Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится, пройдя определенные жизненные пути В момент рождения...полностью>>
Психология->Курсовая работа
От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демогр...полностью>>
Психология->Реферат
Эмоции — это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение Эмоции о...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними Совершая те или ины...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    1. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.3 Особенности развития и коррекция моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО ЭКСПЕЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

2.1 Выявление уровня развития моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

2.2 Реализация педагогических условий эффективного развития и коррекции моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития и коррекции моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В то же время анализ литературы (В.И. Бельтюков, 1977, 1981; О.С. Бот, 1983; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1985; В.А. Ковшиков, 1985; Е.М. Мастюкова, 1981; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, 1989; и др.) показал, что подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей и артикуляционной моторики детей с ОНР, тогда как вопросы развития у данной категории дошкольников мелкой моторики не нашли должного изучения. Поэтому представляется актуальным экспериментально установить, как соотносится между собой мелкая моторика руки и речевое развитие у детей с общим недоразвитием речи. При этом, наиболее перспективными в этом отношении, на наш взгляд, является сопоставление детей с разным уровнем речевого развития, так как выявление взаимосвязи между выраженностью речевой патологии и степенью развития движений руки, несомненно, может способствовать определению основных направлений, задач, содержания и приемов коррекционно-логопедической работы, способствующих более качественной подготовки детей к обучению в школе.

В целом актуальность выбранной темы исследования обусловлена такими факторами, как:

– значимостью сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму;

– необходимостью всестороннего исследования особенностей тонкой моторики у дошкольников с ОНР с целью определения специфики и степени выраженности ее отклонений;

– необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие тонкой моторики с целью более качественной подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему исследования – выявить особенности мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи и определить наиболее эффективные средства, обеспечивающие развитие моторной и речевой сфер детей.

Цель исследования состоит в определении влияния эффективности коррекционных работ, направленных на развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – выявление особенностей развития речевой моторики у детей с ОНР.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие и коррекция речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективнее при выполнении следующих условий:

- использование на занятиях упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

- коррекция общей моторики через упражнения на повышение уровня активации и регуляцию мышечного тонуса.

- развитие крупной моторики и формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы, развития сложно-координированных артикуляционных движений, в условиях дошкольного образовательного учреждения, в теории и практике педагогики.

2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».

3. Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса коррекционных работ по развитию речевой моторики у детей шестого года жизни.

4. Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проходила в два этапа: Констатирующий эксперимент. Цель - определить исходный уровень развития речевой моторики, развитие речи на основе выделенных показателей.

Формирующий эксперимент. Цель – реализация условий в реальном учебном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которое адресовано воспитателям и родителя детей старшего дошкольного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    1. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

моторика ребенок речь недоразвитие

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.

Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности

рисование,

конструирование,

аппликация,

лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствием будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем. что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.

Часто родители, воспитатели и, к сожалению, педагоги думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и пороявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи ... Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, ...
  2. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология
    ... принимало участие 8 детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. В качестве показателя уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста выступали два критерия ...
  3. Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... детей старшего дошкольного возраста 1.2. Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 1.3.Изучение особенностей логопедической работы по развитию ... коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, ...
  4. Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре

    Реферат >> Психология
    ... РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ № Ф.И. ребенка Монологическая речь Диалогическая речь ... развитие практика педагогической диагностики индивидуальных особенностей детей, по результатам которой определяется содержание коррекци ...
  5. Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи

    Дипломная работа >> Психология
    ... коррекция нарушений памяти уже у детей дошкольного возраста, и особенно у детей с общим недоразвитием речи. Значение нормального развития ... Венгера [24] в старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в ... • развивать мелкую моторику; • формировать ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017819404602051