Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Ру­ко­во­ди­тель, ори­ен­ти­ро­ван­ный на ре­зуль­тат, дей­ст­ву­ет не на ос­но­ве сво­их пред­по­ло­же­ний и слу­хов. Он не счи­та­ет се­бя при­ро­ж­...полностью>>
Государство и право->Закон
Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти...полностью>>
Государство и право->Реферат
Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглаша...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Эффективное управление персоналом позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников. Во многом п...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Народы Литвы, Латвии и Эстонии опирались при строительстве Со­ветской власти на богатейший опыт братских советских народов. Ут­верждение советского строя на территории этих республик требовало применения социалистического права. На его разработку нужно было довольно длительное время. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР в ноябре 1940 г. удовлетворил просьбу республик Прибалтики о применении временно на их территории кодексов РСФСР: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, Кодекса законов о труде, Кодекса законов о браке, семье и опеке. При­говоры и решения по уголовным и гражданским делам, вынесенные су­дами до установления Советской власти и не приведенные в исполне­ние, не подлежали исполнению и пересматривались судебными органа­ми в соответствии с кодексами РСФСР. Имущественные споры по гра­жданским правоотношениям и иные споры независимо от времени их возникновения подлежали рассмотрению на основе кодексов РСФСР. Таким образом, регулирование основной массы правоотношений было сразу же поставлено на базу советского законодательства. Старые бур­жуазные законы тем самым окончательно утратили силу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. граждане Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР были при­знаны гражданами СССР со дня вступления этих республик в состав Советского Союза. Причем за гражданами этих республик, находивших­ся к моменту издания Указа за пределами СССР, было признано право в упрощенном порядке, путем регистрации в соответствующих полпредст­вах и консульствах СССР, вступить в советское гражданство. В августе 1940 г. на второй сессии Народные сеймы Латвии и Литвы, а также Го­сударственной Думы Эстонии были приняты Конституции этих респуб­лик, которые законодательно закрепили победу над капитализмом. Они провозгласили Советы депутатов трудящихся политической основой республик, возглавляемых Верховными Советами. Народные сеймы Латвии и Литвы, Государственная Дума Эстонии были преобразованы в Верховные Советы этих республик. Вместо единоличного президента в каждой республике был создан Президиум Верховного Совета, который избирался Верховным Советом союзной республики. Кабинет минист­ров был заменен Советом Народных Комиссаров, который был подотче­тен Верховному Совету, а в период между сессиями - Президиуму Вер­ховного Совета республики.

Эти Конституции в основном были построены в соответствии с Кон­ституцией СССР 1936 г. Но вместе с тем они отражали некоторые осо­бенности, обусловленные переходным периодом от капитализма к со­циализму в экономике республик. Так, в Конституциях было зафикси­ровано, что наряду с социалистической системой хозяйства допускаются мелкие частные промышленные и торговые предприятия. На базе новых Конституций развернулась огромная работа по завершению слома ста­рого государственного аппарата и созданию нового. Были ликвидирова­ны местные органы управления и до избрания местных Советов созданы из представителей трудящихся волостные, уездные и городские испол­нительные комитеты, которые сыграли огромную роль в деле вовлече­ния трудящихся в управление государством. В результате революцион­ного слома старого судебного аппарата были созданы новые судебные органы.

Советское строительство в новых республиках происходило в усло­виях острой классовой борьбы. Свергнутые эксплуататорские элементы в городе и деревне оказывали значительное сопротивление мероприяти­ям Советской власти.

В результате мирного разрешения вопроса о Бессарабии и о переда­че Советскому Союзу населенной украинцами Северной Буковины в Бессарабии и Северной Буковине была установлена Советская власть.

В уездах, городах, волостях и селах создавались временные местные исполнительные комитеты. Полномочия Совета Народных Комиссаров Молдавской АССР, входившей тогда в состав Украинской ССР, времен­но распространялись и на освобожденную территорию Молдавии. Были ликвидированы буржуазно-помещичьи партии, реакционные профсоюзы и другие подобные организации и общества. Трудящиеся создавали свои общественные организации: партийные, комсомольские, профсоюзные и др. Указами Президиума Верховного Совета СССР (август 1940 г.) на территории Бессарабии было восстановлено действие советских законов о национализации земли, банков, промышленных и торговых предпри­ятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи. В ре­зультате земельной реформы безземельные и малоземельные крестьяне Бессарабии получили 230 тыс. га пахотной земли, 2,5 тыс. га садов, 20 тыс. голов скота, а также сельскохозяйственный инвентарь, конфиско­ванный у помещиков и кулаков. Была аннулирована огромная задол­женность крестьянства ростовщикам и банкам, исчисляемая в 51 млрд. руб. Постановлением Совнаркома СССР от 15 августа
1940 г. на терри­торию Бессарабии распространялось советское налоговое законодатель­ство с применением всех предусмотренных законом льгот. По этому закону 190 тыс. бедняцких хозяйств (31% общего количества хозяйств) освобождались от уплаты сельскохозяйственных налогов. Для середняц­ких хозяйств налоги были сведены к незначительным размерам.

Трудящиеся освобожденной Бессарабии выразили единодушное же­лание о воссоединении с Молдавской АССР. Выражая волю всего мол­давского народа, советские и партийные организации поставили перед Правительством СССР и ЦК Коммунистической партии вопрос о воссо­единении молдавского населения Бессарабии с населением Молдавской АССР и об образования Молдавской Союзной Советской Республики, непосредственно входящей в состав СССР. ЦК Коммунистической пар­тии и Правительство СССР поддержали эти предложения и внесли их на рассмотрение Верховного Совета СССР. В начале августа 1940 г. в Мо­скве открылась VII сессия Верховного Совета СССР. На сессию прибы­ла делегация трудящихся Бессарабии и Молдавской АССР, которая бы­ла уполномочена от имени молдавского народа изложить сессии прось­бу о создании Молдавской союзной республики. Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу молдавского народа и 2 августа 1940 г. принял закон об образовании Молдавской ССР и включении ее в состав СССР в качестве равноправной союзной республики. В законе говори­лось: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся Бессарабии и трудящихся Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики о воссоединении молдавского населения Бессарабии с молдавским насе­лением Молдавской АССР и руководствуясь советским принципом сво­бодного развития национальностей, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: 1. Образовать Союзную Молдавскую Советскую Социалистическую Республику». Молдавская ССР была принята в состав СССР, этим же законом северная часть Буковины, Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии, населенные украинцами, были включены в состав УССР.

Было восстановлено советское гражданство для всех жителей Бесса­рабии и были признаны гражданами СССР все жители Северной Буко­вины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1940 г. временно на территории Молдавской ССР было распространено дейст­вие кодексов Украинской ССР. 10 ноября 1940 г. открылась внеочеред­ная IV сессия Верховного Совета Молдавской АССР, которая назначила выборы в Верховный Совет и образовала конституционную комиссию по выработке проекта Конституции Молдавской ССР. 8 февраля 1941 г. в Кишиневе открылась I сессия Верховного Совета Молдавской ССР, которая 10 февраля 1941 г. утвердила Конституцию этой республики. Конституция законодательно закрепила изменения, происшедшие в об­щественно-политической, экономической и культурной жизни молдав­ского народа. Конституция Молдавии исходила из основных принципов Конституции СССР 1936 г. Однако, учитывая, что на территории осво­божденных районов Молдавии еще предстояло осуществить социали­стические преобразования, Конституция Молдавии допускала наряду с социалистическим частный сектор в хозяйстве республики. Статья 9 Конституции гласила, что наряду с социалистической системой хозяй­ства в Молдавской ССР допускаются частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом. Верховный Совет Молдавской ССР избрал Президиум Верховного Совета Молдав­ской ССР во главе с его председателем Ф.Г. Бровко и образовал прави­тельство республики - Совет Народных Комиссаров во главе с Т.А. Кон­стантиновым.

Таким образом, в 1940 г. в состав СССР входило 16 союзных рес­публик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР и Мол­давская ССР.

Заключение

30 декабря 1922 г. открылась новая страница в истории рос­сийского государственного управления. РСФСР вошла доброволь­но на равных основаниях с БССР, ЗСФСР, УССР в единый Союз Советских Социалистических Республик. Первый съезд Советов СССР утвердил в основном Декларацию и Договор об образова­нии СССР, передал ввиду их чрезвычайной важности в союзные республики на дополнительное рассмотрение, поручил ЦИК Со­юза ССР учесть мнения республик, ввести документы в действие и представить их очередному съезду Советов. Образование СССР на основе советского интеграционизма – яркий акт развития рос­сийской государственности.

Советские государства объединились добровольно в союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность во враждующем мире, расколотом на два лагеря, и внутреннее хо­зяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов. На то была воля народов, выраженная съездами Советов четырех государств.

Особенности государственного управления теперь были обус­ловлены тем, что новый (союзный) тип советского федерализма воплотил многолетний интеграционный процесс, стал пораже­нием национального сепаратизма, обеспечил государственный су­веренитет объединившихся субъектов, сохранивших право сво­бодного выхода из Союза, свои конституции, органы власти и управления, бюджеты, право приостанавливать на своей терри­тории распоряжения СНК СССР; опротестовывать, не приоста­навливая действия, декреты и постановления союзного правитель­ства или печатать не только республиканские, но и союзные до­кументы на общеупотребительных в республиках языках.

Через 13 месяцев Второй съезд Советов утвердил одобрен­ную республиканскими съездами новую Конституцию СССР. В 1925 г. принята измененная соответственно ей новая Конститу­ция РСФСР. Характерной чертой советского государственного управления явилось то, что процесс его становления с самого начала (1918 г.) развивался на конституционной основе.

Список использованной литературы

  1. Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M., Черноус В.В., Тео­рия и история административно-политических элит России. – Ростов н/Д, 2006.

  2. Исаев И.А., История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

  3. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2006. – 544 с.

  4. История государственного управления в России / Под ред. В.Г. Игнатова. – М.: ТК Велби, 2007. – 392 с.

  5. История СССР: Эпоха социализма. / Под ред. С.А. Сераева. – М.: Просвещение, 1999.

  6. Комаров С.А., Общая теория государства и права – М., 2005.

  7. Коржихина Т.П., Сенин А.С., История российской государственнос­ти. – М., 2005.

  8. Курицын В.М., История государства и права России. – М., 2003.

  9. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е., перераб. и доп. / Под ред. М.Н. Марченко. Том. 1. – М. ИКД «Зерцало-М», 2002. – 528 с.

  10. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: ИНФРА, 2001. – 460 с.

  11. Оксамытный В.В., Теория государства и права: Учебник для студентов выс­ших учебных заведений. – М.: Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004.

  12. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред.
    М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2002. – 656 с.

  13. Спиридонов Л.И., Теория государства и права. Учебник. – М., 2004.

  14. Теория государства и права в вопросах и ответах. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 272 с.

  15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко – М.: ЗЕРЦАЛО, 2002. – 420 с.

  1. Верховный орган власти СССР (1922-1936).

  2. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) – высший орган гос. власти СССР между всесоюзными съездами Советов (1922–1936); функционировал др 1938 г.

  3. Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган СССР в период между сессиями ЦИК.

  4. Прокурор Верховного суда и его заместитель назначались Президиумом ВЦИК.

  5. Высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти (1917-1946).

  6. Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР – орган по охране гос. безопасности (1923-1934); включено в НКВД и переименовано в Главное управление гос. безопасности.

  7. Революционный военный совет Республики (с 28 авг. 1923 г. – Реввоенсовет СССР) – коллегиальный орган высшей военной власти (1918-1934); председатель РВСР являлся наркомом по военным и морским делам.

  8. Главное управление по делам литературы и издательств (с 1922).

  9. Совет труда и обороны – орган по руководству хозяйством и обороной СССР (1923–1936).

  10. Государственный плановый комитет СССР.

  11. Центральное статистическое управление СССР.

  12. В 1934 переименован в Народный комиссариат обороны СССР.

  13. Народный комиссариат внутренних дел (с 1934).

  14. Образован в 1936 г.

  15. В 1930 г. разделен на два самостоятельных наркомата.

  16. Высший совет народного хозяйства – высший центральный орган по управлению народным хозяйством (1917- 1932); реорганизован в три наркомата: 1) тяжелой, 2) легкой и 3) лесной промышленности.

  17. Образован в 1930 г.

  18. Рабоче-крестьянская инспекция – орган гос. контроля (1920–1934); с 1923 г. действовал совместно с ЦКК ВКП(б) как единый советско-партийный орган.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР (ПО КОНСТИТУЦИИ 1936 г.)




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Образование Советского Союза (4)

    Реферат >> История
    ... весьма сложный период в истории нашего государства. И много факторов предшествовало образованию Советской власти. В данной ... и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии"[1]. И. В. Сталин ...
  2. Образование Советского Союза (3)

    Реферат >> Государство и право
    ... Ю. П. Титов Хрестоматия по истории государства и права. М., 2000г. 1 Образование Союза Советских Сощалистических Республик. Сб. документов ...
  3. Образование Советского Союза (1)

    Закон >> История
    ... юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических ... В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История отечества. XX век, 11 ... – 343 с. 4. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для ...
  4. Образование Советского Союза (2)

    Реферат >> История
    ... 21 Список литературы……………………………………………………………26 1. Предпосылки образования советских республик Система Советов распространилась почти ... Э. История Советской России. Кн.1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. 2. Дж. Боффа «История Советского Союза» кн ...
  5. История Конституционного законодательства в Советском Союзе

    Реферат >> Государство и право
    ... работы является изучение конституционного права Советского Союза, история и этапы его разработки. Задачи работы ... : Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация об образовании СССР содержала ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018730163574219