Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Самостоятельная работа >Психология
1.2 Самостоятельная работа педагога при подготовке и проведению практического занятия
Самостоятельная работа как методе обучения, в узком, конкретно - профессиональном ее смысле, - самостоятельная работа участников педагогического процесса - обучающего и обучаемых.
Сначала раскроем сущность самостоятельной работы преподавателя в педагогическом процессе.
Рисунок 1.1 -Самостоятельная работа преподавателя
Особое место, которое занимает самостоятельная работа в жизни и деятельности преподавателя, определяется тем, что она:
-способствует профессиональному становлению и росту;
- обеспечивает глубокие и прочные знания на первом этапе своей учебной дисциплины, а затем - смежных и: сопутствующих:
- приучает к постоянному теоретическому и методическому творчеству;
- формирует и развивает навыки научного исследования (любой педагог обязательно еще и исследователь);
- воспитывает собранность, целеустремленность и волю.
В современных условиях роль и значение самостоятельной работы педагогов по экономическим предметам не только не уменьшается, но еще более возрастает, и этому способствует целый ряд факторов.
Глубокие перемены в социально-экономической реальности требуют от педагога — экономиста постоянного переосмысливания старого опыта и оперативного анализа всех инноваций.
Важно отметить и то, что любой преподаватель экономической дисциплины сегодня и специалист — экономист, и организатор экономического образования, и педагог - воспитатель, и психолог - исследователь.
Несмотря на кажущуюся самостоятельность и самодеятельность работы над собой, многолетняя практика не только выработала, но и четко закрепила ряд требований: к этому виду деятельности.
Планомерность: нельзя заниматься всем кое-как и когда-либо; настоящий специалист всегда должен знать, когда, сколько и чем он будет заниматься; бесплановость - смерть развития.
Сознательная активность: над педагогом учителя нет, он сам должен искать новое, бороться за свой идейный рост.
Регулярность и последовательность: работа над собой не признает ни выходных, ни каникул, ни отпусков, она должна стать органической, жизненной потребностью преподавателя.
Соблюдение режима: это требование предполагает оптимальное соотношение труда и отдыха: недогрузки и перегрузки в умственной деятельности одинаково пагубны.
Работа не только на себя, но и на обучаемых: надо думать не только о том, что скажешь завтра, а и том, насколько это будет превосходить знания, которыми располагают студенты.
Такой представляется самостоятельная работа педагога — важная, неотъемлемая составляющая его жизни и деятельности.
Руководство самостоятельной работой требует от преподавателя прочных организаторских навыков, глубокого знания своего предмета, широкой научной эрудиции, солидной психолого-педагогической грамотности, постоянной готовности дать ответ на самые острые вопросы не только экономики, но реальной жизни.
Искусство преподавателя состоит в том, чтобы, организуя самостоятельную работу обучаемых с самого начала изучения дисциплины, направить ее на то, чтобы она помогла ученикам скорее войти в дисциплину, овладевать знаниями глубоко и всесторонне, понять значение, дисциплины для практической деятельности.
Работа студентов на лекции складывается из двух взаимосвязанных процессов: прослушивания и записи лекции.
Умение слушать лекцию предполагает умение сосредоточиться на ее теме, последовательно следить за ходом рассуждений лектора и вполне сознательно осваивать и внутренне перерабатывать полученную информацию.
Искусство записывать лекцию включает в себя точность передачи мыслей лектора, быстроту, ясность записей и такое оформление конспекта, чтобы им всегда можно было воспользоваться без особого труда.
Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении учащиеся были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, каждый должен получить возможность "раскрыться", проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно учитывать подготовку и интересы каждого слушателя.
Даже самая тщательная подготовка преподавателя совершенно не гарантирует успеха семинару. Поэтому на практике подготовка преподавателя и студентов к семинару проходит одновременно и параллельно примерно.
Подготовка преподавателя включает в себя теоретическую и методическую стороны. С точки зрения теоретической преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу по теме, посетить лекции (если он их не читает), отработать наиболее важные и сложные моменты темы.
С точки зрения методики преподаватель должен тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с особенностями конкретного, предстоящего семинара. Кроме того, преподаватель доводит до студентов не только план и замысел семинара, но и все его методические тонкости. Для студентов подготовка к семинару начинается на лекциях по теме. Затем они изучают план семинара, уясняют его замысел и методические особенности. Это является основой для самостоятельной работы по сбору материалов для выступлений. При возникновении неясностей и трудностей в подготовке студенты обращаются за помощью к преподавателю, который проводит индивидуальные или групповые консультации.
Практика показывает, что тщательная всесторонняя подготовка и заблаговременное планирование всех основных моментов семинара позволяет преподавателю более целенаправленно руководить им, активно влиять на полноту и качество обсуждения поставленных на нем вопросов.
Подготовка преподавателя отражается в рабочем плане проведения семинара, который он составляет лично, опираясь на решения кафедры (предметно-методической комиссии).
Рабочий план преподавателя включает:
• наименование темы и основных учебных вопросов семинара;
• расчет времени;
• литературу к семинару
• рабочие подвопросы по каждой проблеме семинара;
• темы докладов ("фиксированных" выступлений), если они запланированы;
• варианты дополнительных вопросов или заданий для письменной контрольной работы;
• вступительное слово;
• наметки для заключительного слова.
Таким образом, успех семинара закладывается тщательной, всеет ранней подготовкой и преподавателя, и обучаемых.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:
- подбор вопросов, Контролирующих знание и понимание учащимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех обучающихся создалась целостная теоретическая основа - костяк предстоящего занятия;
- выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, преподаватель должен знать: почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь курсант и слушатель (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную "ступеньку" обучения, заботясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);
- решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная обучающимся должна быть предварительно решена и методически обработана);
- подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, итогового выступления;
- распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;
- подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.
Организация проведения практического занятия начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопросов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия. Затем иногда полезно на экране в быстром темпе показать кадры, использованные лектором на предшествующем занятии, и тем самым восстановить в слушателей материал лекции, относящийся к данному занятию.
После этого рекомендуется поставить перед обучающимися ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует учащихся в том материале, который выносится на данное занятие. Методически правильно контрольный вопрос ставить перед всей группой, а затем после некоторой паузы вызывать конкретного учащегося.
Практическое занятие может проводиться по разным схемам. В одном случае все обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель, проходя по рядам, контролирует их работу. В тех случаях, когда у большинства учащихся работа застопорилась, преподаватель может как бы прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).
В других случаях задачу решает и комментирует свое решение вызванный к доске обучающийся под наблюдением преподавателя. Но и в этом случае задача педагога состоит в том, чтобы остальные учащиеся не механически переносили ответы в свои тетради, а проявляли максимум самостоятельности, вдумчиво и с пониманием существа дела относились к разъяснениям, которые делает их товарищ или преподаватель, соединяя общие действия с собственной поисковой деятельностью.
Во всех случаях важно не только получить правильный ответ, но и закрепить определенные знания теории вопроса, добиться приращения этих знаний, проявления элементов творчества. Обучающийся должен превратить решение каждой задачи в глубокий мыслительный процесс.
Особое место среди практических занятий, отводится так называемым групповым занятиям.
Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:
- соответствие действий учащихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;
Похожие страницы:
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике
Дипломная работа >> Педагогика... математики. В следующем параграфе раскроем методику организации проектной деятельности. 1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе ...Методика организации воспитательного процесса
Контрольная работа >> ПедагогикаМетодика организации воспитательного процесса 1. Организационное строение коллектива Организация коллектива в детских учреждениях ... педагогическом совете, в производственном управлении, в комсомольской организации и в совете командиров. 2. В хорошо ...Методика организации учебного процесса по разделу Алгоритмы
Самостоятельная работа >> Информатика... данной курсовой работы - разработать методику организации учебного процесса по разделу « ... учащихся. Глава II «Методика организации учебного процесса по разделу ... данном курсовом проекте была разработана методика организации учебного процесса по разделу « ...Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней
Дипломная работа >> Педагогика... «Математика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика» Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся ... . При этом они разрабатывают соответствующую методику организации коллективной учебной работы детей. Проведенный ...Методика организации физкультурно-спортивных соревнований в вузах
Реферат >> Культура и искусство... культуре На тему: “Методика организации физкультурно-спортивных соревнований в ... спортивных соревнований. 1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований. 2. Массовые ... по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной ...