Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Транспорт->Курсовая работа
10 апреля 2006 года около 15 часов 30 минут в г Волгограде на ул Ткачева имело место столкновение автомобиля БМВ-520 с автомобилем ВАЗ-2106 Столкновен...полностью>>
Транспорт->Контрольная работа
Требуется разработать четырёх стоечный подъёмник на котором предполагается обслуживать автомобиль ПАЗ – 37421 Масса данного автомобиля в снаряжённом с...полностью>>
Транспорт->Отчет по практике
В настоящее время автомобильный парк играет огромную роль в экономике любой страны обслуживая миллионы предприятий, организаций и частных лиц В России...полностью>>
Транспорт->Дипломная работа
На сегодняшний день российский рынок услуг автосервиса находится на стадии своего развития В первую очередь на его развитие влияет растущий большими т...полностью>>

Главная > Реферат >Транспорт

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Всякая субстанция – как целый мир и как зеркало Бога

или же всей вселенной, которое отражает его особым образом.

Поэтому мы можем сказать, что вселенных столько, сколько субстанций (Г.В. Лейбниц).

Г.В. Лейбниц как гениальный изобретатель. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был первым из великих немецких философов, учёным-энциклопедистом, логиком, математиком, изобретателем, историком. Немецкий философ Л. Фейербах писал: мир Спинозы представляет собой бесцветную божественную прозрачность, в то время как мир Лейбница – хрусталь, преломляющий свет в бесконечное богатство цветов. Лейбниц был одним из выдающихся умов всех времён (Б. Рассел), первым карикатурным гением, он знал всё обо всём. Лейбниц мог за неделю предложить множество гениальных идей: от подводной лодки до новой формы часов, от модели фонарика до скоростного аппарата и устройства для измерения добра и зла. Он написал работу, в которой излагались теоретические принципы устройства компьютера (почти за триста лет до выхода первой книги Тьюринга по этому вопросу). Лейбниц составил планы управляемой вручную лодки, плавающей под водой, пневматического двигателя, он даже рассматривал возможность создания космического корабля и национальной системы страхования (опередив своё время почти на 200 лет). Леонардо да Винчи умер бы от зависти.

Жизнь и труды Г.В. Лейбница. В 13 лет Лейбница потрясла логика Аристотеля, позже он будет утверждать, что в книгах Аристотеля больше справедливых идей, чем в умозаключениях Декарта. Лейбниц учился в школе и университете Лейпцига, в 26 лет он уже обладал двумя докторскими степенями – юридической и философской. Лейбниц постоянно говорил, что большую часть своего образования получил дома, читая книги из библиотеки отца, который был профессором нравственной философии. Во всякой науке Лейбниц всегда искал новое, просто потому что не успевал усвоить обыкновенное. Лейбниц проявлял большой интерес к России, его первая встреча с Петром I состоялась в 1697 году в Ганновере. В 1712 году Лейбниц был назначен тайным советником русского царя, они вели переговоры о создании Российской академии наук. Пётр I назначил Лейбницу пенсию. В 1676 году Лейбниц посетил Спинозу, философы в течение месяца обсуждали идеи Спинозы, который подарил Лейбницу часть рукописи Этики. Философия Спинозы оказала на Лейбница значительное влияние, хоть он и присоединился к травле Спинозы и всячески преуменьшал роль знакомства с ним. С 1676 года и до конца жизни Лейбниц работал при дворе ганноверского герцога в должности заведующего библиотекой. Перед ним были открыты двери высшего общества по всей Европе, но последние годы жизни Лейбница прошли в одиночестве. За гробом человека, бывшего гордостью нации, шёл один человек – его секретарь. Главные философские труды Лейбница: Рассуждения о метафизике, Новая система природы, Монадология, Теодиция, Новые опыты о человеческом разумении. Б. Рассел пишет, что его лучшие мысли остались неопубликованными, а то, что он опубликовал, имело целью заслужить одобрение государей. Поэтому есть две системы философии Лейбница: одна, которую он провозглашал, была оптимистичной, ортодоксальной и фантастичной, другая, которую обнаружили позже – была глубокой, ясной, логичной, во многом сходной с философией Спинозы (некоторые источники утверждают, что после посещения Спинозы Лейбниц занялся плагиатом).

Математические открытия Лейбница. Б. Рассел считает, что Лейбниц большое значение имеет как математик и логик, основатель математической логики. Идеи сыпались из Лейбница как из рога изобилия. В 1674 году он изобрёл вычислительную машинку, которая умела выполнять четыре арифметических действия, возводить в степень и извлекать квадратный корень. Он ввёл в научный оборот термины алгоритм и дифференциальное исчисление. Его революционный трактат об исчислении бесконечно малых величин произвёл фурор в Европе. И. Ньютон заявил, что открыл данное исчисление раньше, развернулись дискуссия и спор о приоритете. На самом деле учёные сделали открытия независимо друг от друга и разными методами. Лейбниц был настолько гениален, что у него не было нужды в плагиате. Он также изобрёл двоичную арифметику, он догадался, что двоичная арифметика лежит в основе китайской теории инь-янь. Десятичная система использует десять цифр, а двоичная только 0 и 1 (она используется в компьютерах).

Законы достаточного основания и непрерывности. Лейбниц дополнил три закона логики Аристотеля четвёртым законом достаточного основания: всякая истинная мысль должна иметь достаточное основание. Этот закон означает, что, высказывая некоторое истинное суждение, мы должны обосновать его с помощью других суждений. Лейбниц всегда особо выделял закон непрерывности. В Новых опытах он писал: ничего не происходит одним махом, и одним из моих наиболее проверенных принципов является убеждение, что природа никогда не делает скачков. Переход от малого к большому и от большого к малому всегда совершается через промежуточные величины. Закон непрерывности устанавливает, что в ряду сотворённых вещей любая возможная позиция уже занята. Принцип непрерывности можно считать предтечей вероятностной логики, когда стирается жёсткая граница между истинностью и ложностью суждений.

Предмет философии. Лейбниц первый попытался найти ключ к примирению между философией и науками, строго различать сферу философскую и научную. Лейбниц видел, что можно получить два типа знания о природе: один – философский, исследующий самые общие принципы; и другой научный, доступный познанию человека, поддающийся математической обработке.

Причины создания учения о монадах. Согласно координатной геометрии Р. Декарта, положение любой точки в пространстве можно определить через величины координат. Лейбниц стал утверждать, что мы используем эти координаты субъективно. Как мы можем знать, что координаты неподвижны, по отношению к чему? В этих вопросах в зародыше доказательство теории относительности. Абсолютного пространства или времени не существует. Наши представления о пространстве и времени являются субъективными предположениями. В результате открытия Лейбницем исчисления уменьшающихся до бесконечности малых величин значений он пришёл к выводу, что все вещи в своей основе состоят из бесконечно малых частиц, у которых нет таких атрибутов, как пространство и время.

Сознание, стремление как главное свойство монад. Эти частицы Лейбниц назвал монадами (от греч. единица), что бы указать на их простоту и неделимость, Учение о монадах, дискретных единицах мироздания он изложил в работе Монадология, тезисах своей философии. Всё существующее является либо одной простой монадой, либо совокупностью монад. Монады есть элементы всех вещей. Если что-то занимает пространство, то оно обладает протяжённостью, что означает, что оно делимо и поэтому является составным. Таким образом, эти простейшие монады не могут иметь протяженности, следовательно, они нематериальны. Подобно Декарту и Спинозе, Лейбниц основывал свою философию на понятии субстанция, но Лейбниц был не согласен с Декартом, в том, что сущностью тел является протяжённость (атрибут материи). Вызвать само движение можно только какой-то силой. По ту сторону протяжённости и движения существует нечто, обладающее не механической природой, а метафизической. По Лейбницу, действительность состоит из множества субстанций – деятельных, духовных единиц, “центров” силы, нематериальных точек, или атомов. Я нашёл, что природа этих форм состоит в силе, а отсюда вытекает нечто аналогичное сознанию и стремлению, и, следовательно, их нужно понимать наподобие того, как мы представляем себе душу. Монада-субстанция только и делает, что действует. Природу силы монады по Лейбницу надо понимать по аналогии с нашей психической деятельностью. Каждая монада обладает богатым и многообразным содержанием. Наш разум так же един, но, одновременно с этим богат и разнообразен по своему содержанию, состоящему из различных “представлений”. Кроме того, наш разум переходит от одного представления к другому и от одного желания к другому, “стремится” к постоянному обновлению.

Иерархия монад по принципу неживые, живые и мыслящие. Монады отличаются по уровню восприятия. Все монады воспринимают, но лишь некоторые обладают ещё и апперцепцией или сознанием. Есть разные уровни монад, только на самом высоком уровне монады обладают сознанием. “Голые” монады, спят без сновидений, воспринимают без апперцепции или сознания, у них пассивный характер восприятия, они образуют неорганическую природу. Другая группа монад – активно воспринимающие, имеющие душу и память, но без разума, они образуют мир живого. Наконец, есть монады, образующие души людей, обладающие сознанием, мыслящие. Высшие монады обладают более высоким уровнем сознания, потому что они отражают Вселенную гораздо яснее и отчётливее, другие более смутно. Как-то Лейбниц с приятелем пил кофе с молоком, и здесь Лейбниц вдруг сказал: что он не может решить, не содержатся ли в стоящей перед ним чашке с горячим напитком монады, которые в своё время будут человеческими душами.

Новый вариант принципа все во всём. Монада есть микрокосм и зеркало Вселенной. Всякая субстанция – как целый мир, как живое зеркало Бога или же всей вселенной, она отражает её (вселенную). Вселенная умножается во столько раз, сколько существует субстанций. Всякая субстанция несёт в себе особенности бесконечной мудрости и всемогущества Бога, подражая Ему по мере своих возможностей: она отражает, хотя и смутно, всё происходящее во вселенной, прошлое, настоящее и будущее. По Лейбницу, с тех пор как всякая монада стала постоянным живым зеркалом вселенной, зеркалом всех событий вселенной, мы, если обладаем достаточно проницательным пытливым умом, можем распознать в мельчайшей монаде всё, что произошло, происходит и произойдёт в будущем, сможем увидеть, то, что отдалённо во времени и пространстве, полную историю вселенной. В душе каждого из нас (как во всякой монаде) представлена единая связь вселенной, но только в неопределённом будущем станет возможным объединение того, что пока от нас скрыто. Смысл этой концепции Лейбниц передал выразительной формулировкой: настоящее всегда несёт в себе зародыш будущего. В каждом мгновении присутствует совокупность времён и событий во времени.

Теория виртуального знания всего. В Новом опыте о человеческом разуме Лейбниц критикует идеи, согласно которым человек рождается как чистая доска (tabula rasa). Каждая монада содержит внутри себя отражение всей жизни Вселенной. Но поскольку душа каждого человека представляет из себя монаду, Лейбниц заключает, что знание человека о себе раз и навсегда включает всё то, что с этим человеком когда-либо случится. Лейбниц начинает разрабатывать концепцию, согласно которой интеллект и его деятельность apriori предшествуют опыту. У Р. Декарта была теория врождённых идей, Лейбниц же полагает, что речь идёт не о реальной форме врождённости, а о виртуальной. Идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они врожденны потенциально. Лейбниц решительно признал, что припоминания Платона обоснованы и следует допустить даже больше. Потенциально душа знает всё.

Восстановление “финализма” и преформизм. Лейбниц использует термин Аристотеля энтелехия, потому что субстанции содержат в себе собственную детерминацию и сущностное совершенство, т.е. собственную внутреннюю цель. По Лейбницу развитие есть развёртывание внутреннего изначально заложенного содержания каждой монады, уже существующих задатков, это учение называется преформизм (от лат. заранее образую). Научная революция, Ф. Бэкон и особенно Р. Декарт произвели в истории западной философии радикальный переворот. Методы, параметры и коэффициенты, позаимствованные из математики и физики, казались единственно приемлемыми и в области философии. Но представлялись неправильными два понятия: цели или конечной причины и субстанции. Лейбниц использует именно эти понятия, отстаивая их вечность, он попытался синтезировать античное и новое в философии. В попытке пересмотреть древних в свете науки и сплавить их идеи, придав им новое качество, заключается значение Лейбница. В новой науке явления объяснялись механически. Протяжённость и движение считались достаточными причинами для адекватного разъяснения вещей. Я не хочу обвинять современных философов, пытающихся изгнать из физики конечные причины, тем не менее, я вынужден признать, что последствия этого мне кажутся опасными. Будто Бог не имел в виду никакой цели и никакого блага, когда приступал к действиям, как будто бы благо не являлось объектом его воли. Наоборот, я полагаю, что здесь-то и нужно искать начало всех законов природы и всего сущего, ибо в намерения Бога всегда входит самое лучшее и самое совершенное. Во вселенной нет ничего, что не касалось бы нас и не приспособлялось бы к тому вниманию, какое Бог оказывает нам. Поэтому, когда мы видим какой-либо хороший результат или какое-нибудь совершенство, происходящее или вытекающее из творений Бога, мы можем с уверенностью сказать, что Бог имел его целью. Он ничего не совершает случайно. Мы видим, потому что у нас есть глаза, или потому, что глаза созданы для того, что бы видеть?

Закон тождества неразличимых в контексте квантовой теории. Если все монады представляют всю вселенную, как же они различаются между собой? Существует отличие по уровню восприятия, но как тогда монады отличаются в каждой группе? Точно известно, что, несмотря на принадлежность к одному виду, два листа, два яйца, два тела никогда не бывают совершенно сходными, и бесчисленное множество разновидностей, определяются как другие особи, но не виды. Лейбниц формулирует принцип тождества неразличимых или принцип отрицания тождества и всеобщего различия. Не существует двух неразличимых субстанций, если допустить, что могут существовать две неразличимые субстанции, то они неизбежно совпадут и станут единой тождественной субстанцией. Придворные дамы пытались опровергнуть философа, они искали два одинаковых листика на одном дереве. Закон тождества неразличимых устанавливает, что любая возможная позиция занята только один раз. Как оказалось этот закон не срабатывает в микромире. Квантовая теория принесла идею тождественности, идентичности, точности объектов микро-мира, определённости атомов. В макро-мире не существует двух систем, которые были бы одинаковы, из миллиардов планетарных систем звёзд не найдётся и двух совершенно одинаковых. Атомным же явлениям свойственны определённые формы в противоположность произвольно меняющимся формам в классической механике. Два атома железа, золота или кислорода идентичны, поскольку их электронные орбиты квантованы, одинаковы очертания электронных орбит, одинаково расстояние между ними.

Принцип предустановленной гармонии. Ещё одно свойство монад отражено в суждении: у монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти. Физическое взаимодействие монад невозможно. Это порождает проблему, каким образом осуществляются отношения между монадами, как может какая-нибудь монада знать, что существуют другие. Лейбниц нашёл фантастическое решение, которое получило название системы предустановленной гармонии. И стало своеобразной эмблемой системы Лейбница. Создавая монады, Бог сделал всех их одновременно взаимосогласованными, причём основанием согласованности каждой из них со всеми остальными является их собственная природа. Взаимодействие, согласие тела и души есть результат гармонии, которую установил Бог, внешняя причина, которая всё регулирует. Это является распространением теории двух часов, которые отбивают одно и то же время в один и тот же момент, потому что работают синхронно. У Лейбница бесконечное количество часов, всем им установлено Богом отбивать одно и то же время и в один и тот же момент не потому, что они влияют друг на друга, но потому, что каждые из них являются совершенно точным механизмом. Тем, кому предустановленная гармония казалась странной, Лейбниц указывал, какое прекрасное доказательство давала она существованию Бога. Субстанции не действуют друг на друга, но все согласованно отражают Вселенную, каждая со своей точки зрения.

Теория нашего мира как лучшего из всех возможных. Именно Лейбниц ввёл в философию термин теодиция, происходящий от греческих слов Бог и право. У Лейбница можно найти доказательства существования Бога. В основном они повторяют аргументы Аристотеля и Ф. Аквинского о существовании первопричины, самого лучшего и т.д., у Лейбница – последнее достаточное основание, последняя причина, высшее совершенство. Существует бесконечное количество возможных миров, но Бог решил сотворить лучший из миров. При творении универсума Он избрал план наилучший, соединяющий в себе величайшее многообразие вместе с величайшим порядком. Он мог бы сотворить мир без зла, но этот мир не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым злом. Пример, глоток холодной воды в жару, когда вы страдаете от жажды, может дать такое удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без неё не было бы так велико последующее наслаждение. Наказание служит средством исправления, зло часто помогает больше полюбить благо, а иногда способствует усовершенствованию того, кто его терпит. Зло есть теневой компонент гармонии и не создано Богом, но лишь допущено с целью подчеркнуть добро. С другой стороны зло есть изначальное несовершенство человека. Для Бога логически невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть греху не быть. Бог сделал человека свободным, но Он предвидел, что Адам съест яблоко, и что грех неизбежно повлечёт за собой наказание.

Выводы из монадологии в контексте современной науки. Во-первых, теория лучшего мира была высмеяна Вольтером, всё к лучшему, можно не принимать в расчёт зло, например, землетрясение и смерть тысяч человек. Б. Рассел назвал теорию Лейбница пустой оптимистической метафизикой для принцесс.

Во-вторых, мы можем рассматривать учение о монадах как фантастику. Самый главный вопрос: как может материальный мир состоять из нематериальных частиц? Что значит – материальный мир лишь видимость? Самое странное в том, что можно увидеть удивительное сходство с интереснейшими проблемами современного естествознания. Ядро атома по сравнению с самим атомом имеет такой же размер, как кончик иголки по сравнению с куполом собора, то есть в атоме не так уж много материального. Квантовая теория рассматривает электроны не как материальные частицы, а как волны.

В-третьих, невозможно рассматривать единицы мироздания без окон и дверей. Согласно Лейбницу, монады не подчиняются действиям законов причины и следствия: между ними не существует причинной связи. Противореча сам себе, Лейбниц выдвинул принцип совершеннейшей связи. Этот принцип соответствует современным представлениям. Вот что можно прочитать у Лейбница. Всё существующее взаимосвязано, всякое изменение затрагивает все субстанции. Вселенная, какова бы она ни была, в своей совокупности есть как бы океан, малейшее движение в нём распространяет своё действие на самое отдалённое расстояние, хотя, конечно, с убылью силы. Всё дышит взаимным согласием. В природе нет ничего бесполезного, и всё спутанное должно развернуться.

В-четвёртых, монадология предписывает воспринимать человеческие поступки не только как предикаты, неизбежно включённые в субъект, но ещё и как предусмотренные и предназначенные Богом от века события. В таком подходе свобода кажется иллюзорной. Система Лейбница так же детерминистична, как и система Спинозы.

В-пятых, многие методологические принципы Лейбница нашли применение в современном естествознании: наличие переходных форм неживое-живое-человек, диалектика непрерывности (природа не делает скачков) и квантованности (монады без окон и дверей), принципы взаимосвязи и свёрнутости всего в сознании.

Наконец, если непротяжённые монады – то, из чего мир состоит, то эта логика рассуждений приводит к одному из самых глубоких вопросов науки и философии. Мы знаем о мире что-то благодаря органам чувств и приборов. Но как мы можем знать, что реальность “по ту сторону” совпадает с ощущениями и даже показаниями сложнейших измерительных приборов? Факт заключается в том, что мы этого не знаем.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия Нового времени (9)

    Реферат >> Философия
    ... усматривает только множественность вещей и ... поиск единства и устойчивости мира трансформировался в решение проблемы о субстанции ( ... субстанции. 2.3 Готфрид Лейбниц (1646-1716) Подобно Декарту и Спинозе, Лейбниц основывал свою философию на понятии "субстанции" ...
  2. Философия и философские направления.

    Шпаргалка >> Философия
    ... философии Нового времени являлась проблема субстанции. Субстанция - «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства ... от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, ... как Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др., напротив, ...
  3. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    ... о противостоянии субстанции мыслящей и субстанции протяженной, ... множественности, пустота же воплощала единство, ... философии и всех наук. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц ... философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема ...
  4. Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения

    Конспект >> Философия
    ... ) единой субстанции. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения ...
  5. Философия (18)

    Реферат >> Философия
    ... . ⌠Сущность■ (в латинской традиции ⌠субстанция■, ⌠эссенция■) и ⌠ипостась■ ... Спинозы (1631 - 177) и Готфрида Лейбница. Философия Спинозы ... пространство и время, множественность отдельных вещей и ... истории и культуры. Проблема единства культурно - исторического ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020558834075928