Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Закон
Принцип местного самоуправления является одним из важнейших признаков любого демократического государства. Этот вопрос является также достаточно актуа...полностью>>
Государство и право->Задача
2. Между собственниками прилегающих друг к другу земельных участков возник спор, кто имеет право на сбор плодов фруктовых деревьев, корни которых расп...полностью>>
Государство и право->Реферат
1. Вищим органом у системі органів виконавчої влади є Кабінет Міністрів України. Відповідно до ст. 113 Конституції він у своїй діяльності керується Ко...полностью>>
Государство и право->Реферат
Господарське право, як і будь-яку іншу юридичну дисципліну, можна визначити насамперед за предметною ознакою, тобто за сукупністю суспільних відносин,...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. История учреждения, организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 6

Глава 2. Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел 20

Глава 3. Процессуальное положение прокурора в суде 26

Глава 4. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных

дел 32

4.1. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции 32

4.2. Участие прокурора в суде кассационной инстанции 45

4.3. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции 52

4.4. Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам 59

Заключение 62

Список использованных источников и литературы 64

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Законность и правопорядок... Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания. Однако в любом обществе пока еще встречаются люди, о которых можно сказать словами известной песни: «Только кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет...». Песня эта – о правоохранительных органах, о тех, чья служба действительно «и опасна, и трудна». Именно им принадлежит главенствующая роль в поддержании законности, предотвращении и наказании преступлений, воспитании граждан в духе уважения к закону.

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами.

Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

Установление в Конституции Республики Беларусь важного положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной, решающей стадией уголовного процесса, а участие прокурора в судебном разбирательстве – одним из важнейших направлений его деятельности. Участие прокурора в суде является не только важной гарантией постановления судом законного и обоснованного приговора, но вместе с тем одной из форм его деятельности по предупреждению преступлений и пропаганде законов. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за исполнением законов в государстве.

Актуальность выбранной темы в настоящее время очень велика, так как важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.

Целью настоящей дипломной работы является исследование и изучение участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.

Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач:

1) изучение истории учреждения, организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь;

2) исследование сущности и задач участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел;

3) анализ процессуального положения прокурора в суде;

4) характеристика участия в судебном разбирательстве уголовных дел разных инстанций.

Источниками в настоящем исследовании послужили Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту УПК), Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту УК), Законы и подзаконные нормативные акты, а также Приказы Генерального прокурора.

Для изучения данной категории проанализированы монографии и статьи различных авторов. При написании работы чувствовалась острая нехватка литературы по данной теме.

В ходе работы был использован традиционный формально-юридический метод, а также элементы сравнительно-правового метода.

ГЛАВА. 1. ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях.1

Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно. Вырабатывались различные концепции прокурорского надзора, многие положения которых не находили применения в практике, и, наоборот, практика выдвигала определенные требования к органам прокуратуры, которые не находили закрепления в законах о прокуратуре и научного обоснования в теории прокурорского надзора.

Понятие прокуратура происходит от латинского (procuro) — забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.2

Предназначение прокуратуры в Греции и странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а, во-вторых, в осуществлении обвинения в суде («ораторы»).

В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIV веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.

К тому времени в европейских странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался инквизиционный процесс, пришедший на место процессу публичному, гласному, состязательному, Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и деятельности уже созданных прокуратур.

Органы прокуратуры Франции были приспособлены для выполнения воли короля, влияние которого на формирование органов прокуратуры и определение направлений ее деятельности было решающим. (Не случайно прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».)

Этот краткий, пунктирный экскурс в прошлое с акцентом на становление прокуратуры в одной из ведущих европейских стран того времени, делается не случайно, ибо прокуратура Франции, ее предназначение, принципы организации и место в механизме государственной власти послужили, по сути, прообразом прокуратуры России и, можно сказать, что и до настоящего времени и она является своеобразным эталоном прокуратуры большинства западных стран.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I, или, как его часто величают Петр Великий. Объективными условиями, побудившими его принять решение о создании такой службы, явились казнокрадство и мздоимство, злоупотребление властью чиновными людьми – явлениями, широко распространенными в то время. Особенно большим ростом преступности был отмечен период конца XVII и начала XVIII веков, что вызвало объективную необходимость и потребность в создании специальной государственной службы для борьбы с такими и иными негативными явлениями.

Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «...над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 г. «О должности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенции обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых). К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Со временем Петр I убедился в неэффективности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи.1

В последующие годы после смерти Петра 1, особенно в период царствования Анны Иоанновны, прокуратура практически бездействовала. В своих прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и многого в этом достигла. Указом Императрицы от 12 декабря 1741 г. была восстановлена прокуратура в рамках Указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.

В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г. «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

При Павле I, одержимом идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать», был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере были сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным органом.

Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II. Еще до судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление «верховного» надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от «местных» влияний при принятии ими любого решения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Прокуратура Республики Беларусь

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... организации и деятельности прокуратуры Принципы, на которых строится и организует свою деятельность прокуратура, закреплены в Конституции Республики Беларусь (гл.7) [2]и в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» ...
  2. Коммерческие организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

    Закон >> Государство и право
    ... ) юридических лиц Республики Беларусь.Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде ... деятельностью служащих государственного аппарата, исполкомов местных Советов депутатов, прокуратуры, ...
  3. Реализация принципа разделения властей в Республике Беларусь

    Дипломная работа >> Государство и право
    ... учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, ... контроля и надзора (Прокуратура, Комитет государственного контроля Республики Беларусь). Такой подход обеспечил ...
  4. Развитие электронной биржевой торговли в Республике Беларусь

    Реферат >> Банковское дело
    ... деятельности - изучить мировой опыт организации электронной биржевой торговли; - изучить организацию электронной биржевой торговли в Республике Беларусь ...
  5. Конституционно-правовые основы органов контроля и надзора в республике Беларусь

    Лекция >> Право, юриспруденция
    ... своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту Республики Беларусь. Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, ... банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0032520294189453