголовных дел в судах, прокуроры руководствуются УПК, Законом о прокуратуре, а также приказами Генерального прокурора Республики Беларусь № 1 от 08 января 2001 г. «Об организации поддержания государственного обвинения в условиях состязательности, осуществления надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам», № 2 от 08 января 2001 г. «О первоочередных мерах по обеспечению поддержания государственного обвинения».2 Прокуроры обязаны руководствоваться также руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда БССР и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судом уголовных дел.

Уголовно-процессуальное законодательство, а также Закон о прокуратуре определяют полномочия прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах, а также средства реагирования на установленные нарушения закона. Участвуя в рассмотрении судом уголовных дел, прокуроры в пределах своей компетенции:

- проверяют законность решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;

- осуществляя уголовное преследование в суде, выступают в качестве государственных обвинителей;

- дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

- предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Прокуратура Республики Беларусь

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... организации и деятельности прокуратуры Принципы, на которых строится и организует свою деятельность прокуратура, закреплены в Конституции Республики Беларусь (гл.7) [2]и в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» ...
  2. Коммерческие организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

    Закон >> Государство и право
    ... ) юридических лиц Республики Беларусь.Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде ... деятельностью служащих государственного аппарата, исполкомов местных Советов депутатов, прокуратуры, ...
  3. Реализация принципа разделения властей в Республике Беларусь

    Дипломная работа >> Государство и право
    ... учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, ... контроля и надзора (Прокуратура, Комитет государственного контроля Республики Беларусь). Такой подход обеспечил ...
  4. Развитие электронной биржевой торговли в Республике Беларусь

    Реферат >> Банковское дело
    ... деятельности - изучить мировой опыт организации электронной биржевой торговли; - изучить организацию электронной биржевой торговли в Республике Беларусь ...
  5. Конституционно-правовые основы органов контроля и надзора в республике Беларусь

    Лекция >> Право, юриспруденция
    ... своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту Республики Беларусь. Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, ... банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012710094451904